Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать эффективность использования технологии проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Анализ понятия "проектное обучение" в педагогической литературе.
Изучить алгоритм реализации технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы.
Определить условия, приемы и методы, используемые в 9 классе при использовании проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………..……..3
ГЛАВА I. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов………………….5
1.2 Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения.……………..……………………..……………………….…11
1.3 Правила успешной проектной деятельности. Общие подходы к структурированию проекта…………………………………………….….……….13
1.4 Познавательный интерес учащихся………………………………………….15
ГЛАВА II. Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы ……….……………………………………..………..…..20
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках …………..20
2.2 Использование метода учебного проекта на уроках русской литературы……………………………………………………………………….…22
2.3 Использование метода учебного проекта на уроках русского языка.…………………………………….……………………………………..…....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………..……...…..33

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

3. Распределение задач  по группам, обсуждение возможных  методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа  участников проекта по своим  индивидуальным или групповым  исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения  полученных данных в группах (на  уроках или на занятиях в  научном обществе, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Очень важно правильно структурировать проект, предусмотреть все логически необходимые этапы, возможность сбора и обработки данных, обобщения и выводы для последующей исследовательской деятельности. Структура проекта зависит напрямую от его типа и содержания [11, с. 78].

Подходы, которые были описаны Е. С. Полат, нашли свое применение в современном образовании и помогают учителю справляться с поставленными дидактическими задачами, опираясь на подходы к структурированию проекта.

 

1.3 Познавательный интерес учащихся

Исследование мотивов деятельности и поведения подрастающего человека советскими психологами (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, Л.С. Савина, Л.С. Благонадежина и др.) — крупнейшая веха на пути развития психологии. Ведущим мотивом познавательной деятельности является познавательный интерес.

 Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием разнообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу усвоения знаний.

Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубинштейн, А. А. Гордон, А. Н. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в органичном слитном единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

В познавательном интересе находит свое выражение “мысль-воля, мысль-участие, мысль-переживание” (С. Л. Рубинштейн), и это представляет для учебного процесса большую ценность.

Прежде чем разбираться в понятии познавательного интереса, выясним, что же такое «интерес».

Психологическое понятие “интерес” отображает множество значительных процессов — от единичных (внимание) до их совокупности, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

Нам ближе всего определение Рубинштейна: познавательный интерес — это мотив познавательной деятельности.

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные).

1. Познавательный интерес  раньше других мотивов осознается  школьником.

2. Познавательный интерес  более точно выражает мотивацию  учения.

З. Познавательный интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его формированием.

4. Познавательный интерес  имеет меньшую ситуативную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься  увлеченно не только на уроке  или в процессе подготовки  домашнего задания.

5. Познавательный интерес  является звеном в системе  мотивации и не обособлен от  других мотивов, которыми однозначно  руководствуется школьник.

Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств.

Проблемой познавательного интереса занимались многие советские педагоги: Г. И. Щукина, Н.А. Рыков, НИ. Гамбург, И.Д. Синельникова, В.Н. Максимова, Ф. К. Савина и др.

В педагогике познавательному интересу дано свое определение: это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

 

Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубляться в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явлений. Познавательный интерес составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, который побуждает учиться с охотой.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразному познанию ребенка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры и т.д. Однако любознательность ученика не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддержать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, когда ученика в учебе захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблемы, нестандартных задач доставляет удовольствие.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленный различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам.

Более высоким уровнем его является интерес к познанию существующих свойств предметов и явлений.

Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям.

Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень познавательного интереса школьника.

Параметр устойчивости многое открывает нам в познавательном интересе школьника. Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-то особо эмоциональную ситуацию обучения (любопытство). Может быть направлен на поверхностное изучение предмета (любознательность). Познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделенное целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться (устойчивый познавательный интерес).

Способы активизации познавательного интереса.

Проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения — одна из центральных. Анализируя влияние процесса обучения на познавательный интерес школьника, мы выделяем в нем три источника формирования познавательного интереса: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс учения, который перед нами выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся; в-третьих, личность учителя, который часто стоит отдельно.

Не будучи непосредственным источником познавательного интереса, отношения, которые складываются в обучении между учениками и между ними и учителем, оказывают значительное стимулирующее влияние на развитие интереса.

Стимуляция познавательного интереса учащихся в учебном процессе находится в тесном соприкосновении с арсеналом методических средств учителя. Но если главным аспектом методики учебного процесса является передача учителем знаний, умений и навыков, и овладение ими (учащимися), то стимуляция обуславливает собою побуждение школьника к учению.

Стимулирующее влияние на познавательный интерес учащихся оказывали и те разнообразные отношения (взаимных оценок, сопереживания, соучастия, взаимной поддержки), которые создали особую атмосферу учения.

Побуждающие познавательный интерес стимулы:

1) новизна содержания;

2) “отстранение” материала (рассмотрение уже известного  под новым углом зрения). Акцент  на то, что в уже сложившихся  и ставших привычными знаниях  осталось незаметным, и что придает  прежнему материалу новое звучание, новые грани, новые повороты, которые  озадачивают, производят впечатление  странности — это важнейший  стимул познавательного интереса.

З) Исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории, науки, научных открытий.

4) Насущная практическая  необходимость в знаниях для  жизни, для использования науки  в целях практики.

5) Показ учащимся современных  научных достижений.

Познавательный интерес как мотив побуждает подростка не только к восприятию определенного круга явлений, но и располагает его к самостоятельной учебной деятельности, которая в состоянии удовлетворить и поддержать его познавательный интерес.

Познавательный интерес обуславливает создание “внутренней среды” (Л. И. Божович), внутренних импульсов (Томашевский) учения, благодаря чему и процесс деятельности становится более активным, творческим, а результат более эффектным. Интерес и тонизирует деятельность включением эмоциональной стороны и обостряет собственные мыслительные процессы.

Познавательный интерес — это интерес не вообще к предмету познавания и не только к процессу познавания, это интерес к подлинно продуктивному познаванию, в результате которого проявляется нечто новое либо в составе знаний, либо в способах подхода к овладению этими знаниями.

В создании эмоционального тонуса познавательного интереса учащихся большую роль играет эмоциональность самого учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

ГЛАВА II. Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы

    1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

 В структуре активности  выделяются следующие компоненты:

    • готовность выполнять учебные задания;
    • стремление к самостоятельной деятельности;
    • сознательность выполнения заданий;
    • систематичность обучения;
    • стремление повысить свой личный уровень и другие.

 С активностью непосредственно  сопрягается еще одна важная  сторона мотивации учения учащихся  это самостоятельность, которая  связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления  самим учащимся без помощи  взрослых и учителей. Познавательная  активность и самостоятельность  неотделимы друг от друга: более  активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная  собственная активность учащегося  ставит его в зависимость от  других и лишает самостоятельности [2, с. 87].

 Управление активностью  учащихся традиционно называют  активизацией. Активизацию можно  определить как постоянно текущий  процесс побуждения учащихся  к энергичному, целенаправленному  учению, преодоление пассивной и  стерео типичной деятельности, спада  и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

 В педагогической практике  используются различные пути  активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие  форм, методов, средств обучения, выбор  таких их сочетаний, которые в  возникших ситуациях стимулируют  активность и самостоятельность  учащихся [2, с. 89].

 Наибольший активизирующий  эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы товарищей, оценивать ответы и письменные работы товарищей, заниматься обучением отстающих, объяснять более слабым учащимся непонятные места, самостоятельно выбирать посильное задание, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы), создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий, решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Информация о работе Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы