Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей [8]. Сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у него. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него. Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций.
Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно. Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Наше исследование
подтвердило предположение,
Список используемой литературы:
1. Василенко В.А. Детский фольклор. - М.: Просвещение, 1988. - 325с.
2. Ветрова В.В. Ладушки ( игры для детей и родителей ). – М.: Знание, 1994. – 256 с.
3. Гербова В.В.,
Максаков А.И. Занятия по
4. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада/Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ред. В.И Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
5. Знакомство детей с русским народным творчеством / Сост. Л.С. Куприна. - М.: Просвещение, 1988. - 233с.
6. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нискаен. - М., 1990. - 278с.
7. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1988. - 287с.
8. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильичук и др. – М.: Оникс XXI век, 2005.
9. Князева О.Л.,
Маханева М.Д. Приобщение
10. Козлова С.А.,
Куликова Т.А. Дошкольная
11. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1992. - 325с.
12. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-
13. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
14. Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. - М., 1991. - 211с.
15. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. - 1974. - №4.
16. Мельников М.Н. Поиски сокровищ. Записки фольклориста. - Новосибирск, 1985. - 222с.
17. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
18. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 405с.
19. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352с.
20. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.: ил.
21. Развиваем память вместе с мамой. – Мн.: Харвест, М.: ООО « Издательство АСТ», 2001. – 256 С. ( Мамина школа ).
22. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
23. Русский фольклор / Сост. И примеч. В. Аникина. – М.: Худож. Лит., 1986. – 367 с. (Классики и современники).
24. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 1997. - 344с.
25. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 104 с
26. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.
27. Федорова
Г.П. На золотом крыльце
28. Хрестоматия по детской литературе. Учебное пособие для пед. Училищ. Под редакцией Е.Е.Зубаревой. Москва « Просвещение» 1988.
29. Хрестоматия
для дошкольников. Кн. 1.2 – 4 года
/ Оформл. М. Пыльцына. – Ростов
н/Д: ЗАО «Книга», ООО «Владис»
30. Энциклопедия детского фольклора. Москва, 2008
Приложение 1
Анкета для родителей и педагогов.
Какие
малые формы фольклора Вы
Какие используете с детьми? С какой целью?
Загадываете ли детям загадки? Как часто?
Какие потешки Вы знаете?
Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?
Какие?
Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни
ребенка?
Приложение 2
Консультация для родителей
«Баю-баюшки-баю…»- как укладывать ребенка спать.
Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни детей. Проснуться – это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!
Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И – день начался.
Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.
Прежде всего,
дайте ребенку возможность
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает". Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение, хотя бы месяца, и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.
Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!
Приложение 3
Потешки для игры
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку...
***
Этот пальчик
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
***
В этом домике
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
***
Этот пальчик
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
***
Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
***
Будут пальчики вставать
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.
Утро настало.
Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проcнулись.
***
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Потешки для одевания
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста