Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:52, курсовая работа
Цель исследования - разработка системы мероприятий по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников с целью формирования любознательности, положительного отношения к искусству, организованности.
Задача исследования:
1. Изучить и проанализировать историю и современное состояние проблемы средств массовой информации в воспитании школьников.
2. Выявить роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе.
3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению системы мероприятий с использованием средств массовой информации в процессе воспитания младших школьников.
5. Провести результативность работы по формированию любознательности, положительного отношения к искусству.
Первые исторические письма, произведения появились в Казахстане в XVIII веке. В конце XVIII - начале XIX вв. на казахском языке стали выходить печатные издания. Появление в конце XIX века казахской печати стало возможным благодаря прогрессивному влиянию русской культуры на жизнь казахского общества. До 1913 г. в обширном степном крае выходило до 11 газет. Казахская печать начала развиваться после Октябрьской революции и достигла расцвета к 1980 г. В республике издавалось 16 республиканских, 38 областных, приблизительно 280 районных газет и 25 журналов.
Первенец казахской периодической печати газета Туркестанского края, издаваемая в Ташкенте как приложение к русской газете «Туркестанские Ведомости».
В данное время издаются газеты: «Дружные Ребята», «Казахстанская Правда», «Спорт», «Учитель Казахстана» и т.д.
Журналы: «Балдырган», «Биология», «Геология», «Пионер», «Шмель» и другие.
В первой половине XIX в. появляется большое количество журналов для детей. Многие издатели стараются подражать Н. И. Новикову, но чаще всего неудачно, ни один журнал не достиг идейно-художественного уровня «Детского чтения для сердца и разума».
Распространенными были издаваемые в течение многих лет журналы: «Для юношества», позже переименованный в «Друг юношества и всяких лет» (1807 - 1815) Е. Н. Глинки. Первые два года М. И. Невзоров следовал принципам и идеям журнала Новикова: заботился о доступности и разнообразии содержания, помещая рассказы о жизни великих людей, природоведческие очерки. Позднее в журнале стали преобладать религиозные идеи.
Журнал С. Н.
Глинки «Новое детское чтение» в
основном помещал пересказы «
Наиболее прогрессивным был журнал «Новая библиотека для воспитания» (1847 - 1849), в котором помещалось в основном научно-популярные произведения. Издателем был Р. Т. Редькин, профессор сначала Московского, а затем Петербургского университета. Р. Т. Редькин стремился привлекать к сотрудничеству в журнале талантливых ученых, писателей и переводчиков. В журнале помещались интересные научно-познавательные статьи («О машинах», «О луне», «Атлантический океан»). На его страницах было опубликовано переложение Нестровой летописи; сделанное историком С. М. Соловьевым и названное «Русская летопись для первоначального чтения». В. Г. Белинский одобрил верность источнику и художественность стиля С. М. Соловьева. В «Новой библиотеке для воспитания» были помещены первые переводы сказок Г. Андерсона («Соловей», «Гадкий утенок»). В. Г. Белинский внимательно рецензировал многие номера «Новой библиотеки». Он отмечал недостатки некоторых статей, сухость, малодоступность изложения для детей. Отвергал Белинский также переделку «Иллиады», «Одиссеи» - сделанную А. М. Беккером. Однако основное идейно-художественную направление журнала и научность содержания его были положительно оценены критиком. Еще одно периодическое издание - журналы. Слово «журнал» не русское. Оно пришло к нам из французского языка и в переводе означает «день», «дневник». Журнал - это издание, которое рассказывает о текущих событиях (59).
Первый журнал появился во Франции в XVII веке и в начале мало отличался от газеты. В России, как и в большинстве других стран, журналы появились позднее, в XVIII веке.
Кроме взрослых журналов издаются и детские. Первый журнал «Северное сияние» был основан А. М. Горьким в 1918 году. Он выходил для детей 9 - 12 лет. Первым пионерским журналом был «Барабан». Он начал выходить в 1923 году. Позднее появились и другие детские журналы: «Дружные ребята», «Юные строители», «Пионер», «Новый Робинзон», «Юный натуралист», «Чиж», «Ёж». Сейчас издается более 40 детских журналов. Журналы рассчитаны на самых разных читателей и по возрасту и по интересам.
Главное отличие журналов от книг заключается в том, что журналы, как и газеты, относятся к периодической печати. Газеты рассказывают о последних событиях очень коротко, а страницах журналов о важных и интересных событиях рассказывается подробно. Здесь можно прочитать новую повесть и рассказ, которые еще не изданы отдельными книгами, новые стихотворения, рецензию на фильм.
Все новое, прежде всего, освещается в периодической печати, то есть в газетах и журналах. Очень часто журналы и газеты являются единственными источниками новых сведений.
На самом деле, чтобы представить себе во всем объеме проблему века информации и пути их разрешения, надо оглянуться назад и бросить взгляд в перспективу, опираясь на достигнутые ценности в информационном мире (9).
Средства массовой информации станут для человека надежным спутником и помощником в интеллектуальном, творческом труде. Он сможет основательнее и глубже познавать действительность, быть значительно информированным о происходящем в окружающем мире, все в большой степени заниматься подлинно творческой деятельностью ради благородных целей - достижения мира, социального прогресса.
1.2 Анализ
влияния средств массовой
Средствами воспитания называются целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач. Например, в школе может школьный кинотеатр. Учитель должен привлекать учащихся к обсуждению фильмов, организовывать встречи с актерами, режиссерами. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Об этом предупреждал еще А. С. Макаренко, когда говорил: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство обязательно будет плохим» (44).
Таким образом, в процессе воспитания детей учитель должен применять различные средства воспитания, учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах, как отдельных учащихся, так и класса в целом. Воспитание характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью.
Большую роль играет
использование учителем средств
массовой информации в воспитательном
процессе. Средства массовой информации
- это систематическое
К средствам массовой информации относятся: кино, телевидение, радио, печать и т.д.(24)
В настоящем Законе РК «О средствах массовой информации», используются следующие понятия:
- массовая информация
- предназначенные для
- средство массовой информации
- периодическое печатное
- периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в полугодие;
- теле-, радио-, видео-, кино хроникальная программа - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год;
- выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем;
- продукция средства массовой
информации - тираж или часть тиража
отдельного номера
- официальное сообщение
- информация, предоставляемая
- распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кино хроникальных программ;
- редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации;
- главный редактор - физическое
лицо, возглавляющее редакцию
- журналист (представитель
средства массовой информации) -
физическое лицо, осуществляющее
деятельность по сбору,
- распространитель - физическое
или юридическое лицо, осуществляющее
распространение продукции
- цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей.
Кино - (от греческого kineo - двигаю): произведения создаются с помощью киносъемки, реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические средства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих, выразительных средств, из которых главное - фотографическая природа киноизображения и монтаж.
Печать в широком значении - печатная продукция, в более узком; но в распространенном значении периодическое издание, главным образом, газеты, журналы. Одно из основных средств массовой информации и пропаганды, выражает определенные социальные и политические интересы, является инструментом формирования общественного мнения и развития духовной культуры. Развитие гласности и конструктивной критики в печати - действительный фактор становления подлинно демократических норм науки.
Радио - (от латинского radio - испускаю лучи; radius - луч) способ передачи информации на расстояние, изобретен А. С. Поповым в 1985 г. (28)
Радиовещание, одно из средств массовой информации. Осуществляется через радиоцентры, и принимаются на радиовещательные приемники. Радиовещание началось с 1924 г. Система планомерного развития радио и кабельной сети вещания, обеспечивающая круглосуточную общественную, политическую информацию населению (63).
Телевидение, формирование телевизионных программ и их передача в эфир посредством вещательного телевиденья, одно из средств массовой информационной пропаганды, воспитания, просвещения и организации досуга населения.
В наше время телевидение перестало быть только средством информации и развлечения. Оно осваивает все новые сферы деятельности, уверенно проникает и в науку, и в промышленность, и в медицину, и в космонавтику. Все более возрастающее влияние телевидения начинает оказывать на обучение в школе. «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» неоднократно указывалось на необходимость более широкого использования в учебном процессе технических средств обучения, в том числе и телевидения. Эти постановления способствуют дальнейшему развитию образовательного, научно-популярного и учебного телевидения в нашей стране, которое оказывает каждодневную помощь школе, как на уроках, так и дома, при самостоятельном изучении материала. Телевидение помогает сделать процесс воспитания более наглядным, зрелищно-привлекательным, эмоционально насыщенным. Художественная съемка позволяет рассказывать о сложных проблемах науки, техники, литературы и искусства в занимательной форме. Репортажи с заводов, из научно-исследовательских институтов, со строительных площадок, из музеев и театров помогают тесно связывать воспитание с производственной практикой, с духовной культурой общества. Многие передачи сопровождаются размышлениями об огромной воспитательной роли киноискусства, о его влиянии на образ жизни, взгляды и убеждения людей, в особенности подростков и молодежи, которые составляют основную массу кинозрителей. Привычный телевизор, который помогал развлечься и отдохнуть, который нередко считался одним из главных «врагов», отвлекающих ребят от выполнения домашних заданий, вдруг пришел в школьный класс и, естественно, вызвал у учащихся непростую реакцию. Наряду с познавательной функцией, телевидение в нашей стране играет огромную воспитательную роль, способствует развитию гармоничной, целостной личности, строителя нового общества. Лучшие телевизионные фильмы, спектакли, передачи комплексно решают задачи идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания людей, в первую очередь детей, подростков и молодежи. Приобщение к наиболее талантливым произведениям литературы и искусства развивается эстетический вкус, способность к самостоятельному творчеству, умение правильно ориентироваться во всевозрастающем потоке художественной информации. Телевидение выполняет также гедонистическую и рекреативную функции, помогает нам отдохнуть, восстановить силы после труда и учебы. Крупнейшие радио-, телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы (среди средств массовой информации). Редкие семьи в ведущих странах мира не имеют видеотехники. Телевидение существенно влияет на молодежь. Выявлено, что ученики проводят у телеприемников до 8 часов в день. Вместе с тем телепередачи меньше смотрят в странах с более высоким уровнем культуры. Это объясняется, прежде всего, тем, что люди с высоким интеллектом предпочитают выборочный просмотр телевизионных передач. Учебное телевидение является незаменимым средством становления детской личности, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщить школьников к ценностным ориентациям взрослых (25, 27).
Информация о работе Использование средств массовой информации в воспитании младших школьников