Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель нашей работы – показать динамику развития познавательного интереса учащихся 3 класса на уроках естествознания при использовании в учебном процессе фотографических иллюстраций.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме.
2. Выявить основные базовые понятия темы курсовой работы
3. Проанализировать учебник по естествознанию А.А. Плешакова для 3 – его класса.
4. Разработать уроки с использованием фотографий для развития познавательного интереса к предмету.
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Наглядные средства обучения как одно из средств развития познавательного интереса младшего школьника.
§1. Характеристика фотографических иллюстраций как одного из важнейших наглядных средств обучения естествознанию…………………………………………………..……5
§ 2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………....11
§3. Влияние фотографических иллюстраций на развитие познавательного интереса младших школьников...……………19
Глава II. Развитие познавательного интереса младших школьников к предмету при использовании фотографических иллюстраций в процессе обучения по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 3 классе на практике………...26
Заключение…………………………………………………………..35
Понятийный аппарат……………………………………………37
Список литературы…………………………………………………41
И, наконец, 2 учащихся – 12 % — дети со слабым неглубоким, неустойчивым познавательным интересом, соответствующим низкому уровню развития. Учащиеся характеризуется аморфностью и изменчивостью. Дети никогда самостоятельно не включаются в процесс урока, никогда не отвечают по собственному желанию. Несистематическое выполнение домашних заданий снижает объем и качество приобретаемых знаний. Волевые качества не развиты: часто отвлекаются, невнимательны при объяснении нового материала, предпочтение отдают репродуктивному виду учебной деятельности. Учатся на “три” и “четыре”, “пятерки” редки. Характер их работы на уроке свидетельствует о ситуативном характере познавательного интереса. Установлено, что в структуре мотивации учения познавательный интерес стоит на последней ступени, а первые занимают такие мотивы как: общение с другими, внеклассные мероприятия, дневник, долг перед родителями (“...учеба — это мое бремя, тяжелая работа...”). Т.е. познавательный интерес как мотив учения еще не осознан.
Получив данные результаты, мы увидели, что у детей познавательный интерес к предмету довольно высокий. Поэтому далее, мы решили узнать у учителя: какие задания он даёт детям на своих уроках, для поддержания у детей познавательного интереса к предмету.
Беседа с учителем показала нам, что, помимо использования различных средств обучения, Ирина Николаевна также даёт детям различные творческие задания, такие как: написать сочинения по той или иной теме, нарисовать тот или иной объект изучения природы, водит детей на экскурсии, ведёт с детьми дневники наблюдения за изменениями в природе.
Так же учитель поделился с нами своим введением в учебный процесс, так называемой «Почетной тетради», которая, по мнению учителя, ежедневно стимулирует познавательный интерес учащихся. Это красиво оформленная тетрадь, в которой имеется страничка каждого ученика. В течение всего дня учитель записывает удачный ответ, интересную работу, правильно и быстро решенную задачу, помощь в каком-нибудь деле - любой шаг вперед со стороны ученика. Совсем не обязательно писать про каждого ученика каждый день. Как только ребенок наберёт 10 записей в тетради, он получает право выбрать себе подарок из большой коробки сюрпризов, стоящей в углу кабинета. Учитель делает ксерокопию все той же странички и посылает её родителям ребенка: «Пусть повесят на стенку в рамочке среди фамильных портретов или хотя бы лишний раз похвалят ребёнка, вспомнят, что он умеет не только проказничать, но и серьезно работать».
В свое время еще Ян Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал, что учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она необходима. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения - игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Хорошо известно, что у младших школьников преобладает образное мышление. Образы понятий наглядны, а ведь наглядность, как известно, - один из основополагающих принципов дидактики.
Мы предложили детям следующую анкету, в которой задали вопрос:
Какие задания тебе больше всего нравятся по предмету «Окружающий мир»?
Почему?
Целью данного анкетирования было выяснить, какие именно задания по предмету «Окружающий мир», из предлагаемых учителем дети принимают с большей радостью и желанием.
Проанализировав анкеты, мы увидели, что учащимся очень нравится ездить на экскурсии, рисовать, делать доклады, создавать книжки «малютки», в которых содержится сочинение или доклад учащегося, и которую ребёнок оформляет сам – начиная от обложки и заканчивая содержанием.
Таким образом, обобщив полученные результаты на диагностическом этапе исследования, мы пришли к выводу, что учитель на своих уроках «Окружающий мир», даёт различные задания, направленные на развитие творческого начала учащихся, проводит экскурсии, всячески поощряет детей, использует различные наглядные средства обучения, не исключением является и использование фотографий. Но в большинстве своем учитель пользуется фотографиями, как иллюстрацией собственной речи.
На основном этапе нашего исследования, который проводился в 3- ем «В» классе, в школе № 1320 у учителя Жачкиной Ирины Николаевны, мы провели с учащимися внеклассное занятие на тему «Мир фотографий», которое мы посвятили беседе о том, любят ли дети фотографировать, любят ли фотографировать природу. Также мы рассказали об истории фотографии, о том какие бывают фотографии, когда появилась первая фотография.
И далее, после знакомства детей с этим видом искусства, мы провели с ними пять уроков по предмету «Окружающий мир» по темам: «Дорожные знаки», «Разнообразие животных», «О молниях, змеях, собаках и прочем», «Здоровый образ жизни», «Наше питание», на которых использовали фотографические иллюстрации на разных этапах урока и с разными целями.
Так, например, на уроке «Разнообразие животных» мы предложили учащимся сравнить картину и фото данной тематики. Учащиеся с восторгом анализировали картину и фотографию, выделяли общие компоненты и смысловую нагрузку, давали оценку тому и другому. При этом происходило развитие эстетического вкуса детей, формирование четкого представления об изучаемом объекте.
Так же по данной теме мы устроили конкурс фотографий. Учащимся предлагалось фотографировать с помощью имеющейся у них техники, изучаемые объекты по теме «Здоровый образ жизни». В конкурсе приняли участие все дети этого класса. Это задание не оставило равнодушным никого. В конце данного конкурса мы провели выставку работ учащихся. В свою очередь на уроке по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем», мы предложили учащимся по возможности, скачать понравившиеся фотографии из Интернета одного из трех изучаемых объектов и приготовить короткое сообщение по выбранному объекту. Далее на уроке мы предложили учащимся обменяться фотографиями, и написать по фотографии соседа анализ фотографии, своё отношение к изображению на ней. Данное задание практически не вызвало никаких затруднений со стороны учащихся.
На всех уроках мы использовали фотографии ещё и как иллюстрацию речи учителя.
Чтобы убедится, что использование фотографий на уроках «Окружающий мир» действительно повлияло на развитие познавательного интереса к предмету у учащихся, мы повторно провели диагностику, на заключительном этапе нашей практической части.
Всем учащимся мы предложили ответить на вопрос: «Нравится ли тебе предмет «Окружающий мир»?
Были предложены следующие варианты ответов:
а) Да, нравится.
б) Отношусь нейтрально к предмету.
в) Нет, не нравится.
Диаграмма № 2, приложение № 13.
В анкетировании приняло участие 16 учеников, что составляет 100%; из них ответили: «Да, нравится» - 13 детей - 81%. Ответ «Отношусь к предмету нейтрально» выбрали 3 учащихся – 19%. Ответ «Нет, не нравится» не выбрал никто – 0 %. Проанализировав данные результаты и сравнив их с предыдущими, полученными на первом – диагностическом этапе нашего исследования, мы увидели, что у учащихся возрос интерес к предмету «Окружающий мир».
Далее, мы задали учащимся следующий вопрос: какие задания тебе больше всего нравятся по предмету «Окружающий мир»?
Почему?
Целью данной анкеты было выяснить, понравились ли помимо тех заданий, которые обычно даёт учитель, задания, которые мы проводили с фотографиями.
Проанализировав анкеты, мы увидели, что учащимся очень нравится ездить на экскурсии, рисовать, делать доклады, создавать книжки «малютки», а так же многие учащиеся написали, что им очень понравилось фотографировать, писать сочинения по фотографиям, сравнивать фотографии и картины, многие написали, что понравилась яркая наглядность, которую использовал учитель.
Так же, наблюдая за детьми,
при определении уровней
Сравнив результаты первой
и второй диагностик, мы пришли к
выводу, что двое учащихся выросли
на порядок, стали проявлять большую
самостоятельность и более
На основе проведенного нами исследования, мы сделали вывод – если планомерно и последовательно использовать фотографические иллюстрации в учебном процессе, то познавательный интерес учащихся повышается.
Заключение.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам определить основное направление дальнейшей работы по теоретическому анализу выделенных ключевых понятий и построению опытно – экспериментальной работы. Мы рассмотрели психологические особенности детей младшего школьного возраста на примере третьего класса. В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико-синтетической функции его коры. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Данные психические процессы являются основными компонентами всех способностей. Для того чтобы дать понятие навыка в обучении естествознанию, нами было рассмотрено и проанализировано данное понятие в других областях науки. Авторы определяют его как умение или действие. Применительно к естествознанию, можно сказать, что навык – это упрочнившийся, благодаря упражнениям, способ действия, совершаемый человеком без участия сознания, то есть автоматически.
Мы рассмотрели наглядность
как средство обучения, виды наглядности,
используемые на уроках Окружающий мир,
роль наглядных пособий при
Также мы описали проведенное нами исследование, которое состояло из трех этапов: диагностического, основного и заключительного.
В ходе данного научного исследования был выявлен уровень сформированности познавательного интереса у учащихся третьего класса. Результаты показали, что у детей достаточно хорошо развит познавательный интерес.
Мы изучили и опытно
– экспериментальным путем
Целью нашего исследования было показать динамику развития познавательного интереса учащихся 3 класса на уроках естествознания при условии использования в учебном процессе фотографий.
В ходе исследовательской работы, мы убедились, что данная проблема действительно актуальна. Цель нашей работы достигнута и реализована через ряд задач:
1. Изучить научно –
методическую литературу по
2. Выявить основные базовые понятия темы курсовой работы
3. Проанализировать учебник
по естествознанию А.А.
4. Разработать уроки с использованием фотографий для развития познавательного интереса к предмету.
5. Изучить динамику развития познавательного интереса, обобщить полученный результат.
Работая над задачами работы, мы столкнулись с двумя объективными трудностями: отсутствие крупных современных научных исследований по данной проблеме. Но нас это не остановило и, изучив достаточное количество теоретического материала, проанализировав научно-методическую литературу, ознакомившись с мнениями разных авторов: Вахтеров В.П., Герд А.Л.,. Зуев В. Ф, Павлович С.А., Скаткин М. Н., Ягодовский И. П. и многих других, а также проведя небольшую практическую часть работы, мы можем сделать вывод, что при использовании фотографических иллюстраций познавательный интерес учащихся развивается.
Таким образом, мы подтвердили, что если использовать на уроках естествознания в 3 – ем классе фотографические иллюстрации, то у детей повышается познавательный интерес к предмету «Окружающий мир».
Понятийный аппарат: