Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:54, курсовая работа
Современная начальная школа находится на этапе модернизации. Она требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим перед школой стоит проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Современные информационные технологии в образовании…………………..5
Образовательные информационные технологии. Понятие и общая характеристика ………………………………………………………………...…….5
Способы информатизации процесса обучения………………………….……..13
2. Теоретические и практические аспекты эффективности использования информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса в начальной школе…………………………………………….……...…19
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе……………………………………………………………………….……….19
Эффективность информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса ……………………….. ……………….…….....25
Заключение……………………………………………………………...…………..35
Список литературы…………………………………………………………..……..36
— продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными явными и латентными ассоциативными связями).
Образовательный мониторинг
– форма организации, сбора, хранения,
обработки и распространения информации
о деятельности педагогической системы,
обеспечивающая непрерывное отслеживание
ее состояния, своевременную корректировку
и прогнозирование ее развития.
С целью анализа результативности
работы педагогического и ученического
коллективов, в целом результативности
работы школы в течение учебного года
осуществляется педагогический мониторинг
по разным направлениям.[25]
При проведении мониторинга
большое внимание уделяется показателям
Мониторинг предусматривает
различные источники и способы получения
информации (промежуточный и итоговый
контроль, итоговая аттестация обучающихся,
анкетные опросы участников образовательного
процесса, экспертное оценивание, внутришкольная
отчетность и др.).
Отслеживается уровень обученности
и качество знаний по предметам, четвертям,
по годам; определяется успешность работы
учителя в конкретном классе, выявляется
резерв качества, т.е. отслеживается успешность
обучающихся, имеющих одну-две тройки
и т.д.
Содержание мониторинга в образовательном
учреждении определяется в зависимости
от целей и конкретных задач. Администрации
и педагогическому коллективу предстоит
разобраться в обилии фактов, провести
их сортировку, отсеять несущественное,
выделить главное, оценить с точки зрения
их влияния на ход и результаты образовательного
процесса и затем принять наиболее обоснованные
оптимальные решения.
С внедрением информационных
технологий связано более широкое понимание
управление обучением, осознаваемое не
только как управление школой, но и как
управление процессом обучения каждого
ученика.
Это побуждает администрацию
и учителей к глубокому системному анализу
образовательной ситуации, осмыслению
результатов своей работы, ее положительных
сторон и недостатков.
Все направления нашей деятельности
взаимосвязаны и позволяют выявить наиболее
перспективные с точки зрения использования
новых информационных технологий функции
и задачи управления школой, создавать
новые, более благоприятные условия эффективной
совместной деятельности участников образовательного
взаимодействия.
Такая работа для школьного
коллектива трудна, но полезна и очень
необходима: она помогает осознать как
сильные, так и слабые стороны в работе,
увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего
совершенствования, определить приоритеты
для развития.
В конечном итоге система педагогического
мониторинга позволяет получить точную,
объективную и сопоставимую информацию
о сильных и слабых сторонах деятельности
образовательного учреждения и на ее основе
своевременно корректировать эту деятельность
и прогнозировать дальнейшее развитие
системы. На внутришкольном уровне с учетом
данных мониторинга организуется личностно
ориентированный процесс. По итогам мониторинга
в зависимости от его формы, целей и задач
и с учетом реального положения дел проводятся
заседания педагогического, методического
советов, совета школы как органа общественного
управления, совещания при директоре;
выявленные проблемы и предложения фиксируются
в документации согласно номенклатуре
дел школы.[24]
Таким образом, практика мониторинга
позволяет рассмотреть все явления школьной
жизни через призму педагогического анализа,
через постоянный процесс соотнесения
результатов с поставленными задачами,
корректировку всех видов управленческой
деятельности и, самое главное, выявление
путей и условий повышения эффективности
и качества образования.
Для администрации
повышению качества
Мониторинг осуществляется
В соответствии с
Особая роль в организации мониторинга
принадлежит учителю. Основная его задача
– управление качеством обучения на уровне
ученика.
Мониторинг качества
обучения на уровне ученика связан с оценкой
результатов образовательного процесса.
Он направлен
на анализ
выполнения требований стандарта общего
начального образования, отслеживание
уровня сформированности предметных знаний,
умений и способов учебной
деятельности учащихся. Задача мониторинга
качества обучения на уровне ученикавыявить:
- соответствие знаний учащихся требованиям
к уровню подготовки обучающихся в начальной
школе;
- эффективность организации учебного
процесса, его методического обеспечения;
- уровень сформированности общеучебных
умений и навыков;
- проблемы в знаниях детей по разным разделам
программного материала.
Мониторинг качества обучения
на уровне ученика организуется на основе
диагностических методов по этапам по
основным предметам начальной школы.
Методика мониторинговых исследований
проста. Работа
начинается при составлении календарно
- тематического плана, когда составляется
подробный план диагностики знаний, умений
и навыков учащихся по ключевым темам
программы данного класса. Это значит,
что учитель должен знать программу по
предмету и программные требования к знаниям,
умения и навыкам обучающихся. Одно из
положений мониторинга качества обучения:
контроль необходимо осуществлять с такой
частотой, чтобы надежно проверить все,
то важное, что обучаемым надлежит знать
и уметь. Поэтому учитель планирует входной
контроль до изучения темы, текущий контроль
в течение изучения темы и итоговый контроль
после изучения темы.
Цель входной диагностики - оценка уровня сформированности предметных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения темы.
Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Её цель - систематический анализ процесса формирования общеучебных умений и навыков, стимулирование учебного труда ребенка. Учитель оценивает надежность сформированности тех способов действий, которым он учил, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю также оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса. При проведении текущего контроля обучающимся не выставляются отметки 3 и 2, так как идёт только формирование умений[27]
Учителями начальной школы создан банк проверочных работ. При организации итоговой диагностики чаще всего используются тестовые работы, состоящие из разноуровневых заданий. Это позволяет не только контролировать и направлять процесс формирования качества знаний обучающихся, но и их интеллектуальное развитие. Проверочная работа имеет определённую структуру и состоит из 2 частей. Первая часть проверяет умение работать в стандартной ситуации. Цель - проверить понимание изучаемого материала. Эта часть заданий обеспечивает проверку фактических знаний, соответствующих базовому уровню.
Вторая часть проверяет уровень сформированности умений применять фактические знания в изменённой ситуации. Задания 2 части предусматривают самостоятельный поисковый характер. Причём эти задания не требуют дополнительных знаний, выходящих за рамки программы. Они развивают познавательный интерес, дают возможность школьнику показать свой уровень развития, умение найти выход из нестандартной ситуации. Это заставляет учителя разрабатывать дополнительно задания творческого характера и использовать их на каждом уроке.[28]
Какие же основные подходы к оценке образовательных достижений нами используются?
Во-первых, делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет).
Во вторых, учитель оценивает уровень и процент освоения изученного материала (определяет уровень качественной, абсолютной успеваемости и степень обученности).
В-третьих, учитель оценивает уровень конкретного ученика. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.
Кроме обычной оценки уровня сформированности предметных знаний и умений, учитель анализирует уровень сформированности умения. Оптимальный уровень 80-100%. Допустимый уровень 65-80%, критический уровень - 50-65%, недопустимый уровень до 50%. Отдельно по этим же критериям рассматриваются ошибки. Причём каждая ошибка анализируется как в количественном соотношении, так и в процентном отношении.
Если обучающимися в проверочной работе допущено большое количество ошибок, то учитель намечает план коррекционной работы и через определённый промежуток времени вновь проверяет уровень сформированности умения или навыка.
Очень важный момент мониторинга качества обучения на уровне ученик – аналитическая тетрадь, которую введёт каждый учитель. Здесь фиксируются ошибки каждого ученика, качество усвоения программного материала, планируются темы, которые нуждаются в коррекции. Аналитическая тетрадь позволяет располагать данными об уровне подготовки, как каждого школьника, так и класса в целом.
Мониторинг — сложное педагогическое явление, которое может быть охарактеризовано и как система, и как процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации, одновременно выступая подсистемой управления образованием. Цель является системообразующим элементом мониторинга как и любой деятельностной системы: чтобы система работала, необходимо определить, ради чего она должна действовать. Цель как центральная нить мониторинга пронизывает все остальные элементы системы: исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторинга. [10]
Все искусственные системы, какой является и система мониторинга, обладают свойством организованности. Организованность системы определяется уровнем управления связями между элементами системы и связями системы с окружающей средой. Свойство организованности системы выражает не случайное суммирование ее элементов, а специальную организацию их взаимодействия. Поэтому система мониторинга будет работать только в том случае, если все ее элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет специально организовано, а научной базой организации и осуществления мониторинга станут принципы: целенаправленности, непрерывности, целостности и разносторонности, согласованности действий его субъектов, адресности и гласности добываемой с его помощью информации.
Мониторинг — это и процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.
2.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА МОНИТОРИНГА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В ходе выполнения этапов программы информатизации необходимо проведение мероприятий направленных на отслеживание текущих изменений и анализа полученных результатов. Другими словами, необходимо систематическое проведение мониторинга и оценки эффективности внедрения информационных технологий в данной организации образования.
В настоящее время «мониторинг» рассматривается как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. А «мониторинг информатизации» - это наблюдение, оценка, анализ состояния, прогноз развития и разработка альтернативных вариантов регулирования информатизации.[18]
Мониторинг является регулярной процедурой и должен проводиться несколько раз в течение всего времени реализации программы.
Мониторинг является частью управления программой – одним из инструментов управления программой, обеспечивающим обратную связь в управлении, объектом которого является ход выполнения программных мероприятий.
Традиционная закрытость системы
образования для участия в управлении
ее деятельностью негосударственных структур
сменяется переходам к общественно-государственным
формам управления качеством образовательной
деятельности. В немалой степени этому
способствуют попытки организации системы
мониторинговых отношений между государством,
обществом и школой по поводу качества
образовательного продукта и стратегического
планирования развития системы образования
в целом. Мониторинг является важнейшим
компонентом эффективного управления.
Формирование единой непротиворечивой
системы мониторинга образовательного
процесса в школе является одной из основных
задач при осуществлении стратегического
планирования и управления по результатам
деятельности. К основным компонентам такой
системы относятся объекты мониторинга,
субъекты, его осуществляющие, а также
методы и средства, обеспечивающие взаимодействие
между ними.
Зачастую мониторинг качества
образовательной деятельности в школе
рассматривается не с позиций целей управления,
а как форма получения, передачи и накопления
информации, что препятствует его использованию
как инструмента управления качеством.
Деятельность образовательного учреждения
не может быть в полной мере эффективной
без цельной многоаспектной системы отслеживания
образовательных эффектов деятельности
школы и качества ее продуктов. В особенности
это касается деятельности сетевой школы
как инновационной формы организации
непрерывного образовательного процесса. [25]
Для формулировки целей образовательного
мониторинга следует определить, что понимается
под качеством образовательного продукта.
Если качественное образование имеет
своим результатом согласованность и
реализованность целей основных субъектов
образования, то необходимо определить
позиции основных субъектных групп образовательного
процесса и явным образом представить
их целевые установки. Кроме традиционных
форм организации мониторинга таких как
проведение контрольных срезов, инспекций,
экспертиз, возможен и нестандартный подход
к выполнению такого рода деятельности.
К наиболее перспективным формам относятся
различного рода смотры, конкурсы мастерства,
общественные сходы, приобретающий все
большую значимость публичный отчет образовательного
учреждения.
Особенностями перечисленных
форм организации мониторинга является
их открытость, конкурсный характер процедур,
ориентированность на конкретный, однозначно
интерпретируемый результат. Кроме того,
такие формы организации мониторинга
позволяют создавать интегрированные
управленческие структуры (сети), вторичной
функцией которых будет, в том числе, и
развитие образовательного пространства
муниципалитета.
Таким образом, эффективная
система мониторинга, действующая на принципах
открытости, разноуровневости и субъектности
образования и его результатов позволяет
как организовать эффективное управление
качеством образования, так и сама выполнять
определенные образовательные и системообразующие
функции, способствуя укоренению таких
норм взаимоотношений школы, власти и
социума, которые станут основой участия
всех социальных структур в комплексном
развитии социально-образовательной среды,
устраняя существующий разрыв в сфере
общественных образовательных взаимоотношений. [29]