Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Содержание

Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

нетрадиц тех рис .docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

 

Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с  развития у детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти  своё понимание цвета и научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В 4-5 лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности выразительности. В этом возрасте с  детьми можно заниматься графикой, обогащая ей цветом, которым они  уже владеют.

 

В процессе своей работы исключительно  важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.

 

Педагог расширяет кругозор детей и обогащает впечатления  в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники  рисования. Знакомит детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих  занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п.

 

Целенаправленное руководство  со стороны педагога способствует успешному  развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые  дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных  техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать  свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

 

Сущность опыта: процесс  художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в  сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет  по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

 

В своей работе педагог  использует такие формы организации  и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам,  наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в  изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных  материалов.

 

Обучение с помощью  нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

 

-  от рисования отдельных  предметов к рисованию сюжетных  эпизодов и далее к сюжетному  рисованию;

 

-  от применения наиболее  простых видов нетрадиционной  техники изображения к более  сложным;

 

- от использования готового  оборудования, материала к применению  таких, которые необходимо самим изготовить;

 

-  от использования  метода подражания к самостоятельному  выполнению замысла;

 

-  от применения в  рисунке одного вида техники  к использованию смешанных техник  изображения;

 

-  от индивидуальной  работы к коллективному изображению  предметов, сюжетов нетрадиционной  техники рисования.

 

Приобретая соответствующий  опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев  страх перед неудачей, ребенок  в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

 

Работая с ребенком, неизбежно  приходится сотрудничать с их родителями. Поэтому воспитателем проводятся для  родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Детское  творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в  ходе индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них  не было пренебрежения, боязни, что  ребенок обольется водой или  запачкается красками. Для этого  нужно лишь подготовить рабочее  место и подобрать специальную  одежду. Рабочая одежда нравится детям  и сразу же настраивает их на рабочий  лад. Я уверяю родителей, чтобы они  поддерживали интерес своего ребенка  к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют  и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования. Есть родители, которые уделяют большое  внимание всестороннему развитию своих  детей, уже сегодня радуются успехам  своего малыша и с желанием рассказывают об этом в детском саду.

 

Малыш всему учится  в  общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который  ведет к развитию речи, умению слушать  и думать. Я сделала вывод, что  общение ребенка в семье, с  близкими ему людьми - важнейшее  условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем  праздничные газеты, устраиваем различные  конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств  поощрения и развития изобразительного творчества  детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок  становится успешнее. Я думаю, что  моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

 

Раздел III

 

Результативность опыта

 

Анализируя проделанную  работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе  занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что 

в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали  проявлять инициативу. Творческий процесс  научил детей исследовать, открывать  и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения  с педагогом, это придало уверенности  детям.

Успешное развитие творческих способностей детей зависит от:

 

1.Систематической работы  с использованием новых методик  обучения изодеятельности

2.Создания условий для  свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии  окружающего мира.

3.Взаимодействия и сотрудничества  педагогов, детей, родителей.

Результаты диагностики  развития творческих способностей детей (по методике Т. Г.Казаковой) свидетельствуют  о положительной динамике:

 

 

Результатом своей работы педагог считает не только процесс  развития дошкольника во всех видах  его творческой деятельности, но и  сохранение навыков, которые помогут  им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

 

Таким образом, на основе проделанной  работы автор опыта увидела, что  у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться  в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют  свой замысел, и самостоятельно находят  средства для воплощения. Рисунки  детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное,  каждый рисунок  кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого  листа бумаги,  начали чувствовать  себя маленькими художниками.

 

Библиография

 

1.  Белошистая А. В., Жукова  О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с  детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.

 

2.  Утробина К. К., Утробин  Г. Ф. Увлекательное рисование  методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.

 

3.  Лахути М. Д. Как  научиться рисовать. – Москва  «Росмэн», 2008. – 96с.

 

4.  Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик:  Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.

 

5.  Сахарова О. М. Я  рисую пальчиками: Издательский  дом «Литера», 2008. – 32с.

 

6.  Фатеева А. А. Рисуем  без кисточки.- Ярославль: Академия  развития, 2004. – 96с.

Приложение 1

 

Перспективный план

 

 работы по нетрадиционному  рисованию

 

№ п/п 

Тема 

Задачи

 

Рисование пальцем или  ватной палочкой

 

Рассыпались бусы. 

Учить рисовать пальцем или  ватной палочкой. Развивать чувство  цвета и ритма. Воспитывать интерес  к отражению впечатлений и  представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной  деятельности.

 

Ягоды в тарелке.

 

Разноцветный дождь.

 

Гроздь калинки, кисть  рябины

 

Украсим ёлку к Новому году.

 

Следы животных

 

Ветка сирени

 

Рисование ладошкой

 

Красивые деревья 

Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать  и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в  том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

 

Весёлые бабочки

 

10 

Рыбки в аквариуме

 

Набрызг

 

11 

Листопад 

Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки  и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность.

 

12 

Зимний лес

 

Печатание природными материалами

 

13 

Пушистые зверята 

Расширять представления  детей о возможных способах художественного  изображения, знакомить с методом  печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать  навыки создания несложной цветовой

 

14 

Подсолнух

 

Тампонирование

 

15 

Снеговик 

Продолжать знакомить  с новой техникой рисования –  тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

 

16 

Облака

 

Рисование методом тычка

 

17 

Праздничный салют 

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

 

18 

Хитрый ёжик

 

19 

Одуванчики

 

Рисование ниточками

 

20 

Яркий букет 

Познакомить с техникой рисования  цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

 

21 

Солнышко

 

Печатка

 

22 

Узор в круге 

Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской.

 

23 

Украсим новогоднюю игрушку

 

Кляксография

 

24 

Кто это? 

Создавать условия для  свободного детского экспериментирования  с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

 

25 

Чудесные превращения

 

 

Приложение 2

 

ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - Очень  простая техника рисования. Детям  младшего дошкольного возраста еще  трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать  пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей.

 

Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать  материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.)

 

Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют.

 

ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ - Очень  интересный игровой прием. Рисование  с помощью ладошек одно из любимых  детских занятий. Оно не только дарит  радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей  в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

 

Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку  ладони можно добавить отпечатки  одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой.

 

Если предложить ребенку  сложить руки ладошка к ладошке  и торцевую сторону ладошек окунуть  в краску, а затем приложить  к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной.

 

Если закрасить ладошку  и два пальца – указательный и  безымянный, то получится отпечаток-портрет  зайчика.

 

Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером  ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения  диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.

 

МОНОТИПИЯ – одна из наиболее распространенных и простейших техник.

 

Количество красок в монотипии  – любое. Результат – неожиданный  эффект, при котором оттиск живописного  изображения приобретает специфическую  фактуру, отличающуюся мягкостью и  легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников