Использование средств массовой информации в воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка системы мероприятий по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников с целью формирования любознательности, положительного отношения к искусству, организованности.
Задача исследования:
1. Изучить и проанализировать историю и современное состояние проблемы средств массовой информации в воспитании школьников.
2. Выявить роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе.
3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению системы мероприятий с использованием средств массовой информации в процессе воспитания младших школьников.
5. Провести результативность работы по формированию любознательности, положительного отношения к искусству.

Вложенные файлы: 1 файл

Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Мы разучились слушать, зачастую мы слышим, но не слушаем  ни радио, ни телепередачу, ни магнитофонную  запись. Соответственно изменилось отношение  и детской аудитории к программе  школьного радио. И не учитывать  этого нельзя. Если раньше можно было почитать обычный информационный текст перед микрофоном и быть уверенным, что вас внимательно выслушают, то сейчас нужно значительно тщательнее готовить передачи и по содержанию и по исполнению, если вы хотите, чтобы ваше радиосообщение дошло до слушателя. Раньше можно было транслировать передачи через динамики, развешанные в коридорах, и вас слушали. Теперь вас услышат только в классе, когда вся школа разбита на ячейки - классы, где всё располагает к слушанию радио: и обстановка, и форма урока, и присутствие учителя.

Приступая к  любому серьёзному делу, надо чётко  представлять себе ближайшую и отдалённую перспективу задуманного. Это поможет  чётко спланировать всю работу по этапам.

Радиовещание  в школе. Первая задача чисто техническая. Приобрести радиоаппаратуру, определить место, откуда будет вестись радиовещание (лучше всего целый класс, и в самом тихом месте школы, и поближе к актовому залу). Повесить динамики, подвести к ним линии от своего радиоузла. И можно уже начинать. Но радиовещание в школе - это идеологический участок работы. Наряду с подготовкой «кадров»

Радистов-техников, операторов, режиссеров, нужно готовить и радистов-редакторов, авторов, дикторов, репортеров.

Решению этой двуединой  задачи нужно посвятить первый год  организации школьного радиовещания. Пусть сначала ваши передачи будут простыми, пусть это в большинстве своем будет чтение газетного материала, а живая школьная программа. Жизнь только еще робко стучится в дверь радиокомитета не беда: надо закладывать фундамент настоящей серьезной работы, создавать традиции - время выхода в школьный эфир, длительность звучания радиовыпуска, постоянные позывные школьного радио и отдельных передач и т.п. Надо предвидеть естественную смену радистов, заранее готовить новый отряд энтузиастов, постоянно заботится о преемственности во всех звеньях. (23)

Рекомендуем подумать, как сделать, чтобы ваши передачи были интересными не только для вас, их составителей, но и для всей школы? Может быть вы решите передавать по радио упражнения утренней гимнастики? Надо будет составить свой комплекс, подобрать музыку. Вы пришли к выводу о том, что нужно вести радиопередачи ежедневно, чтобы их ждали и слушали. Возникает вопрос составления сетки недельных передач, планирования передач на каждый месяц. В конце каждой четверти вы хотите устраивать концерты по заявкам, а в конце декабря - большую праздничную новогоднюю передачу.

Дополнительным  оборудованием для трансляции радиопрограммы является фонотека. Сейчас в магнитофонную  эру это слово в комментариях не нуждается. Да, это - собрание звукозаписей, или фонограмм. Для школьных радиопередач нужна, прежде всего, целая коллекция начальных заставок к разным передачам, концовок, отбивок между страничками передач, позывных - основных, праздничных собраний.

Самые ходовые  заставки должны быть постоянно под рукой. Лучше снять с них дубли, а оригиналы хранить в фонотеке. Вторую часть фонотеки занимают литературно-музыкальные записи, которые используются при составлении концертов по заявкам, вечеров отдыха, дискотек, а также для уроков начальных классов, уроков литературы, истории, по иностранному языку, по музыке и другим предметам.

И, наконец, третья часть фонотеки - это звуковой архив  радиопередач. Там хранятся передачи о наиболее важных событиях в нашей  стране и за рубежом, передачи из жизни школы, голоса учителей, учеников, гостей школы. Одним словом, это звуковая история школы.

Теперь об архиве радиопередач. На каждую передачу, оставляемую  в фонде, заводятся две карточки: одна идет в тематический каталог, другая - в каталог «Дикторы». Для ребят из радиокомитета интерес представляет тематический каталог. Там можно отыскать старые передачи на тему близкую к сегодняшней. Можно перенять опыт или использовать фрагмент прежней радиопередачи. А для выпускников, которые часто наведываются в радиостудию, интерес представляет картотека диктора. Там они могут отыскать в записи на пленку свои голоса, голоса своих друзей, встретится со своим детством, юностью.

Если вы хотите, чтобы вас слышали, размещайте динамики в коридорах. Если вы хотите, чтобы вас слушали устанавливайте динамики в классах. Если вы собираетесь вести передачи от случая к случаю, только перед или во время праздников, пусть динамики будут в коридорах. Если вы ставите перед школьным радиовещанием серьезные задачи по воспитанию школьников, передачи должны идти ежедневно и транслироваться в классы по установленной на год сетке, определенной продолжительности, в одно и то же время, с постоянным позывным. Передачи должны идти по расписанию как уроки. Этому надо приучить слушателей, и этот график не должен быть нарушен. В этом залог успеха вашей работы.

Теперь поговорим  о подготовке отдельных специалистов школьного радио. Как бы хорошо не была составлена и отредактирована  передача, ее успех определяет диктор. Он может «вытянуть» слабый текст, и он же может загубить передачу. Поэтому учебе дикторов мы придаем особое внимание и значение.

Когда мы говорим  «диктор», то имеем в виду человека, читающего в эфир информационный материал. Спокойно, ровно, без эмоций. Если нужно прочитать диалог, сценку из радиопостановки, рассказ, в этом случае к мик4рофону приглашается исполнитель. Желательно в каждой бригаде иметь хотя бы одного диктора. Лучше двух: мальчика и девочку. Можно провести общешкольный конкурс чтецов, и лучших пригласить в радиокомитет. Ребята должны обладать приятным по тембру голосом, хорошо слушаться в записи на пленку, не испытывать страха и скованности перед микрофоном. Каждое занятие, как правило, начинается с отработки одного-двух звуков. Этой цели служат специальные упражнения. (22)

После организации  и проведения системы мероприятий  по использованию средств массовой информации в процессе воспитания детей  младшего школьного возраста был  проведен второй «срез» на выявление  уровня воспитанности, организованности, сформированности любознательности, положительного отношения к искусству. В результате опытно-экспериментальной работы об эффективности разработанной системы мероприятий заметны положительные изменения.

2.2 Анализ  результативности работы учителя  по использованию средств массовой  информации в процессе воспитания

Для выявления  результативности проведенной работы по формированию любознательности, организованности, положительного отношения к искусству  мы проводили анкетирование учащихся и родителей. (Прил. 9) Целью анкетирования является выявление наиболее интересных средств массовой информации. Какие фильмы, мультфильмы, передачи интересуют современного школьника. Делится ли он впечатлениями, обсуждает ли фильмы, передачи, что именно обсуждает. Обсуждает ли фильмы, что обсуждает: сюжеты, актеры или средства, как влияет телевидение, печать, радио на развитие младшего школьника. Как родители оценивают современное телевидение и значение его в жизни ребенка. Какие передачи, фильмы надо смотреть ученику, каким должен быть учебный фильм или детский фильм. Предлагаем тест на выявление уровня сформированности у учащихся любознательности, организованности, положительного отношения к искусству. (Прил. 10) Проводили анализ всех видов вопросов, выставляли оценки и самим учащимся и их родителям, находили общий балл. По количеству баллов определяли уровень сформированности любознательности, организованности, положительного отношения к искусству. После анализа первого «среза» мы проводили мероприятия по использованию средств массовой информации в воспитании школьников.

Нами были использованы следующие методы исследования: беседы, анализ продуктов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, тестирование. Для выявления результативности проведенного исследования были подобраны следующие критерии:

1) сформированность  любознательности.

2) положительного  отношения к искусству.

3) уровень организованности.

Уровень сформированности любознательности можно установить с помощью методики Л.М.Фридмана «Любознательность». Цель методики: установить уровень развития любознательности у учащихся младших классов. Выделяем следующие уровни сформированности любознательности:

- высокий уровень;

- средний уровень;

- низкий уровень.

Высокий уровень сформированности любознательности обуславливается успешностью овладения учебной деятельностью, сформированностью познавательных интересов. Средний уровень характеризуется посредственным отношением к учёбе, неустойчивость интересов. Низкий уровень сформированности любознательности обуславливается негативным отношением к учёбе, безучастностью в общественных делах, отсутствие познавательных интересов.

Первый «срез» проводился 12.01.01г. (Прил. 25). Общее количество учащихся - 22 человека. Уровни сформированности любознательности определяются по итогам тестирования, по количеству набранных баллов.

60 баллов - высокий  уровень любознательности.

40 баллов - средний  уровень любознательности.

20 баллов - низкий  уровень любознательности.

Высокий уровень  сформированности любознательности у 11 человек, что составляет 50% от общего количества учащихся. Средний уровень - 6 человек, это 27% от общего количества учащихся. Низкий уровень сформированности любознательности - у 4 человек, что составляет 18% учащихся.

Уровень сформированности организованности у учащихся можно установить с помощью методики Л. М. Фридмана. Цель методики: установить уровень организованности учащихся младших классов. Уровни сформированности организованности определяются по итогам тестирования. (Прил. 23). Высокий уровень сформированности организованности определяется по следующему правилу: если у школьника есть все положительные признаки ответственности и организованности, т.е. одновременная активность в учении и в выполнении любого поручения, умение доводить начатое дело до конца, ответственность перед коллективом за порученное дело, требовательность к самому себе и товарищам, аккуратность, прилежание и старательность, самодисциплина, организованность и самоконтроль в работе. Низкий уровень сформированности организованности определяется по отсутствию интереса к какому-либо виду деятельности, нежелание преодолевать трудности в порученном деле, нежелание организовывать свой труд, стремление переложить ответственность на других, неумение довести начатое дело до конца без побуждения извне, некачественное выполнение заданий, при имеющихся способностях, оправдание своей пассивности и недобросовестности, иждивенческое отношение к коллективной деятельности.

Высокий уровень  организованности - у 8 человек, что  составляет 36% от общего количества учащихся. Средний уровень - 8 человек, это 36% учащихся. Низкий уровень организованности - 6 человек, что составляет 28% от общего количества учащихся.

Методика «Эстетическая  наклонность».

Цель: выявить  художественные интересы (предпочтения) школьника.

Учащимся предлагаем ответить на вопросы анкеты. (Прил. 21). Художественное предпочтение школьника  анализируется по двум составляющим: по количественным и качественным показателям. Количественные показатели характеризуют  интерес по принципу «больше - меньше» (вопросы 1, 3, 11, 12, 13). Качественные показатели характеризуют интерес по принципу «лучше - хуже» (вопросы 2, 5, 4, 9, 10).

После организации  и проведения системы мероприятий  по формированию любознательности, организованности, положительного отношения к искусству, был проведён второй «срез». Дата проведения 29.01.02г.. Высокий уровень любознательности, положительного отношения к искусству, организованности - у 10 человек, что составляет 45% от общего количества учащихся. Средний уровень - 8 человек, что составляет 36% учащихся. Низкий уровень - 4 человека, что составляет 18% от общего количества учащихся.

Сравнивая результаты двух «срезов», мы видим, что количество учащихся с высоким уровнем сформированности любознательности в первом «срезе» составило 10 человек - это 45% от общего количества учащихся, во втором «срезе» - 11 человек - 50% учащихся.

Результаты  первого «среза» по установлению уровня организованности показали, что  с высоким уровнем организованности - 8 человек, 36% учащихся, результаты второго «среза» - 10 человек, что составляет 45% от общего количества учащихся.

Из анализа  двух срезов мы выявили, что система  работы по формированию любознательности, организованности, положительного отношения  к искусству с использованием средств массовой информации была эффективна. Таким образом, нами экспериментально было подтверждено существующие положения о влиянии средств массовой информации на формирование личности ребёнка.

Заключение

Средства массовой информации в целом оказывают заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения школьников. Всеми своими программами они прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, любознательности, на эстетический вкус. Не вызывает сомнения, что благодаря средствам массовой информации современные школьники более широко осведомлены о последних достижениях в различных областях социально - политической, научной, производственной и культурной жизни общества. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме воспитания школьников средствами массовой информации, изучение передового педагогического опыта и результаты экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Человек будет  воспитываться всю его жизнь.  И центром его воспитания и  образования будет не школа, не ВУЗ, а он сам. Школа научит его самостоятельности и основным навыкам, ВУЗ даст узкое и глубокое образование, а сам он будет изучать то, что ему интересно. Средства массовой информации с их огромной силой воздействия станут столпом свободного образования. Телевизионные и радиопрограммы, специально составленные, охватят многие миллионы людей, должны будут появиться новые специальные журналы для самообразования по экономике, технике, философии, искусству, естественным наукам. Все виды внешкольного обучения объединятся в системе свободного воспитания.

2. Опытно - экспериментальная  работа по данной проблеме  показала, что средства массовой  информации оказывают положительное  влияние на развитие познавательных  способностей, формируют любознательность, положительное отношение к искусству, организованность.

3. Проблемой  внедрения средств массовой информации  в воспитательный процесс школы  занимался А.С. Макаренко. Он  считал, что средства массовой  информации с их всепроникаемостью  и массовостью станут самыми важными в смысле воспитательном из всех искусств.

Информация о работе Использование средств массовой информации в воспитании младших школьников