Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклор в развитии речи детей.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Пословицы и  поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.  Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, нужно учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения с взрослым.

 На фольклорно-игровых  занятиях нужно использовать  прием действенного соучастия  детей, привлечение детей к  поисковой деятельности, самостоятельности,  развивать их фантазию (Приложение 6).

 Неизменный  интерес на играх вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока...», «кусок пирога...», «белый платочек на шею...». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

                                 Уж, ты, котенька - коток,

                                 Котя-серенький хвосток!

                                 Приди, котик, ночевать,

                                 Мою деточку качать,

                                 Прибаюкивать.

 Для того  чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используются народные песенки - потешки «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», « Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. В ходе занятий по фольклору с детьми применяются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

 Итак, ранний  период жизни ребенка во многом  зависит от взрослых, воспитывающих  малыша. Прекрасно, если родители  и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

 Таким образом,  целенаправленное и систематическое  использование малых форм фольклора  создает необходимые основы для  овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

В  работе нужно  использовать  определенную систему  игр и упражнений с постепенным  усложнением. И тогда результатом  будут положительные эмоции, веселое  и  бодрое настроение  детей,  которое  помогает овладеть родным языком, развивает  память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

 

 

 

1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования

 

 Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики [8]. Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа.

 Педагогика  как академическая наука существует несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий назад человечество вынуждено было передавать накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое выражение в сотнях пословиц и поговорок («Люби дитю, но не оказывай», «Учи ребенка, пока поперек лавки лежит, а коли вдоль ляжет - поздно», «Яблоко далеко от яблони не падает» и мн. др.). В сказках показана роль смеха в жизни людей, сила любви, классовость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах и мужиках и т. п.). Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания.

 «У народа, - пишет В.А. Василенко, - были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой» [1].

 

 Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями», а может быть именно поэтому, произведения материнской поэзии часто являются высокохудожественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка. Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно.

Обычные методы филологического анализа неприемлемы. В этих произведениях как бы перекрещиваются, сплавляются интересы и устремления фольклористики, этнографии, педагогики и психологии детства. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзию пестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам; О.И. Капица выделяла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэзии; она же названием «песенки и прибаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не видела разницы между прибауткой и песенкой; В.П. Аникин объединил их термином «прибаутки». Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившиеся к детскому фольклору, «говорят на разных языках» [9].

Рассматривая  жанр как функцию, выраженную в художественной структуре, представляется целесообразным выделить по совокупности признаков  следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки.

                       1.4.  Особенности бытового фольклора

   

Бытовыми в  широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так  как они теснейшим образом  связаны с детским бытом. Но колыбельные  песни, пестушки, потешки, прибаутки  имеют четко выраженную воспитательную функцию, считалки, жеребьевые сговорки, игры - игровую и т.д., что позволяет объединить их по функциональному признаку и выделить:

  • поэзию пестования,
  • игровой фольклор,
  • потешный фольклор.

Но в детском  фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, детские песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функций (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативно-речевой (дразнилки, прозвища).

Все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта, мы и относим к детскому бытовому фольклору:

      • детские народные песни;
      • заклички и приговорки;
      • детская обрядовая поэзия;
      • детские сказки.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста

     2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора

 

 В предыдущей главе были рассмотрены теоретические аспекты использования малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса мероприятий, направленных на развитии  речи детей раннего возраста посредством использования малых форм устного народного творчества, был проведен педагогический эксперимент на базе МБДОУ № 2 н.п. Африканда.   

Диагностика показывает, насколько дети владеют жанрами малых форм фольклора. Во время проведения диагностического обследования поддерживалась доверительная, доброжелательная атмосфера: не показывалось  недовольство неправильных действий детей, не указывали на ошибки, не выносились оценочные суждения, чаще всего говорилось: «очень хорошо!», «Молодец!», «Я вижу, у тебя замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не превышало 15 минут.

При разработке диагностический процедуры и  отборе диагностических средств учитывалась экономичность  и надежность методики, её соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В основе оценки результатов эксперимента лежит критериальная шкала, разработанная С.С.Дреер, А.Н.Потыкан «Комплексная диагностика уровней освоения программы» (к программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).

Были продиагностированы следующие знания детей фольклора:

- знание колыбельных  песенок (задание 1);

-  потешки  - игры с пальчиками, ручками (задание  2);

- заклички - обращение  к явлениям природы (солнцу, ветру,  дождю, снегу,   радуге,    деревьям) (задание 3);

- хороводные  игры (задание 4);

- умение рассказывать  сказки (задание 5)

Необходимо  отметить, что в эксперименте приняли  участие семь детей контрольной  группы и семь детей экспериментальной  группы.

Результаты диагностики показаны в таблице 1, где высокий уровень – 12 - 15 баллов, средний уровень – 8 - 10 баллов, низкий уровень – 4 - 6 балла.

                                                                                             Таблица 1

Результаты  диагностики констатирующего эксперимента

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Уровень знания колыбе

льных

Уровень знания потешек

Знание  закличек

Знание  хороводных игр

Умение  рассказывать сказки

Уровень

 

1

2

3

4

5

 

                                          Контрольная группа

1.

Альбина С.

3

2

1

2

3

ср.

2.

Миша П.

2

1

1

1

1

н

3.

Саша Ф.

3

2

1

1

2

ср.

4.

Родион К.

2

2

1

1

2

ср.

5.

Маша Б.

3

2

1

2

2

ср.

6.

Рита С.

2

1

1

2

1

ср.

7.

Денис М.

2

1

1

1

1

н

Экспериментальная группа

 

1.

Настя И.

2

2

2

2

3

ср.

2.

Артем В.

3

3

2

2

3

в

3.

Алина Ц.

2

2

2

2

3

ср.

4.

Ростислав К.

2

2

2

2

2

ср.

5.

Артем В.

2

2

2

2

3

ср.

6.

Эвелина Э.

2

1

1

1

2

н

7.

Николас Н.

2

2

1

1

2

ср.

Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста