Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Содержание

Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

нетрадиц тех рис .docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного  возраста в процессе изотворчества.

 

1. Проблема развития творческих  способностей в исследованиях  педагогов и психологов

 

2. Понятие общих способностей  детей дошкольного возраста

 

3. Понятие специальных  творческих способностей, специфика  их проявления в изобразительном  творчестве

 

4. Этапы развития художественно-творческих  способностей

 

5. Факторы развития художественно-творческих  способностей

 

Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными  техниками и материалами.

 

1. Рисование красками как  вид художественно-творческой деятельности

 

2. Занятие по рисованию  – основная форма работы по  развитию творческих способностей

 

3. Занятия по рисованию  нетрадиционными техниками, как  средство развития творческих  способностей

 

4. Виды и техники нетрадиционного  рисования художественными материалами

 

5. Развитие творческих  способностей детей старшего  дошкольного возраста в процессе  рисования нетрадиционными техниками  и живописными материалами

 

Заключение

 

Литература

 

 

Введение

 

 

 Способность к творчеству  является специфичной особенностью  человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

 Чем выше уровень  развития способностей человека, тем больше возможностей открывается  для его творческой деятельности.

 Образ, созданный детьми  в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным  образом, созданным взрослым, так  как глубокого обобщения они  сделать не могут. Созданные  ими образы обладают большей  или меньшей выразительностью, зависящей  от степени общего развития  способностей и приобретенных  навыков.

 Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

 При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

 Проблемой развития  детского изобразительного творчества  занимались А.В. Бакушинский, Д.Б.  Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А.  Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

 Однако практический  аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

 В современных педагогических  и психологических исследованиях  доказывается необходимость занятий  изобразительным творчеством для  умственного, эстетического развития  детей дошкольного возраста.

 В работах А.В. Запорожца,  В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова  установлено, что дошкольники  способны в процессе предметной  чувственной деятельности, в том  числе рисовании, выделять существенные  свойства предметов и явлений,  устанавливать связь между отдельными  явлениями и отражать их в  образной форме. Этот процесс  особенно заметен в различных  видах практической деятельности: формируются обобщенные способы  анализа, синтеза, сравнения и  сопоставления, развивается умение  самостоятельно находить способы  решения творческих задач, умение  планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

 Отсюда вытекает необходимость  занятий не только изобразительным  искусством, но и специальными  видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

 Эта проблема актуальна,  и она подтверждается тем, что  работа по рисованию в современных  условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки  занятий и практикуется в виде  совместной или самостоятельной  деятельности детей, что не  способствует формированию и  развитию у детей основных  знаний, умений и навыков по  рисованию.

 Наблюдение педагогической  практики в подготовительной  группе показали, что дети очень  любят рисовать, занимаются рисованием  с большим удовольствием, а  вот изобразительные навыки детей  по рисованию оцениваются на  среднем уровне.

 

Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании 

нетрадиционными техниками  и материалами.

Рисование красками как вид  художественно-творческой

деятельности.

 Каждый из видов  изобразительной деятельности имеет  свои возможности и средства  для изображения предметов и  явлений, в совокупности давая  возможность отображать действительность  многообразно и разносторонне.

 

 Рисование - более сложное  средство изображения, чем лепка  и аппликация.

 

 Рисование красками, нанесение  мазков на бумагу привлекает  внимание ребенка еще в преддошкольном  возрасте. Дети около полутора  лет уже охотно занимаются  этим, однако такие занятия вначале  имеют характер забавы, игры с  карандашом. В младшем дошкольном  возрасте рисование приобретает  характер изображения. Дети рисуют  в детском саду карандашами  и красками. Рисуя красками, ребенок  имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно,  передавать форму предмета, его  цвет. Линейный рисунок карандашом  позволяет более четко передать  части и детали предмета. В  этом процессе большое значение  имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

 

 Выражение в рисунке  связного содержания требует  овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения  относительно друг другу.

 

 Своеобразием каждого  вида изобразительной деятельности  определяются задачи воспитания  и развития.

 

 Рисованием дети занимаются  главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет  воспитание правильных навыков  сидения, положения рук на столе,  ног под столом. Это очень важно  для физического развития детей.

 

 Каждое занятие изобразительной  деятельностью начинается с обращения  воспитателя к детям, разговора  с ними, а часто применяется  также показ какого-либо наглядного  материала. Поэтому необходимо  с самого начала воспитывать  внимание детей к словам и  наглядному показу. Наглядность  имеет большое значение на  занятиях изобразительной деятельностью.  Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность  дольше рассматривать то, что  им показывается, повторно обращаться  к наглядному материалу в процессе  выполнения работы.

 

 Наряду с этим у  детей воспитывается все более  устойчивое внимание к словесным  указаниям, не подкрепляемым показом  наглядного материала.

 

 Чрезвычайно важно  с первых шагов воспитывать  у детей устойчивый интерес  к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию  усидчивости, трудоспособности, настойчивости  в достижении результата. Этот  интерес вначале непроизволен  и направлен на процесс самого  действия. Воспитатель постепенно  осуществляет задачу развития  интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

 

 Постепенно дети все  больше начинают интересоваться  результатами своей работы, качеством  ее выполнения, а не только  испытывают удовольствие от самого  процесса рисования.

 

 У детей шести-семи  лет, находящихся на пороге  школы, возникают новые мотивы  их интереса к занятиям—осознанное  желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

 

 Начиная с младшей  группы необходимо воспитывать  у детей интерес к работам  товарищей, доброжелательное отношение  к ним, умение справедливо их  оценивать. Воспитателю необходимо  самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

 

 Активность детей в  процессе выполнения работы проявляется  в хорошем темпе, непрерывности  ее. В этом отношении в младших  группах допустимы значительные  индивидуальные отклонения: одни  дети более быстры и активны,  другие - медлительны, вялы. В средней  группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе [22, С. 52].

 

 Необходимо заботиться  не только о хорошем темпе  работы, но и о тщательности  ее выполнения, без спешки, которая  мешает выполнять работу аккуратно,  выразить полностью свой замысел,  сделать ее законченной.

 

 Аккуратность и тщательность  выполнения работы зависит не  только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков  пользования карандашом, кистью. Навыки  по технике рисования связаны  с развитием рук ребенка -координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

 

 Немалое значение для  развития движений имеют те  трудовые навыки, которые дети  получают в процессе подготовки  к занятиям по изобразительной  деятельности и уборки после  них. С каждым годом пребывания  в детском саду возрастают  требования к ребятам как в  отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей  дежурных по группе.

 

 У детей неизменно  растет ответственность за каждое  порученное им дело. Затратив  усилие и получив одобрение,  ребенок испытывает радость, поднимается  его настроение.

 

 Наряду с воспитанием  у детей умения быть внимательными  к указаниям воспитателя очень  большое значение имеет развитие  их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо  рассчитывать на свои собственные  силы, самостоятельно придумывать,  как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

 

 Дети получают удовольствие  от рисования, в большой степени  благодаря тому, что в эти занятия  включен процесс придумывания  содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать  это стремление, не ограничивая  детей только задачей изображения  отдельных предметов. Выдумывание  сюжета своего рисунка не только  доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но  и развивает воображение, выдумку,  уточняет представления. Воспитателю  необходимо учитывать это, намечая  содержание занятий, и не лишать  детей радости создания персонажей, изображения места их действия  и самого действия доступными  им средствами, включая сюда и  словесный рассказ.

 

 В процессе изобразительной  деятельности создаются благоприятные  условия для развития тех ощущений  и эмоций, которые постепенно  переходят в эстетические чувства,  содействуют формированию эстетического  отношения к действительности. Уже  в младшем дошкольном возрасте  передача таких качеств предметов,  как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства  цвета, ритма, формы -компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

 

 Обогащая опыт детей  наблюдениями окружающего, следует  неуклонно заботиться об эстетических  впечатлениях, показывать детям  красоту в окружающей их жизни;  организуя занятия, обращать внимание  на то, чтобы дети получали  возможность выразить полученные  ими эстетические впечатления,  внимательно относиться к подбору  соответствующего материала.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников