Использование средств массовой информации в воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка системы мероприятий по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников с целью формирования любознательности, положительного отношения к искусству, организованности.
Задача исследования:
1. Изучить и проанализировать историю и современное состояние проблемы средств массовой информации в воспитании школьников.
2. Выявить роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе.
3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению системы мероприятий с использованием средств массовой информации в процессе воспитания младших школьников.
5. Провести результативность работы по формированию любознательности, положительного отношения к искусству.

Вложенные файлы: 1 файл

Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

В США учебные программы  транслируют до 200 телекомпаний и 700 студий кабельного телевидения, Министерство образования и ряд национальных программ. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимается несколько педагогических центров. Прочные позиции занимает учебное телевидение в Зап. Европе. Так, английская компания БИ-БИ-СИ ежегодно транслирует учебные передачи объемом до 400 часов. Передачи смотрят практически во всех школах Великобритании.

Во Франции государственный  канал телевидения трижды в неделю ведет учебные передачи. Подготовка учебных видеоматериалов в масштабах  страны руководит национальный центр  аудиовизуального обучения в Ванве.

В Японии по каналам столичного и провинциального телевидения  предлагаются различные образовательные  передачи для детей всех возрастов.

Немалый опыт накоплен учебным  телевидением в России. Так, до 1996 г. Регулярно выходила в эфир передача «Российские университеты». Во Франции в настоящее время создаются общенациональные фонды аудиовидеодокументации. Был осуществлен масштабный эксперимент, получивший название «Активный юный зритель». В его задачи входило научить школьников критически пользоваться телеинформацией для самообразования, расширения кругозора. Анкетирование и тестирование большой группы школьников в начале и по окончанию эксперимента показали, что все они заметно продвинулись вперед в своем развитии.

Среди проблем, которые возникают в связи с влиянием на молодежь средств массовой информации, особую тревогу порождает опасность дегуманизации личности школьника. По мнению многих специалистов: жестокость, насилие, низкопробные в художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены средства массовой информации, пробуждают в подрастающем поколении самые темные и негуманные наклонности и желания. Ученые и практики, представители общественности обеспокоены, что средства массовой информации и новейшие технологии гасят фантазию и воображение детей, отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты. «Где же тут общение?» - вопрошает американский фантаст Р. Бредбери, описывая оснащенную всяческой техникой школу будущего. Встревоженность писателя не беспочвенна. Уже сегодня телевидение, компьютерные игры нередко заменяют школьникам общение с родителями, сверстниками, преподавателями. Японский учены Тонака Каула считает в этой связи, что средства массовой информации должны интегрироваться в процесс воспитания крайне осторожно, чтобы развивать, а не разрушать личность ребенка.

Чтобы сделать управляемым  воздействие средств массовой информации на учащихся, педагоги предложили несколько  вариантов использования новейших технологий в воспитании и обучении. Один из них получил название «мультимедиа». Его сила состоит в комплексном использовании новейших технических средств информации для школьного воспитания и образования.

Учитывая, что всякое техническое  новшество в сфере информации и связи имеет свои специфические особенности, и потому должно стать особым звеном в системе мотивации учащихся. Для реализации идеи «мультимедиа» при Министерстве Образования Франции действует координационный центр, который занят разработкой и внедрением методик использования средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе. Центр систематически публикует и распространяет информационные обзоры для школьников и преподавателей.

Центр издает общеобразовательный  журнал «Факс», материалы которого собираются в течение 24 часов по факсовой связи из всей Европы. На особом месте среди форм воспитания, черпающих материалы в средствах массовой информации, похожая деятельность, получившая наименование «пресса в школе». «Прессе в школе» отводится важная роль в модернизации школьного воспитания.

Среди средств массовой информации по интенсивности и масштабности воздействия на школьников лидирует телевидение.

Все согласны с  тем, что есть могучее средство массовой коммуникации. Оно информирует нас  о событиях и фактах, пропагандирует важные общественные идеи, активно участвует в образовании масс, служит средством отдыха и развлечения. Телевидение не просто перенесло действие в дом к зрителю и превратило коллективное зрелище в обращенное к миллионам, а камерное «домашнее искусство».(24)

Немалую роль в  воспитании играет развитие периодической  печати. Невозможно представить жизнь  современного общества без печатного  слова. Газета, журнал, книга - зеркало, в котором виден весь мир, помощник и наставник. Особенно важную роль играет печать в наши дни в борьбе за перестройку общества, за демократизацию и гласность, за формирование нового мышления.

Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным средством  хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.

В работе школы газеты и  журналы одно из средств осуществления  воспитательных задач. Они являются для учащихся источником получения  знаний о природе, о жизни людей в прошлом, о различиях в социальном укладе и в быту людей разных стран.

Детские журналы, читаемые учащимися, хранят в себе идеи добра и справедливости, рассказывают о людях благородной и смелой души, о честных и мужественных поступках, о самоотверженном труде, о борьбе против зла и насилия.

Воздействуя на эмоции и разум читателя, статьи газет и журналов порождают стремление в нем жить достойно, заслужить  уважение коллектива, будят трудовую энергию и творческие силы. Чтение статей доставляет эстетическое наслаждение, радует встрече с прекрасным в жизни, раскрывает богатства и красоту родного языка. Чтение научных и художественных статей воспитывают и развивают познавательные возможности учащихся. Они приучают их замечать отличительные признаки явлений природы, типичных явлений общественной жизни и давать им обоснованную оценку. Чтение периодической печати играет для учащихся большое воспитательное значение (38).

Цель чтения детской периодики состоит в  том, чтобы обеспечить педагогическое руководство к самостоятельному чтению. Научить детей сознательно  выбирать для себя нужные, посильные  статьи и читать их, задумываясь, размышляя  над прочитанным. Развивать у  учащихся средствами массовой информации желание и умение учиться; использовать средства массовой информации для воспитания у школьника гражданского и общественного самосознания (55).

Так же, как телевидение  и печать, к средствам массовой информации относится - радио - феномен современной культуры, сдвиг человеческой деятельности, производства, возможном только при использовании самой совершенной техники; явлении которому, если считать по календарю нет и ста лет; искусству звучащего слова, начало которому было положено еще в Древней Греции; работу, выполнить которую невозможно в одиночку, а лишь коллективом людей разных профессий; трибуна прогрессивных людей и гласности.

Радио - средство общения. Радиовещанию предсказывали  быстрое развитие как виду техники. Но никакие, даже самые прозорливые умы не могли представить себе, как далеко уйдет человечество по дороге радиотехники и как блестяще, полнокровно разовьется искусство звучащего слова в общем ряду искусств.

Радио - универсальный  способ общения всех со всеми. В эфире звучат голоса наших современников, на радио звонят, просят советы, жалуются, обращаются с призывами.

Радио - это мост, который соединяет города и страны, в эфире обсуждаются важные проблемы мировой политики, защиты природы  и др.

Радио - хранитель  популяризатор музыки. С его помощью можно представить себе все, что есть в нашем звучащем мире, богатство стилей и жанров музыкальной культуры современности и прошлого. Это прекрасно восприняли лучшие музыканты страны уже в первые годы, когда радио только входило в нашу жизнь (38).

Первые музыкальные  передачи по радио начались в 1923 году.

Еще в конце  войны появился новый «Детский музыкальный  радиожурнал». По воскресениям, в 10 часов  утра дети радовались позывным нового журнала. Он был создан для того, чтобы воспитать в них музыкальный вкус. Здесь звучали рассказы Сергея Прокофьева о своем детстве, беседа Д. И. Кабалевского «Как сочиняют музыку», К. Д. Паустовского о музыке. По телевидению ты смотришь сказку, по радио ты живешь в ней. Иногда, кажется, что сказка по радио больше по душе человеку потому, что с момента тихих, добрых и волшебных сказок, мы привыкаем слушать их с закрытыми глазами. И уже тогда в наши самые маленькие годы привыкаем конструировать мир, создавать принцесс и драконов. Сказка, её слова для нас - лишь золотой ключик от волшебной страны, созданной нашим воображением.

На экране ведущий  передачи - для всех один и тот  же человек. А хотелось, чтобы у  каждого был свой сказочник. Радио  спектакль «Приключения Буратино»  был открытием века на радио. Дребезжит голос деревянного человечка, рычит Карабас Барабас, мягко увещевает папа Карло, хищно и протяжно изъясняется кот Базилио. И все это делает один человек - Николай Литвинов.

Радио в своем  развитии сделало огромный скачок, теперь мы можем не только наслаждаться музыкой и сказками, но и получать научную информацию: передачи по ботанике «Наш сад», слушаем новости о происходящих событиях в разных странах. Радио играет огромную роль в развитии воображения, музыкального вкуса, познавательных способностей, любознательности и в воспитании подрастающего поколения (40).

1.3 Особенности  средств массовой информации  в воспитательном процессе начальной школы

Все более широкое  использование средств массовой информации в воспитательном процессе ставит немало сложных проблем, как перед педагогами, так и перед школьниками.

Телевидение превратило зрителя в соучастника живого действия и уподобило общение  с экрана общению с людьми. Выполняя самые многообразные роли, телевидение  удовлетворяет социальную потребность  людей в общении. Находясь перед телевизором, в одиночестве или в кругу близких, мы в соприкосновение с миллионами других людей. Способность телевидения связывать и объединять людей, помогать им общаться между собой независимо от расстояния, является его нравственной функцией. Трудно переоценить просветительскую и культурно-воспитательную роль телевидения, учитывая непосредственность, прямоту и открытость общения в сочетании с таким мощным орудием телевидения, как крупный план. Миллионы людей ежедневно по специальной программе слушают лекции ученых по разным предметам. Такие передачи как: «Сегодня в мире», «Очевидное невероятное», «В мире животных», «Клуб путешественников» открывают для человека новые области знаний и деятельности. Они пользуются огромной популярностью у зрителя.(65)

Главное средство телекоммуникации - телевизионная программа. Исследования показали, что больше половины свободного времени дети отдают кинематографу. Но для того, чтобы  кино обогащало духовный мир молодого человека и доставляло подлинно эстетическое наслаждение, надо научиться правильно смотреть фильм, глубоко и критически оценивать его.

Сложившаяся в  школе система воспитания охватывает различные стороны жизни и  деятельности школьников. В последнее  время на жизнь учащихся все большее  влияние оказывает телевидение и кино. В связи с этим мы часто говорим о неразборчивости учащихся, неумении отличить хорошие фильмы от коммерческих подделок, равнодушии к подлинному искусству, поверхностном восприятии фильмов, неумении разобраться в психологических характеристиках героев фильма, постичь внутренне движении их мысли. Перед педагогами встает задача помочь школьникам ориентироваться в море фильмов, идущих на экране кинотеатров и телевизоров, формировать их культуру восприятия. (12)

Все дети любят  мультфильмы, они готовы смотреть их часами. Но мало кто из взрослых - учителей, воспитателей, родителей - проводит хотя бы регулярное обсуждение увиденных мультфильмов, сказок, детских фильмов. А еще детям интересно и полезно узнать, как снимаются мультфильмы, как вообще возникло кино и многое другое. Очень важен и предварительный настрой на просмотр мультфильма или сказки. Опытный педагог должен просить детей обратить внимание на то или иное событие, поведение героев, музыку, звучащую с экрана. Лучше всего начинать эту работу одновременно с поступлением детей в школу.

Формой приобщения учащихся младших классов к миру кино должны являться киноклубы работающие при школах. Они носят названия: «В гостях у сказки», «Колобок», «Сказка  за сказкой» и т.д. Данная работа важна и необходима для учащихся в познавательном плане. Например, знакомство с творчеством детского писателя для воспитания у них чувства доброты любви к природе, содержательного заполнения свободного времени. Однако культура восприятия кино, сказки воспитывается недостаточно; мало дается сведений о кино, его создании, истории, работе режиссера, оператора, просмотренные фильмы почти не обсуждаются. Обычно перед показом фильма выступает библиотечный работник или учитель, который кратко рассказывает ребятам о творчестве того или иного писателя; проводится небольшая викторина или конкурс, затем демонстрируется фильм. (30)

Просмотр фильмов, сказок, кинофильмов, несущих эстетическую и нравственную воспитательную нагрузку в сочетании с предварительным  разговором до их просмотра, обсуждением после демонстрации и другими формами, а так же получение знаний из теории и истории кино в наибольшей степени способствует формированию у учащихся начальных классов культуру восприятия кино.

Главная задача киновоспитания и кинообразования заключается в воспитании истинных зрителей. Зрителей активных, творческих, обладающих высоким эстетическим вкусом, разнообразными интересами в области кино, любящих и музыкальную ленту и историческое полотно, и легкую комедию, и проблемный социальный фильм.

Основы киноискусства  могут преподаваться в школах как предмет, факультатив и т.д. Эти формы киновоспитания интересны  тем, что связаны с самостоятельной  творческой деятельностью, на занятиях могут пробовать себя в качестве киномехаников, художников, организаторов обсуждения фильма, режиссеров и т.д. Активные формы кинообразования не только помогают узнать, что такое, например, мультипликация как вид искусства, но и попытаться создать собственные мультфильмы, не только понять, что киносценарий - основа фильма, но и попытаться сообща написать сценарий самим. Особое место в системе киновоспитания занимает творческое общение сверстников, которые во время дискуссии обсуждают различные этнические, специальные, идеологические проблемы, ищут параллели с литературой, живописью, музыкой. Так создается коллективное мнение о фильме и формируется собственное.

Информация о работе Использование средств массовой информации в воспитании младших школьников