Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклор в развитии речи детей.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

 Су-су-су- петушок  поймал ….(лису)

 Цо- цо- цо  – снесла курочка ….(яйцо)

 Ек- ек- ек- не  садись на ….(пенек).

-А теперь пришла пора прощаться: Скажем « До свидания» бабушке.(Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок.

-Мы вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наше путешествие?  Где мы были, что делали?

А теперь скажите  тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

На этом мы заканчиваем наше занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Занятие с применением народного фольклора "Мы потешки распеваем и немного поиграем"

 

Цель: закрепить названия животных, их особенности, развивать умение имитировать движения животных. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Вспомнить с детьми знакомые потешки, проговаривать их с разной силой голоса. Упражнять в звукоподражании (чёткоё произношение).                                                                                                                                   Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.                                                                                                                        Демонстрационный материал: игрушки (петушок, утка с утятами, зайчик, медведь, кошка, кот), оформленные зоны (озеро, лес, полянка).

Ход занятия:                                                                                                                        Вход. (Друг за другом, остановились в ряд, повернулись к гостям.)

- Ребята, сегодня у  нас гости, вижу, что узнали  их. Подарим свои улыбки и поприветствуем. (Здравствуйте!)

- Гости пришли посмотреть, как вы громко и правильно  говорите, как внимательно смотрите и слушаете, как научились вести себя. Вы внимательные ребята?                                                                                                                  - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на солнечный лужок. Давайте запряжем лошадку в тележку, крепко держим вожжи и поехали!

(Дети сидят на стульях, имитируя движение, покачиваются вперёд-назад).

Едем-едем на тележке, распевать  в лесу потешки, 
Ручеёк журчит: буль-буль-буль, 
вместе: буль-буль-буль, 
В речку бежит: буль-буль-буль, 
звонко: буль-буль-буль. 
Едем-едем на тележке, распевать в лесу потешки 
Белочка на веточке орешки грызёт: 
Цок-цок-цок,  
чётко: цок-цок-цок. 
Рыжая лисичка зайчишку стережёт: 
Ух!  
(громко: ух! ) 
Долго-долго ехали, наконец приехали! 
В ямку-ух. А там- ....петух!

- Ребята, посмотрите, какой  петушок нарядный и важный. А  что это у петушка? (...гребешок...) 
- Лиза, скажи грамотно. (Это у петушка гребешок.) 
- Скажем все вместе. (Хором: Это гребешок.) 
- Какой гребешок по цвету? (...красный гребешок...) 
- А кто знает, что это такое? (Я знаю, что это у петушка бородушка.) 
- Ещё люди говорят “шёлкова бородушка” 
- Девочки, скажите петушку. (Девочки: «Петушок, у тебя шелкова бородушка.) 
- Посмотрите, что это такое красивое? (Это у петушка хвост.) 
- Что про него можно сказать? (Дети говорят, что знают про хвост, воспитатель следит за грамотным построением предложений.) 
- Слышишь, петушок, у тебя разноцветный хвост. А теперь мальчики скажут петушку, какой у него хвост? (Мальчики: Петушок, у тебя разноцветный хвост.) 
- Девочки, скажите петушку про хвост сами, без меня. 
- Ребята, а как поёт петушок? (Хором: ку-ка-ре-ку!) 
- Как вы думаете, по утрам, когда всех будит, он тихо поёт, или громко? (Ответы детей.) 
- Давайте, все вместе громко споём. 
- А ещё говорят: “голосисто” поёт. Ярослав, как поёт петушок? (Голосисто), Кристина…, Вика… Скажите это новое слово друг другу. (Дети проговаривают слово «голосисто» на ушко друг другу.)

- А я вспомнила потешку  про петушка. И вижу, что вы  все вспомнили, и ты, Олег, тоже? Ну, иди, расскажи.

Петушок, петушок, золотой  гребешок, 
Масляна головушка, шёлкова бородушка, 
Что ты рано встаёшь?  
Деткам спать не даёшь?

- Понравилось, как  Олег рассказал? Спросите у  петушка понравилась ли ему  потешка? ( Хором: «Петушок, тебе понравилась потешка?». Петушок «отвечает» на ушко воспитателю.)

- «Спасибо» - сказал петушок, - «Очень понравилось». 
- Ну а мы отправляемся дальше в путь.

- Смотрите впереди  озеро. А на озере кто-то  плавает. Давайте подойдём тихо-тихо, на носочках, чтобы не спугнуть, и подойдём не близко. Вот так.

- Кого вы увидели? (Утку.) А кто рядом? (Утята.) 
- Ребята, мы про уточку знаем потешку, расскажем её, только шёпотом.

Чья отважная семья 
Не выходит из ручья? 
Говорит им мама: “Кря!” 
Мы купаемся не зря!

- Ну что ж, пусть  уточка плавает, не будем мешать. А мы отправляемся дальше. Посмотрите, чьи-то ушки длинные выглядывают. Кто бы это мог быть? (Может быть это зайка?) 
- Давайте позовём его: «Зайка, выходи!» 
- Лиза, позови зайку. 
- Артём, позови зайку. 
- Ребята, зайка приглашает вас превратиться в зайчат и сделать с ним зарядку. (Физминутка).

- Итак, мы с вами  зарядились энергией, превратились  в ребят и отправляемся дальше. Посмотрите, какой лужок. Кого  же вы видите? (...медведя...)  
- А медведь на ушко мне сказал, что хочет послушать про него потешку. 
- И я вижу, кто хочет рассказать, и Лиза, и Саша. Что же делать? А давайте все вместе громко расскажем мишке потешку.

Машет лапами медведь 
Обучает деток петь: 
“Громче пойте медвежата, 
Открывайте шире рот 
Очень песня хороша-то: 
Пусть послушает народ!” 
Медвежата так запели, 
Что попрятались все звери.

- Медведь кивает головой,  ему понравилась потешка. 
- Ой, а что это выглядывает из-за кустов? (Думаю, что это чей – то хвост.) 
- Как вы думаете, чей же это хвост? Может это лев спрятался? А может зайка? (Ответы детей.) 
- Почему так решили? (Ответы детей.) 
- Да это же кошечка! А у неё есть друг, и вы, наверное, уже догадались, кто? (...кот...) 
- Так вот куда ты спрятался!

Как у нашего кота 
Шубка очень хороша. 
Как у котика усы 
Удивительной красы. 
Глазки смелые, 
Зубки белые.

- Котик предлагает  вам поиграть вместе с ним.  Он пришёл не один. Отгадайте  с кем? 
- У мамы зайчихи много... (зайчат) 
- У мамы собаки много... (щенят) 
- У мамы лошадки много... (жеребят) 
- У мамы утки много... (утят)

- Какие вы у меня все умные, отгадали все загадки. Котик хочет попрощаться. Что скажем ему? (До свидания, котик.) 
- И с гостями попрощаемся.  
- До свидания, котик. Приходите к нам ещё.

 

 

 

Приложение 7

 

"Петушок и курочка".

Сценарий вечера досуга для детей раннего возраста.

 

Дети свободно входят в зал в сопровождении  воспитателя (ведущего).

Ведущий:  

Весна настала, - солнышко засияло.

Солнышко по небу катается,

Всем вокруг улыбается:

И травке, и цветочкам, и детворе,

И Петушку во дворе!

Петушок по двору  идет,

Лапкой гребет.

Что там ищет Петушок,

Золотой гребешок?

Давайте песенку  споем,

Петушка позовем!

Он песенку  услышит, прилетит,

Громко так  закричит:

"Ку-ка-ре-ку!"

(Исполняется песенка "Петушок").

Петушок:  

Ко-ко-ко!

Я Петя-Петушок.

Золотой гребешок!

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре!

Встал сегодня  на заре!

По двору  ходил-гулял,

Все яичко искал.

Яичко не простое, золотое.

Его снесла моя  подружка,

Курочка-пеструшка.

Ко-ко-ко, подружка,

Иди сюда, Пеструшка!

 

(Исполняется песня "Вышла курочка гулять").

Курочка:  

Я Курочка-хохлатка!

Здравствуйте, ребятки!

За руки беритесь,

В кружок становитесь.

Хлопнем ручкой, топнем ножкой

Потанцуем мы немножко!

(Исполняется "Круговая пляска" (р. н. м. "Ах, ты, береза").

Курочка:  

Я старалась, как  могла,

Я яичко вам снесла!

Но не помню, вот беда!

Положила куд-куда?

Петушок и Курочка   

По дорожке  мы пойдем,

И яичко мы найдем!

(Идут по залу).

Петушок:  

Вот на горке 

Стоит ведерко.

Нету тут  яичка:

 

Курочка:  

Может там водичка?

В водичке лягушки:

Петушок:  

Нет! Тут погремушки.

Выбегайте на лужок,

Становитесь в  кружок!

Курочка:  

Погремушки  разбирайте,

Вместе с  нами поиграйте.

Петушок:  

Все готовы, малыши?

Ну, Пеструшка, попляши!

 

(Исполняется  игра с погремушками).

Петушок и Курочка:  

По дорожке мы пойдем,

И яичко мы найдем!

Петушок: 

Вот корзинка у  дорожки.

Курочка:  

Там яичко?

Петушок:  

Нет, тут ложки!

Курочка:  

В ложки громко постучим,

Всех вокруг повеселим!

(Исполняется танец с ложками).

Петушок и Курочка:  

По дорожке  мы пойдем,

И яичко мы найдем!

Петушок:  

По дорожке  шли-шли 

И лошадку нашли!

Курочка:  

А лошадка: "Иго-го!"

Громко топнула  ногой!

Петушок:  

Песню запевайте,

С лошадкой поиграйте!

Курочка:  

Ну-ка, Ваня, садись,

Да крепче держись!

(Исполняется песня "Лошадка" Потоловского).

Петушок и Курочка:  

По дорожке  мы пойдем,

И яичко мы найдем!

Петушок:  

По дорожке  скок-поскок.

Вот, нашелся  лапоток!

Курочка:  

Что же в лапоточке?

Петушок: 

Яркие платочки.

Мы платочками помашем 

И с ребятками  попляшем.

Курочка:  

А вы готовьтесь танцевать,

Мы вас будем  приглашать!

(Исполняется пляска с платочками).

Петушок и Курочка:  

По дорожке  мы пойдем,

И яичко мы найдем!

Петушок:  

Ой, коробочки  какие:

Разноцветные - цветные.

Курочка:  

Может тут яичко, Петя?

Петушок:  

Бубны здесь! Возьмите, дети!

Колокольчики  берите,

Звонко-звонко позвените,

Курочка:  

И на дудках погудите,

С Петей нас  повеселите!

Петушок: 

Музыканты все  на месте?

Раз, два, три, сыграем  вместе!

(Исполняется оркестр).

Петушок и Курочка:  

По дорожке  мы пойдем,

И яичко мы найдем!

Петушок:  

Вот прошли еще  немножко

Отыскали мы лукошко!

Курочка:  

Вот мое яичко, детки!

Петушок:  

А в яичке-то конфетки!

Курочка:  

Вкусные да сладкие,

Кушайте, ребятки!

Ведущий:  

Спасибо, Петушок,

Спасибо, Наседка,

Угодили вы нашим  деткам!

Петушок и Курочка:  

До свидания, ребятки,

Надо нам  спешить к цыпляткам.

Ведущий: 

Да и нам  пора домой,

Ну-ка, детки  все за мной!

Дети уходят из зала.

 

 

 

 


Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста