Использование компьютера в подготовке детей к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Возможности компьютерных технологий в образовании огромны и еще далеко не полностью используемы. В наибольшей степени это относится к дошкольному образованию. Особенности восприятия дошкольника, требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер. Дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нем служит дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызывать негативизм. Внимание и интерес при этом удерживаются значительно дольше.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ……………………………………....5
Глава 2. Игра - основное условие использования компьютера в подготовке детей к обучению грамоте в ДОУ…………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………….…14
Список литературы………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

Используя компьютер, упражнения, подбираются педагогом  в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Такой подход позволяет заниматься развитием межанализаторных связей, мелкой моторики системно, продвигаясь  от простого к сложному, дополнительно развивая при этом лексико-грамматический строй речи. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где, чья тень?»), памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, сериация и т.д.). Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать педагог, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры»,  «Учимся говорить правильно», которые предназначены для коррекции развития речи у детей и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

    Сюда же включаются  упражнения на развитие слуховой  памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме.

Контингент  дошкольников, воспитывающихся в  детском саду, составляют дети, имеющие  разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей  требует особого подхода, который  предусматривает постоянную эмоциональную  поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем  является – мотивация. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации  и дифференциации звуков.

С целью оптимизации  процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников в детских  садах воспитатели стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились  реальные возможности для качественной индивидуализации подготовки детей  к обучению грамоте, значительно  возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование  компьютера позволяет заниматься с  несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного  внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным  материалом, что способствует достижению поставленных целей. Воспитатель не только использует компьютерный материал на своих занятиях, но и дает возможность родителям, которые имеют дома компьютер, продолжить с ребенком занятия в выходные дни. Таким образом, новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям по обучению грамоте, что позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности.

Использование компьютерных технологий в подготовке детей к обучению грамоте  –  это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его  оформление с помощью различных  информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые  карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в  электронном виде, создание презентаций  по лексическим темам: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные» и т.д., облегчает работу, сокращает время, затрачиваемое воспитателем  на ведение необходимой документации.

Используя в  своей деятельности ИКТ, с целью  повышения эффективности процесса подготовки детей к обучению грамоте, воспитатель при этом решает следующие задачи: повышение мотивации детей к занятиям по обучению грамоте; формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и педагогом; адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой; положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Ребенок в  диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к ребёнку является стимулом в  работе и не только повышает уровень  знаний по определенной теме, но и демонстрирует  потенциальные возможности использования  компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование  компьютера приводит к повышению  мотивации детей к занятиям, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и воспитателем. Ребенок воспринимает педагога как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать воспитателя о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и воспитатель похвалили его. При этом и у педагога появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия, кроме того, стремится выполнять «компьютерные» домашние задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изменившиеся социальные условия  повлекли за собой осознание необходимости  знакомства и обучения безопасному  владению вычислительной техникой и  дошкольников. Занятия на  компьютерах  в детских дошкольных образовательных  учреждениях позволяют решать задачи по трем основным направлениям деятельности – воспитание, обучение, развитие. По мнению педагогов занятия дошкольников на компьютерах развивают умственные способности детей, их память, внимание, воображение, речь. На занятиях компьютерной грамотой дети  приобретают навыки безопасного пользования компьютером, преодолевают естественный страх перед  вычислительной техникой, который, кстати, не могут преодолеть многие взрослые люди. Дошкольники закрепляют уже  имеющиеся у них знания в новых  для них условиях, учатся понимать учебную задачу и решать её, проявляя осознанность, гибкость, самостоятельность  мышления. Кроме этого, у  ребёнка  развиваются мышцы мелкой моторики, что, по мнению специалистов, не только подготавливает руку к письму в школе, но и напрямую связано с развитием  мозга ребёнка. Обучаясь новому и  преодолевая неизбежные ошибки, дети формируют свою личность, развивая такие качества, как терпение, трудолюбие, настойчивость, учатся адекватно реагировать  на ошибку, понимая, что её можно  исправить. Поскольку занятия в  компьютерном классе – дело для  дошкольников весьма привлекательное, было бы ошибкой не использовать эту  эффективную возможность для  формирования познавательной активности детей, и, как следствия, высокой  произвольности поведения.

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- использование  информационно-коммуникативных технологий  в дошкольном учреждении являются  обогащающим и преобразующим  фактором развивающей предметной  среды. 

- компьютер  и интерактивное оборудование  может быть использован в работе  с детьми старшего дошкольного  возраста при безусловном соблюдении  физиолого-гигиенических, эргономических  и психолого-педагогических ограничительных  и разрешающих норм и рекомендаций.

- рекомендуется  применять компьютерные игровые  развивающие и обучающие программы подготавливающие к обучению грамоте, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

- необходимо  вводить современные информационные  технологии в систему дидактики  детского сада, т.е. стремиться  к органическому сочетанию традиционных  и компьютерных средств развития  личности ребенка.

 

С развитием  современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая  касается всех членов общества. Воздействие  ребенка с компьютером, интерактивным  оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет  развиваться наше общество, так как  современное общество требует знаний работы с компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы/Б. С. Гершунский. – М., 1987.

2. Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Изд-во Моск. психол.–соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2004.

3. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр/ Н. А. Коробейников// Детский сад и семья. – 2002. - № 5.

4. Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Изд. Центр «Вентана_ Граф». - 2004.

5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.

6. Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. – 1989. - №9.

7. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.

Степанова М. Ребенок и компьютер // Директор школы. – 2000. №5.

8.Тарловская, Н. Ф. Игры на компьютерах / Н. Ф. Тарловская // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 2.    

9. Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников.

          10. http://www.logopedmaster.ru/sections/

          11. http://www.tc-sfera.ru/public/index.php

12. Festival1@september.ru


Информация о работе Использование компьютера в подготовке детей к обучению грамоте