Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная начальная школа находится на этапе модернизации. Она требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим перед школой стоит проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Современные информационные технологии в образовании…………………..5
Образовательные информационные технологии. Понятие и общая характеристика ………………………………………………………………...…….5
Способы информатизации процесса обучения………………………….……..13
2. Теоретические и практические аспекты эффективности использования информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса в начальной школе…………………………………………….……...…19
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе……………………………………………………………………….……….19
Эффективность информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса ……………………….. ……………….…….....25
Заключение……………………………………………………………...…………..35
Список литературы…………………………………………………………..……..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

       Современные средства информационных и телекоммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрение современных инновационных педагогических технологий.

      Развитие единой образовательной информационной среды относится к числу важнейших условий, инструментов и результатов модернизации системы образования нацеленной на: (1) повышение конкурентоспособности казахстанского образования, (2) обеспечение равных возможностей всем гражданам на получение образования , в том числе детям с ограниченными физическими возможностями, (3) улучшение управления, мониторинга и контроля системы образования, (4) развитие образования в сельских регионах (учитывая огромную территориальную протяженность государства и низкую плотность населения) и включает следующие задачи:

  1. Модернизация системы казахстанского образования. Создание условий для реализации моделей открытого образования, в том числе: для обеспечения равных возможностей на получение образования для всех жителей РК, возможности для вариативности и индивидуализации образования, реализации основных педагогических систем казахстанского образования;
  2. Модернизация управления образованием на базе ИКТ. Формирование системы методической поддержки по использованию ИКТ для преподавателей образовательных учреждений всех уровней, проведение повышения квалификации и переподготовки преподавателей общеобразовательных учреждений, преподавателей системы дополнительного образования детей в области новых информационных технологий;
  3. ИКТ в кадровом обеспечении образования (подбор кадров, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка, аттестация кадров, обобщение опыта). Развитие творческого потенциала учителя за счет участия его в формировании и использовании цифровых образовательных ресурсов. Динамичное развитие и распространение различных методик преподавания. Интерактивное взаимодействие всех объектов образования между собой.
  4. Создание образовательно-просветительских программ собственного производства для применения в системе дошкольного, начального и среднего образования. Формирование и развитие национального контента единой информационной образовательной среды РК;
  5. Создание и внедрение системы дистанционной поддержки образовательного процесса, ориентированного в том числе на детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, одаренных и мотивированных к дальнейшему продолжению обучения детей; педагогов, работающих с этими категориями детей, управленцев. Создание условий учащимся РК с ограниченными возможностями здоровья для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования;
  6. Развитие системы поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования возможностей новых информационных технологий для организации общения одаренных детей с ведущими преподавателями и учеными;[30]

     Вопрос заключается  в том, как выстроить грамотно  мониторинг качества образования и как именно здесь могут помочь информационные технологии. Для эффективного управления образовательным учреждением, необходима четко выстроенная программа мониторинга образовательного процесса. Все участники образовательного процесса должны знать к какому сроку формируются отчетные и аналитические материалы, когда и какие измерения, срезы, опросы будут проводиться и с помощью каких диагностических методик и инструментов. Открытость и доступность данного процесса позволяет сделать обратную связь плановый и непрерывной, а управленческие решения более эффективными и продуманными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализ литературных  источников показал, что в настоящее  время достаточно полно разработаны  теоретические основы информатизации образования. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение учебных кабинетов начальной школы дидактической техникой. Очень важным становится мониторинг, направленный на развитие личности учащихся, в частности, успешности их достижений: анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся, который  осуществляется на основе информации, обрабатываемой в целом по школе, по ступеням обучения по каждому классу в отдельности. Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК. Мониторинг посещений учащимися учебных занятий позволяет получать актуальную информацию об учащихся, допускающих пропуски занятий без уважительной причины. Данный контроль осуществляется нами ежемесячно с опорой на информацию, предоставляемую классными руководителями в виде специального шаблона-матрицы. Актуализация банка данных по данному направлению осуществляется 1 раз в четверть. В зону внимания попадают учащиеся, пропустившие 3 и более дня без уважительной причины. Выясняются причины пропусков, принимаются управленческие решения, направленные на предотвращение этих причин (информирование и беседы с родителями, учеником и пр., в зависимости от каждого конкретного случая).  Если в следующей четверти пропуски повторяются, информация об учащемся заносится в банк данных и ученик попадает в категорию «Склонного к пропускам занятий». В результате такого мониторинга за последние несколько лет в школе отсутствует отсев учащихся и имеется небольшое количество неуспевающих. Показана эффективность информационных технологий в образовательном мониторинге, её влияние на развитие образования в начальной школе.

   СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1.     Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с.
    2.      Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1)
    3.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.
    4. .       Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения.//Педагогика. 2007, № 6.
    5. .       Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г. № 1.
    6. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6. –С.14.
    7.    Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование». 1998 г.
    8. Амонашвили Ш.А. Воспитательные и образовательные функции оценки  учения школьников. –М.,1984.
    9. Амонашвили Ш.А.  Обучение. Оценка. Отметка. –М.,1980
    10. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. –М.,1999. Стр. 150-155.
    11. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. /Под ред. Скаткина М.Н., Краевского В.В. –М., 1978.
    12. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? –М., 1977.
    13. Педагогика. / Под ред. Хмель Н.Д. Алматы, 2003. Стр. 280-294.
    14. Подласый И.П. Педагогика. Кн 1. –М., 1999. Тема 8. Стр. 544-571.
    15. Педагогика. /Под ред. Пидкасистого П.И. Гл. 13. Стр. 397-424.
    16. Полонский О.М. Оценка знаний школьников. –М., 1982.
    17. Педагогика. /Плд ред. Крившенко Л.П. –М., 2004. Гл. 18. Стр. 310-317.
    18. Шамова Т.И. , Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. –М.,2001. Стр.228-242.
    19. Шишов С.Е.,Кальней В.А. Мониторинг  качества образования в школе.-М., 1998
    20. Рыбина, О.В. Мониторинг и диагностика качества знаний/ О.В. Рыбина //Образование в современной школе.-2008.-№9.-С.5-8.
    21. Рачкова, В.А. Служба мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения качества образования/ В.А. Рачкова, Н.И. Плехова //Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2008.-№6.-С.10-14.
    22. Кузнецова, О.П., Мониторинг качества школьного образования/ О.П. Кузнецова, И.С.Денисова, Т.С. Чернышева и др. //Управление качеством образования.-2008.-№3.-С.45-62.
    23. Бурдакова, О.П. Мониторинг как механизм управления качеством образования школьников/ О.П. Бурдакова // Управление качеством образования.-2007.-№3.-С.53-69.
    24. Баранова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса/ В.В. Баранова // Образование в современной школе.-2008.-№1.-С.3-8.
    25. Информационные технологии в народном образовании. Методические разработки. -  1991
    26. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000
    27. Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча /Т.И.Галкина, Н.П.Озерова. - Ростов н/Д: Феникс,2006.-384с.
    28. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.
    29. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. Проф. А.А. Красновского. – М.: Учпедгиз, 1955. -652 с. 
    30. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение №1

 

Инструкция для школьного координатора

по проведению мониторинга.

 

1  Общие положения.

Инструкция определяет деятельность школьного координатора по  организации и проведению мониторинга  в соответствии с региональной программой мониторинговых исследований Саратовской области.

В мониторинге принимают участие обучающиеся 4 классов  общеобразовательных учреждений муниципальных образований области, обучающиеся по очной форме, за исключением обучающихся, находящихся на длительном лечении в больницах, а также обучающихся на дому.

Подготовку и проведение мониторинга в образовательном учреждении осуществляет школьный координатор, который  назначается приказом директора.

Школьные координаторы и организаторы мониторинга должны руководствоваться в своей деятельности нормативными правовыми актами, распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга.

Школьный координатор несет ответственность за соблюдение процедуры мониторинга и соблюдение информационной безопасности при его проведении.

Мониторинг проводится в общеобразовательном учреждении при соблюдении следующих требований:

наличие необходимого количества посадочных мест в аудиториях;

обеспеченность учреждения средствами связи: телефоном, по возможности, факсом и электронной почтой;

соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности.

Школьным координатором и организаторами в аудиториях могут быть преподаватели общеобразовательных учреждений, в которых проводится мониторинг, не преподающие в классе, где  проводится  тестирование.

С целью координации размещения детей по классам и разрешения форс-мажорных ситуаций во время проведения мониторинга необходимо присутствие классного руководителя обучающихся в ОУ. С момента начала мониторинга классный руководитель не имеет права находиться в аудиториях, где проводится мониторинг.

Во время проведения мониторинга в здании общеобразовательного учреждения кроме участников мониторинга могут находиться:

  • уполномоченные представители министерства образования, муниципальных органов управления образованием;
  • общественные наблюдатели, имеющие аккредитацию муниципальных органов управления образованием. Вход общественных наблюдателей осуществляется по предъявлении паспорта или удостоверения, заверенного  муниципальным органом управления образованием. Дежурные на входе должны зарегистрировать время прихода и ухода общественных наблюдателей в журнале регистрации входящих в общеобразовательное учреждение и сообщить о приходе общественных наблюдателей школьному координатору. Школьный координатор должен распределить общественных наблюдателей по аудиториям и проинструктировать их о правах и обязанностях общественных наблюдателей.

 

2  Обязанности школьного  координатора

 

Школьный координатор осуществляет сбор информации об аудиторном фонде, участниках мониторинга с помощью программного обеспечения. Данные приложения заполняются школьными координаторами и направляются по электронной почте в указанные сроки.

Школьный координатор осуществляет подготовку к проведению мониторинга в общеобразовательном учреждении, проведение мониторинга, сбор и передачу результатов мониторинговых исследований.

Школьный координатор формируют группы обучающихся с разным уровнем подготовленности для участия в мониторинге, о чем сообщает классным руководителям обучающихся.

Школьный координатор содействуют созданию благоприятного микроклимата среди участников образовательного процесса в период подготовки и проведения мониторинга.

За два дня до проведения мониторинга школьный координатор должен ознакомить под подпись организаторов с нормативной правовой базой проведения мониторинга, порядком, инструментарием и методикой проведения мониторинга.

 

3  Организация и проведение мониторинга

 

Директор общеобразовательного учреждения по согласованию со школьным координатором назначает приказом организаторов, которые будут проводить мониторинг в классах.

В каждую аудиторию назначается один организатор и один резервный организатор на данное ОУ на случай непредвиденных обстоятельств.

Школьный координатор обеспечивает условия для проведения мониторинга, проверяет готовность аудиторий к проведению мониторинга, присутствие  организатора, наличие обучающихся в соответствии со списками. Информирует участников мониторинга посредством классных руководителей о плане рассадки по аудиториям.

В случае отсутствия обучающегося классный руководитель выясняет причину и доводит до сведения школьного  координатора.

 

 

 

Приложение №2

 

Методические рекомендации для учителей математики по использованию новых информационных технологий на уроках

 

Пример организации проверки выполнения домашнего задания.

 
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. 
 
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать: 
1.    мультимедиа технологии:

а).презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач