Использование фотографических иллюстраций с целью развития познавательного интереса у учащихся в 3 - ем классе по программе А.А. Плешакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать динамику развития познавательного интереса учащихся 3 класса на уроках естествознания при использовании в учебном процессе фотографических иллюстраций.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме.
2. Выявить основные базовые понятия темы курсовой работы
3. Проанализировать учебник по естествознанию А.А. Плешакова для 3 – его класса.
4. Разработать уроки с использованием фотографий для развития познавательного интереса к предмету.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава I. Наглядные средства обучения как одно из средств развития познавательного интереса младшего школьника.
§1. Характеристика фотографических иллюстраций как одного из важнейших наглядных средств обучения естествознанию…………………………………………………..……5
§ 2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………....11
§3. Влияние фотографических иллюстраций на развитие познавательного интереса младших школьников...……………19

Глава II. Развитие познавательного интереса младших школьников к предмету при использовании фотографических иллюстраций в процессе обучения по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 3 классе на практике………...26

Заключение…………………………………………………………..35
Понятийный аппарат……………………………………………37
Список литературы…………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

КР естествознание Константинова Н. 305к.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках фотографии используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.

«Достоинства учебных фотографий - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные фотографии, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. В одних случаях фотография являются простой иллюстрацией к тексту. Наконец, по фотографии в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы»9.

Специфику фотографии как  вида наглядности составляет документальность, достоверность изображения, возможность  увековечить мгновение. Нацелив  внимание на фото-произведение, можно  выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида наглядности заключается в том, что она даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью, и в застывшем изображении воплощает существенный момент действительности.

«Существует несколько жанров фотографии: художественная, документальная, репортажная. Специфика каждого жанра фотографии в том, что они особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: колоритом, композицией»10. Приведем отрывок из книги А. Гусева "Искусство фотографии". "Фотография обращена к нашему чувству цвета. Созерцая фотографию, скажем какой-нибудь пейзаж, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, точностью и выразительностью фотографии. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фотографии есть какая-то тревога, радость, спокойствие, она гармонично уравновешена, сохранено ощущение гармонии с миром, и она раскрывает нам этот пейзаж настолько, что по нему мы уже имеем представление о природе в целом. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений пейзажной съемки”11. Фотография должна быть доступна человеку, она имеет огромное значение в его индивидуальной жизни.

Таким образом, рассмотрев средства обучения естествознанию и, в частности, применение фотографических иллюстраций, мы можем сделать вывод, что они очень важны в учебном процессе, так как способствуют развитию у школьника различных психических процессов, а также, несомненно, обогащая учебный процесс, делая его более живым и интересным для школьников. Ведь именно фотоснимки запечатлевают сведения об окружающем мире и событиях, делают ярче, нагляднее любую информацию, помогают проникнуть в тайны природы и передают документальность объектов без искажений – именно в этом их ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано  с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период.

Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть, мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего  развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный  детский психолог Д.Б. Эльконин так  писал об особенностях развития младших  школьников: "Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим"12.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Восприятие.

В начале младшего школьного  возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Ребенок может целенаправленно  рассматривать предметы и рисунки, но при этом им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.      Это легко прослеживается при описании детьми картины. А. Бине и В. Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет — стадией описания. Позже, после 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).

Память.

Память в младшем  школьном возрасте развивается в  двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Память детей младшего школьного возраста является хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память (или смысловая память), так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

Внимание.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, в учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Однако у младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале.

Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой  устойчивостью — они могут  сосредоточенно заниматься одним делом  в течение 10-20 минут. Затруднены распределение  внимания и его переключение с  одного учебного задания на другое. Объем, устойчивость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.

Мышление.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного   и   элементарного    образного мышления,     от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Согласно терминологии Ж.Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец—с преобладанием операционального мышления в понятиях.

В процессе обучения у  младших школьников формируются  научные понятия. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления, но, в то же время, обедняет интеллект ребенка. Лишь в школах с гуманитарно - эстетическим уклоном на уроках развивают наглядно-образное мышление в не меньшей мере, чем словесно-логическое.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте предполагает развитие всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно- образного и словесно-логического. Это успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций. Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

«Поступление ребенка в школу создает новые условия для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие личностные качества ребенка»13.

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят  дети). Но эти мотивы остаются только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева.

Абстрактное для него понятие долга или далекая  перспектива продолжить образование  в вузе непосредственно побуждать  его к учебной работе не могут. Отметка — реально действующий  мотив; чтобы получить высокую отметку  или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

Познавательная мотивация. Если в 1-м и 2-м классах школьники  совершают волевые действия главным  образом по указанию взрослых, в  том числе и учителя, то уже  в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия, например, отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, запрещенные для рассматривания, или берутся за другое дело. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузная, не подкреплена нравственными принципами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности при занятиях физкультурой, но только при наличии интереса к этому предмету. С. Н. Хохлов, например, показал, что школьники со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и достаточно неустойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, а при изучении нелюбимых предметов высокая и устойчивая активность проявлялась только школьниками с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы достаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешних воздействий. Часто школьники младших классов проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других (А. И. Высоцкий), и, прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя.

Мотивация достижения успехов. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации  достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив  достижения успехов и мотив избегания неудачи.

Информация о работе Использование фотографических иллюстраций с целью развития познавательного интереса у учащихся в 3 - ем классе по программе А.А. Плешакова