Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Содержание

Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

нетрадиц тех рис .docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

 

1.3.  Ведущая педагогическая  идея опыта

 

Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с  помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

 

Для развития творчества и  систематизации знаний детей воспитатель  поставила перед собой следующие  задачи:

 

1. Познакомить детей с  различными нетрадиционными техниками  рисования.

 

2.Учить детей создавать  в рисунке свой неповторимый  и выразительный образ, используя  в рисовании разнообразные материалы  и технику, разные способы создания  изображения, соединяя в одном  рисунке разные материалы

 

3.Развивать эстетические  чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание  рисовать. Учить видеть и понимать  красоту многоцветного мира.

 

4.Способствовать развитию  у детей творческих способностей  посредством использования нетрадиционных  техник рисования.

 

5.Воспитывать умение доводить  начатое дело до конца, работать  в коллективе,  индивидуально.

 

6. Сформировать у детей  технические навыки рисования.

 

1.4. Длительность работы  над опытом составляет 2 года.

 

 

Первоначальный этап предусматривал подбор необходимой методической литературы, разработку программы, тематического  перспективного плана работы на год, конспектов занятий, оформление наглядных  пособий, организацию предметно-развивающей  среды.

 

На втором этапе было организовано введение в воспитательно-образовательную  работу с детьми новых форм и методов  в художественно-продуктивную деятельность.

 

Третий этап предусматривал проведение диагностики и анализа  результатов, подведение итогов.

 

1.5. Диапазон опыта

 

Опыт представляет систему  работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного  возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая  включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

 

1.6. Теоретическая база  опыта

 

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов  детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

 

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование  заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с  развитием наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления, также  с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники  учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные  и второстепенные детали, правильно  устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

 

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При  рисовании с натуры у детей  развивается внимание, при рисовании  по представлению – память. Как  отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством  умственного, эмоционально-эстетического  и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все  психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

 

Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А.Флериной, Н. П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно  показали, что без целенаправленного  адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес  к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в  изобразительной деятельности, к  содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым  отношением детей к рисованию  и овладением средствами изобразительной  деятельности в той мере, чтобы  обеспечить их развитие».

 

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств  развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному  рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных  изобразительных приемов, а как  эффект игровой манипуляции. При  нем неизвестно, какое изображение  получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает  интерес дошкольников к изобразительной  деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные  возможности детей, что позволяет  им в большей мере реализовать  свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться  в позитивной позиции “творца”.

 

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников автор опыта  изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

 

Для практической работы использует следующую литературу:

 

1.Е. Н. Лебедева «Использование  нетрадиционных техник в формировании  изобразительной деятельности дошкольников»

 

2. А. А. Фатеева «Рисуем  без кисточки». 

 

3. О. Г. Жукова, И. И.  Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные  краски».

 

4. Мэри Энн, Ф. Колль  «Рисование красками».

 

5.  К. К. Утробина, Г.  Ф. Утробин «Увлекательное рисование  методом тычка»

 

6. А. М. Страунинг «Развитие  творческого воображения дошкольников  на занятиях по изобразительной  деятельности».

 

1.7. Новизна опыта

 

Нетрадиционные техники  рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

 

Новизна педагогического  исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, воспитатель  убедилась в том, что рисование  необычными материалами, оригинальными  техниками позволяет детям ощутить  незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

 

 

Раздел II

 

Технология опыта

 

Цель педагогического  опыта – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и  освоения нетрадиционных техник рисования. Для достижения планируемого результата я поставила ряд задач:

 

 

1.  Создание в группе  условий для творческой изодеятельности.

 

2.  Проведение анализа  специальной и научной литературы  по проблеме изучения ранней  диагностики художественных способностей  детей дошкольного возраста;

 

3.  Налаживание межличностностного  общения в процессе изобразительной  деятельности;

 

4.  Апробирование нетрадиционных  техник рисования для развития  художественных способностей дошкольников.

 

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить  его правильно пользоваться разными  изобразительными материалами, научить  детей техникам рисования.

 

Проведение занятий с  использованием нетрадиционных техник:

 

-способствует снятию детских  страхов;

 

-развивает уверенность  в своих силах;

 

-развивает пространственное  мышление;

 

-учит детей свободно  выражать свой замысел;

 

-побуждает детей к творческим  поискам и решениям;

 

-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

 

-развивает мелкую моторику  рук;

 

-развивает творческие  способности, воображение и фантазию;

 

-во время работы дети  получают эстетическое удовольствие.

 

Работая в этом направлении, педагог убедилась в том, что  рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет  детям ощутить незабываемые положительные  эмоции. Рисование нетрадиционными  способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает  и удивляет детей.

 

Существует много известных  нетрадиционных техник рисования, которые  рекомендуется использовать в работе с детьми. (Приложение 2)

 

Каждый  из этих методов  – это маленькая игра, которая  доставляет детям радость, положительные  эмоции. Создавая изображения, передавая  сюжет,  ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает  свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования  нужно научить растущего человечка  думать, творить, фантазировать, мыслить  смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

 

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

 

- игра, которая является  основным видом деятельности  детей;

 

- сюрпризный момент –  любимый герой сказки или мультфильма  приходит в гости, и приглашает  ребёнка отправиться в путешествие;

 

- просьба о помощи, ведь  дети никогда не откажут помочь  слабому, им важно почувствовать себя значимым;

 

- музыкальное сопровождение  и т. п.

 

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы  действий и показывать приёмы изображения.

 

Опыт работы показал, что  овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием  рисуют разные узоры, не испытывая при  этом трудностей. Дети смело берутся  за художественные материалы, малышей  не пугает их многообразие и перспектива  самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс  выполнения. Дети готовы многократно  повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием  они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая  внимание взрослого к своим достижениям.

 

Работа с нетрадиционными  техниками изображения стимулирует  положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед  краской, боязнь не справиться с процессом  рисования. Многие виды нетрадиционного  рисования способствуют повышению  уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование  мелом по бархатной бумаге.

 

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется  высокая активность, работоспособность  на протяжении всего времени, отведенного  на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном  месте, а движется вперед и поэтому  нужно использовать новые развивающие  технологии:

 

-  личностно – ориентированные  (проблемные вопросы и ситуации);

 

-  коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

 

-  игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

 

-  педагогические (доверительная беседа, стимулирование).

 

Свою работу воспитатель  строит на следующих принципах:

 

-   От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

 

- Принцип развивающего  обучения заключается в правильном  определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку  творческих заданий, не имеющих  однозначного решения. Детей учат  думать, рассуждать, делается акцент  на возможности и необходимости  вариативных путей решения задач;  стимулируют к творческим поискам  и находкам, развивают наблюдательность.

 

-  Принцип наглядности  выражается в том, что у детей  более развита наглядно-образная  память, чем словесно-логическая, поэтому  мышление опирается на восприятие  или представление.

 

-   Принцип индивидуализации  обеспечивает вовлечение каждого  ребенка в воспитательный процесс.

 

- Принцип интегрированного  подхода реализуется в сотрудничестве  с воспитателями и другими  педагогами дополнительного образования,  с семьёй, а также при перспективном  планировании с учётом взаимосвязи  всех видов изобразительной деятельности.

 

-   Связь обучения  с жизнью: изображение должно  опираться на впечатление, полученное  ребенком от окружающей действительности.

 

- Принцип доступности  материала.

 

Разработка специального цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей  способности создавать новые  образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование  игровых упражнений и развивающих  дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Начинать заниматься творчеством лучше с детьми трехлетнего  возраста – считает кандидат педагогических наук Н. Михайлова, когда происходит закрепление естественного, природного, врожденного.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников