Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель работы: исследовать эффективность использования технологии проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Анализ понятия "проектное обучение" в педагогической литературе.
Изучить алгоритм реализации технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы.
Определить условия, приемы и методы, используемые в 9 классе при использовании проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………..……..3
ГЛАВА I. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов………………….5
1.2 Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения.……………..……………………..……………………….…11
1.3 Правила успешной проектной деятельности. Общие подходы к структурированию проекта…………………………………………….….……….13
1.4 Познавательный интерес учащихся………………………………………….15
ГЛАВА II. Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы ……….……………………………………..………..…..20
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках …………..20
2.2 Использование метода учебного проекта на уроках русской литературы……………………………………………………………………….…22
2.3 Использование метода учебного проекта на уроках русского языка.…………………………………….……………………………………..…....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………..……...…..33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……
ГЛАВА I. Организация
проектной деятельности на уроках русского
языка и литературы……………………………………………………
1.1 Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов………………….5
1.2 Алгоритм деятельности преподавателя
и обучающихся в технологии проектного
обучения.……………..……………………..…………
1.3 Правила успешной проектной
деятельности. Общие подходы к структурированию
проекта…………………………………………….….………
1.4 Познавательный интерес учащихся………………………………………….15
ГЛАВА II. Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы ……….……………………………………..………..…..20
2.1 Активизация познавательной
деятельности учащихся на
2.2 Использование метода учебного
проекта на уроках русской литературы……………………………………………………
2.3 Использование
метода учебного проекта на уроках русского
языка.…………………………………….………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………..……...…..33
ВВЕДЕНИЕ
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
Метод проектов – это новое и сложное явление в технологии обучения. Как считает педагог Е. С. Полат: "Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. В 1979 году Римский клуб призвал к постоянному учению направленному не в прошлое, как это обычно было до сих пор, а в будущее" [11, с. 24].
Технология проектного обучения позволяет создать на уроках русского языка и литературы исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Метод проектов помогает ученику стать более коммуникабельным и адаптированным в современном обществе. В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности [7, с. 93]. Благодаря использованию технологии проектного обучения активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.
Педагоги И. Л. Бим, Е. С. Полат, О. С. Круглова, И. А. Зимняя и другие работают над разработкой проектной методики.
Предмет исследования технология проектного обучения на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования выявление эффективности технологии проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Цель работы: исследовать эффективность использования технологии проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Структура: работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность работы заключается в недостаточной разработке технологии проектного обучения для учащихся 9 классов при изучении русского языка и литературы для активизации их познавательной деятельности.
ГЛАВА I. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
1.1 Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся и основываться на личном опыте ребёнка [8, с. 64].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [11, с. 66].
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [11, с. 67].
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в
исследовательском творческом
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование
5. Использование
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.).
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы [11, с. 68].
Виды проектов
Есть определенные типологические признаки, в соответствии с которыми можно наметить виды проектов. Таковыми типологическими признаками являются:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
2. Предметно-содержательная область: монопроект(в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта [11, с. 71].
Характеристика проектов по виду деятельности
1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. [11, с. 72].
3. Информационные (ознакомительно-
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность; предмет информационного поиска; источники информации (СМИ, интервью, анкетирование); выводы (корректировка первоначального направления (если требуется); дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; анализ новых фактов; обобщение (выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта); заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка) [11, с. 72].
Информация о работе Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы