Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать эффективность использования технологии проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Анализ понятия "проектное обучение" в педагогической литературе.
Изучить алгоритм реализации технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы.
Определить условия, приемы и методы, используемые в 9 классе при использовании проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………..……..3
ГЛАВА I. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов………………….5
1.2 Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения.……………..……………………..……………………….…11
1.3 Правила успешной проектной деятельности. Общие подходы к структурированию проекта…………………………………………….….……….13
1.4 Познавательный интерес учащихся………………………………………….15
ГЛАВА II. Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы ……….……………………………………..………..…..20
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках …………..20
2.2 Использование метода учебного проекта на уроках русской литературы……………………………………………………………………….…22
2.3 Использование метода учебного проекта на уроках русского языка.…………………………………….……………………………………..…....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………..……...…..33

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

4. Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта [11, с. 73].

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце [11, с. 72].

Виды проектов по предметно-содержательной деятельности

1. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Типы проектов:

• литературно-творческие проекты - это наиболее распространенные типы совместных проектов. Заключается в написании детьми рассказа, повести, сценария видеофильма, статьи в газету, альманах, стихов и пр.;

• естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу;

• экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-ориентированными;

• языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных;

• культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран [11, с. 74];

• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта;

• географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.;

• исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий, анализировать какие-то исторические события, факты;

• музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой.

2. Межпредметные. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта [11, с. 75].

 

 

 

Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта

Виды проектов по характеру координации проекта:

  1. с открытой, явной координацией (жесткий). В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей (провести анкетирование, интервью специалистов и т.д.);
  2. Со скрытой координацией (гибкий) (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам). В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта [11, с. 75].

Виды проектов по количеству участников проекта:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников из различных школ, стран и т.д.)

[11, с. 76].

Виды проектов по характеру контактов

По характеру контактов проекты бывают:

  1. Внутренние или региональные (в пределах одной страны). Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).
  2. Международные (участники проекта являются представителями разных стран) [11, с. 75].

 

Виды проектов по продолжительности выполнения

По продолжительности выполнения проекты бывают:

• краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

• средней продолжительности (от недели до месяца);

• долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Проекты средней и значительной продолжительности, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные — являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, а потому могут представлять собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживать их можно и на уроках [11, с. 77].

 

1.2 Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения

Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами. Реализация метода проектов на практике ведет и к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения можно представить в виде схемы:

Таблица  №1

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

 

 

3.Разработка проекта

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений преподавателя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение 

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4.Оформление результатов   

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация   

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание   

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

 

 

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


 

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы [3, с. 18].

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, нужно организовать такое взаимодействие, которое включает в себя связки "обучающийся - обучающийся", "обучающийся - преподаватель", "преподаватель - обучающийся", "обучающийся - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

 

1.3 Правила успешной проектной деятельности. Общие подходы к структурированию проекта

Технология проектного обучения строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому для ученика предоставляется возможность показать свою личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

Учитель становится источником помощи и нужной информации, он может направить мысли учеников в нужное русло.  Основную работу учащиеся выполняют самостоятельно, но в результате они должны совместными усилиями с учителем решить проблему, получив реальный и ощутимый результат. Для того чтобы с помощью технологии проектного обучения успешно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, рекомендуется использовать правила успешной проектной деятельности.

Правила успешной проектной деятельности:

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды  должны получать удовольствие  от общения друг с другом  и от того, что они вместе  выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать  удовольствие от чувства уверенности  в себе.

5. Все должны проявлять  активность и вносить свой  вклад в общее дело.

6. Ответственность за  конечный результат несут все  члены команды, выполняющие проектное  задание [11, с. 24].

Преподаватель должен сделать все возможное, чтобы обучающийся испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. При использовании правил успешной проектной деятельности, учителя достигнут значимых результатов, и вместе с тем учащиеся получат удовольствие от общения друг с другом, от плодотворной и интересной работы над проектом, от лицезрения продукта собственного труда.

Одним из наиболее важных подходов в методике проектов были представлены подходы к структурированию проекта. Основной мыслью в этих подходах являлось то, как нужно работать учителю при подготовке работы над проектной методикой. Учителем – новатором Г. К. Селевко  был представлен свой взгляд подходов к структурированию проекта.

Стадии разработки проекта по Г. К. Селевко:

  1. Организационно-подготовительная стадия (выбор проблемы (темы) проекта, поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выделение подтем в теме проекта, формирование творческих групп).
  2. Разработка самого проекта – планирование (подготовка материалов к исследовательской работе, планирование технологического процесса, разработка документации, определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности).
  3. Технологическая стадия (организация рабочего места, выполнение технологических действий, моделирование).
  4. Заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия) [10, с. 151].

Но если сравнить подходы Г. К. Селевко с подходами, представленными Е. С. Полат, то можно сделать вывод, что подходы Е. С. Полат более конкретны. Рассмотрим подходы, которые представлены Е. С. Полат.

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда  с выбора темы проекта, его  типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать  возможные варианты проблем, которые  важно исследовать в рамках  намеченной тематики. Сами же  проблемы выдвигаются учащимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

Информация о работе Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы