Исследование рынка педагогического труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, широким выбором индивидуальных образовательных траекторий для любого человека, а с другой – неопределенностью требований со стороны общества и становящегося рынка труда к педагогическим кадрам, которые обеспечивают условия такого выбора.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, приоритетом развития является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от места проживания – город или сельская местность, уровня социально-экономического развития территорий, доходов семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие и специфика современного рынка педагогического труда 7
1.2 Факторы, влияющие на рынок педагогического труда 17
1.3Критерии оценки педагога на рынке труда 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.1 Анализ проблем рынка педагогического труда Омской области 31
2.2 Деятельность Комитета по образованию по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области 41
2.3 Деятельность Комитета по образованию Калачинского муниципального района Омской областинаправленная на развитие системы образования 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 163.60 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения  квалификации и профессиональной переподготовки

работников  образования

Кафедра управления развитием образования

                                                                               Допущена к защите

«____»________________2013 г.

                                                                                         Зав. кафедрой:  к. х. н., доцент 

  

                                                                        (подпись)

 

Исследование рынка  педагогического труда 

Выпускная работа

по программе  профессиональной переподготовки

Менеджмент  организации

 

Выполнил: слушатель 

                              группы МО 12/1

 

____________ (подпись) 

 

 

Научный руководитель:

профессор,  кандидат исторических наук

 

                              __________   ( подпись)

Выпускная работа защищена

«____»______________ 2013 г.

Оценка ___________________

Председатель ГАК __________

 

 

Омск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1 Понятие и специфика современного рынка педагогического труда 7

1.2 Факторы, влияющие на рынок педагогического труда 17

1.3Критерии оценки  педагога на рынке труда 21

Выводы по  первой главе 30

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31

2.1 Анализ проблем рынка педагогического труда Омской области 31

2.2 Деятельность Комитета по образованию по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области 41

2.3 Деятельность Комитета по образованию Калачинского муниципального района Омской областинаправленная на развитие системы образования 46

Выводы по второй главе 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 62

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, широким выбором индивидуальных образовательных траекторий для любого человека, а с другой – неопределенностью требований со стороны общества и становящегося рынка труда к педагогическим кадрам, которые обеспечивают условия такого выбора.

В связи  с изменениями, происходящими в  системе образования, приоритетом  развития является обеспечение доступности  качественного образования для  всех слоев населения независимо от места проживания – город или  сельская местность, уровня социально-экономического развития территорий, доходов семьи.

Необходимая предпосылка общедоступности качественного  общего образования – серьезное  педагогическое и управленческое внимание к повышению профессиональной компетентности педагогов, т.е. к кадровому обеспечению  ОУ.  Система образования в настоящее время находится на этапе активного развития, многие устаревшие положения традиционной системы образования пересматриваются, появляются новые направления.

Рынок педагогического  труда сегодня разбалансирован. Спрос на педагогические кадры, т.е. потребность образовательных учреждений в специалистах разного профиля  педагогической деятельности и квалификации,  удовлетворяется недостаточно. В  свою очередь, педагогическое образование  осуществляется либо узконаправленно, например, подготовка учителей - предметников, либо широко, например, подготовка бакалавров и магистров  образования, для  которых поле профессиональной деятельности и профессиональные квалификации на государственном уровне пока еще  не четко определены.

Слабая взаимосвязь  педагогического образования с  развивающимися педагогическими профессиями  обостряет проблемы выстраивания взаимоотношений работодателей с работниками в сфере образования на основе договоров и контрактов. Все более противоречивыми при оценке уровня профессиональной готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности становятся процедуры оценивания его профессиональной компетентности.

Таким образом, весьма важным оказывается усиление взаимосвязи педагогического образования  с развивающимся рынком труда  на основе целостного представления  обеих сторон о профессии «педагог», как сфере профессиональной деятельности, в которой представлен широкий спектр специальностей и специализаций, соответствующих определенным квалификациям и должностям педагогов.

Однако, на сегодняшний день фиксируется ряд противоречий:

между развитием рынка педагогического труда, как механизма формирования спроса и предложения на педагогические кадры разной квалификации и профиля и возможностями удовлетворения этих запросов в системе педагогического образования;

между динамикой роста требований рынка педагогического труда к уровню профессиональной компетентности педагога и отсутствием согласованности этих требований к выпускникам педагогических учебных заведений;

между возрастающими требованиями к профессионально значимым личностным качествам педагога и традиционными формами профессиональной ориентации и профотбора молодежи на педагогическую деятельность в системе педагогического образования;

между растущей потребностью образовательных учреждений в расширении должностного и функционального  поля профессиональной педагогической деятельности работников и реальными  возможностями формирования штатного расписания образовательного учреждения в соответствии с этой потребностью;

между необходимостью осуществления непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области образования в условиях развивающейся профессии «педагог»и отсутствием учебно-научно-методического обеспечения, позволяющего создавать и реализовывать вариативные профессионально-образовательные программы, индивидуализировать содержание и процесс педагогического образования.

между развитием  педагогических профессий и слабой изученностью этого явления в  педагогической науке, теории и методике педагогического образования;

Таким образом, проблема исследования заключается  в исследовании рынка педагогического  труда, обусловленного сущностными  изменениями, произошедшими в педагогических профессиях, и ориентированных на усиление взаимосвязи педагогического  образования с развивающейся  сферой педагогического труда.

Необходимость  решения обозначенной проблемы определила тему исследования: «Исследование рынка педагогического труда в работе муниципального управления Калачинского района Омской области».

Объект исследования –  рынок педагогического труда.

Предмет исследования –  рынок педагогического труда в работе муниципального управления Калачинского района Омской области.

Цель исследования: исследовать рынок педагогического труда в работе муниципального управления Калачинского района Омской области.

Гипотеза: Профессиональная компетентность педагогических работников возрастет, образовательная система будет насыщена профессиональными кадрами, если:

– определить основные направления повышения профессионализма, адекватные потребности района;

– отобрать содержание работы в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями педагогических работников;

– дифференцировать формы работы органов управления образованием и Учебно-методического центра;

– будут созданы условия в районе для высококвалифицированных педагогов.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность понятия рынка педагогического труда;

2. Определить  факторы, обусловливающие развитие рынка труда.

3. Провести исследование  рынка педагогического труда  в работе муниципального управления  Калачинского района Омской области.

Методологической основой исследования был выбран системно-деятельностный подход, позволяющий исследовать рынок педагогического труда как систему.

Структура исследования  включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

    1. Понятие и специфика современного рынка педагогического труда

 

Рыночная система  представляет собой совокупность взаимосвязанных  рынков, которые охватывают различные  сферы человеческой деятельности. Эти  рынки взаимодействуют между  собой на основе цен, которые формируются  на них под воздействием спроса и  предложения, конкуренции и т.д. Рыночные цены являются той информацией, что  позволяет поставщикам и потребителям ресурсов принимать необходимые  экономические решения и согласовывать  их. Составляющими рыночной системы являются: рынок товаров (сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья), рынок капитала (инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов)) и рынок труда[21].

Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила». Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно трактовать и как механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Рынок труда является важным элементом  рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала.

Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных c обеспечением эффективной  трудовой занятости граждан, удовлетворением  спроса и предложений на рабочую  силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке  свои общие и особые интересы.

Рынок труда – особая экономическая  категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся  претендующие на рабочее место и  все занятые, кроме учащихся и  самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда[21].

Как экономическая категория рынок  труда представляет собой сложную  систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду  на фонд жизненных средств, необходимых  для воспроизводства рабочей  силы, и размещения работников в  системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.

Труд педагога в условиях рынка  только спецификой отличается от других видов общественно-полезного труда, имеет свой продукт, свои технологии, свою стоимость. Под продуктом понимается то, что создается трудом учителя, – образованный и воспитанный  человек. Технология – это совокупность всех усилий (средств, способов, действий), направленных на производство продукта. Овладение технологиями становится приоритетным как при овладении  педагогической профессией, так и  при оценках качества и стоимости  образовательно-воспитательных услуг. По всем признакам, XXI в. станет веком педагогов-прагматиков, потребует жестких объективных оценок всех параметров учебно-воспитательного процесса и его продуктов, введет практическую деятельность в узкие рамки договорных отношений. Как ни печально уходить от гармонически развитой личности, готовиться нужно к выполнению реально достижимых проектов, в которые будут вложены деньги и на которых будут выстраиваться жизненные планы каждого человека и общества в целом[32, c. 44].

На рынок труда учитель выставляет свой профессионализм, в основе которого – доскональное знание педагогических технологий. Непременное условие  развития рыночных отношений в сфере  педагогических услуг – гарантии высокого качества продукта. Вкладывая  деньги, потребители захотят получать именно то, что заказали. Если заказчик с помощью знаний, образования собирается решать свои проблемы, мы ему будем помогать своей профессиональной деятельностью, которая все больше напоминает оказание услуг. Знания для человека сегодня приобретают конкретный, прагматичный смысл как источник дохода, защита от поворотов судьбы.

Чтобы чувствовать  себя уверенно, учителю необходимо знание как минимум трех принципиально  отличающихся между собой технологий: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства). Современный учитель должен быть готов выполнить любой рыночный заказ – от высокоэффективного обучения до элементарного педагогического  присмотра. Технологии в работе учителя  уже ближайшего будущего станут определять успех на 80 %, индивидуальное мастерство – только на 20 %. Будущая педагогика тяготеет к обезличиванию, где услуга все меньше зависит от личности педагога[32, c. 48].

Поскольку педагогическое мастерство и свобода действий отступают  на второй план, учителю прежде всего необходимо доскональное знание базисной технологии, умение работать по жесткой схеме. Иначе гарантировать заказанный результат невозможно. Под этим углом перестраивается вся система подготовки учителей, изменяется отношение к педагогическому мастерству.

Информация о работе Исследование рынка педагогического труда