Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература
Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В 4-5 лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности выразительности. В этом возрасте с детьми можно заниматься графикой, обогащая ей цветом, которым они уже владеют.
В процессе своей работы исключительно важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.
Педагог расширяет кругозор детей и обогащает впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования. Знакомит детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п.
Целенаправленное руководство
со стороны педагога способствует успешному
развитию детского изобразительного творчества,
в том числе при освоении техник
изобразительной деятельности, которые
дарят детям радость познания,
творчества. Освоение многообразных
техник изобразительной деятельности
предоставляет возможность
Сущность опыта: процесс
художественно-эстетического
В своей работе педагог использует такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных
предметов к рисованию
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования
метода подражания к
- от применения в
рисунке одного вида техники
к использованию смешанных
- от индивидуальной
работы к коллективному
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Работая с ребенком, неизбежно приходится сотрудничать с их родителями. Поэтому воспитателем проводятся для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них не было пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. Я уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования. Есть родители, которые уделяют большое внимание всестороннему развитию своих детей, уже сегодня радуются успехам своего малыша и с желанием рассказывают об этом в детском саду.
Малыш всему учится в
общении с взрослыми, ранний опыт
ребенка создает тот фон, который
ведет к развитию речи, умению слушать
и думать. Я сделала вывод, что
общение ребенка в семье, с
близкими ему людьми - важнейшее
условие его психического развития.
Совместно с родителями выпускаем
праздничные газеты, устраиваем различные
конкурсы, тренинги, коллективные игры,
фотовыставки. Одним из важных средств
поощрения и развития изобразительного
творчества детей, является выставка
детского рисунка. Она очень радуют
детей и их родителей, ребенок
становится успешнее. Я думаю, что
моя совместная работа с родителями
создает ребенку эмоционально-
Раздел III
Результативность опыта
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что
в процессе творчества дети
научились воплощать свои замыслы,
свободно выражать свои мысли, стали
проявлять инициативу. Творческий процесс
научил детей исследовать, открывать
и умело обращаться со своим миром.
Дети научились помогать друг другу,
выстраивать партнерские
Успешное развитие творческих способностей детей зависит от:
1.Систематической работы
с использованием новых
2.Создания условий для
свободной самостоятельной
3.Взаимодействия и
Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т. Г.Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике:
Результатом своей работы педагог считает не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной
работы автор опыта увидела, что
у детей возрос интерес к рисованию.
Дети стали творчески всматриваться
в окружающий мир, находить разные оттенки,
приобрели опыт эстетического восприятия.
Они создают новое, оригинальное,
проявляют творчество, фантазию, реализуют
свой замысел, и самостоятельно находят
средства для воплощения. Рисунки
детей стали интереснее, содержательнее,
замысел богаче. Шедевры живут, дышат,
улыбаются, а главное, каждый рисунок
кажется произведением
Библиография
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.
4. Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.
5. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.
Приложение 1
Перспективный план
работы по нетрадиционному рисованию
№ п/п
Тема
Задачи
Рисование пальцем или ватной палочкой
1
Рассыпались бусы.
Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.
2
Ягоды в тарелке.
3
Разноцветный дождь.
4
Гроздь калинки, кисть рябины
5
Украсим ёлку к Новому году.
6
Следы животных
7
Ветка сирени
Рисование ладошкой
8
Красивые деревья
Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.
9
Весёлые бабочки
10
Рыбки в аквариуме
Набрызг
11
Листопад
Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность.
12
Зимний лес
Печатание природными материалами
13
Пушистые зверята
Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой
14
Подсолнух
Тампонирование
15
Снеговик
Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.
16
Облака
Рисование методом тычка
17
Праздничный салют
Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
18
Хитрый ёжик
19
Одуванчики
Рисование ниточками
20
Яркий букет
Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.
21
Солнышко
Печатка
22
Узор в круге
Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской.
23
Украсим новогоднюю игрушку
Кляксография
24
Кто это?
Создавать условия для
свободного детского экспериментирования
с разными материалами и
25
Чудесные превращения
Приложение 2
ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - Очень
простая техника рисования. Детям
младшего дошкольного возраста еще
трудно хорошо владеть кистью и карандашом,
но им свойственно все исследовать
пальчиками, поэтому нужно использовать
эту природную способность
Пальчиковый прием помогает
ребенку органично
Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют.
ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ - Очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой.
Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной.
Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика.
Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.
МОНОТИПИЯ – одна из наиболее распространенных и простейших техник.
Количество красок в монотипии
– любое. Результат – неожиданный
эффект, при котором оттиск живописного
изображения приобретает
Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников