Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, широким выбором индивидуальных образовательных траекторий для любого человека, а с другой – неопределенностью требований со стороны общества и становящегося рынка труда к педагогическим кадрам, которые обеспечивают условия такого выбора.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, приоритетом развития является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от места проживания – город или сельская местность, уровня социально-экономического развития территорий, доходов семьи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие и специфика современного рынка педагогического труда 7
1.2 Факторы, влияющие на рынок педагогического труда 17
1.3Критерии оценки педагога на рынке труда 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.1 Анализ проблем рынка педагогического труда Омской области 31
2.2 Деятельность Комитета по образованию по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области 41
2.3 Деятельность Комитета по образованию Калачинского муниципального района Омской областинаправленная на развитие системы образования 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Остаются нерешенными следующие проблемы:
нехватка: специалистов по следующим предметам: учитель химии – 2, учитель математики – 2, учитель английского языка – 2, учитель немецкого языка – 1, учитель технологии у мальчиков – 3, , учитель начальных классов – 1, учитель физики – 1, преподователь-организатор ОБЖ – 1, музыкальный работник – 1, воспитатель – 1;
в образовательных учреждениях педагоги работают не по специальности, что приводит к снижению качества образовательных услуг, педагоги не имеют права вести предмет в профильной школе;
привлечение в образование специалистов связано с обеспечения жильем, особенно в сельской местности, что затрудняет обеспечение кадрами сельские школы[3].
В Приложении 2 представлена информация о несоответствии специальности преподающих педагогов.
После проведенной обработки данных анкетирования получилась следующая последовательность проблем с учетом их значимости для муниципальных школ Калачинского района (подчеркнуты те проблемы, которые решаются в результате развития образовательной системы, а не в результате выполнения социальных преобразований и выполнения органами управления образования финансовых обязательств перед образовательными учреждениями).
1. Недостаточное материально-техническое обеспечение процесса (отсутствие средств наглядности и технических средств обучения, отсутствие необходимых книг и методик и т.п.).
2. Слабые знания и отсутствие интереса к учебе и к школе у ряда учеников.
3. Ослабление здоровья детей.
4. Отсутствие единых осознанных целевых установок у учащихся и учителей как участников одного образовательного процесса.
5. Отсутствие условий для социально-психологической компенсации перегрузки учителей (отсутствие комнаты психологической разгрузки, не выделяются путевки для отдыха учителей и их детей, и т.п.).
6. Отсутствие стимулов в работе учителя.
7. Недостаточно навыков работы с одаренными детьми (учителя некомпетентны в практической психологии, дифференцированном отборе содержания образования и т.п.)[3].
Для школ города Калачинска наиболее значимыми выявлены следующие проблемы:
1. Ослабление здоровья детей.
2. Отсутствие единых осознанных целевых установок у учащихся и учителей как участников одного образовательного процесса.
3. Отсутствие стимулов в работе учителей.
4. Отсутствие условий для социально-психологической компенсации перегрузки учителей (отсутствие комнаты психологической разгрузки, не выделяются путевки для отдыха учителей и их детей).
5. Недостаточная подготовка выпускников педагогических ВУЗов и колледжей.
6. Недостаточная подготовка учителей работать с одаренными детьми (учителя некомпетентны в практической психологии, дифференцированном отборе содержания образования и т.п.).
7. Учебные перегрузки детей.
8. Отсутствие целостной системы вне-классной работы по предмету.
9. Нехватка педагогических кадров в школе. Перегрузки учителей.
10. Несоответствие расписания гигиеническим, психологическим, педагогическим требованиям и ограничениям. Отсутствие системы в работе по повышению квалификации педагогов образовательных учреждений и соответствен низкая профессиональная компетенция педагогов (недостаточно организована внутришкольная учеба учителей, не организована работа по накоплению и передаче педагогического опыта, нет системы поиска и поддержки инновационных начинаний учителей и т.п.).
11.Сложная психологическая обстановка в школе (конфликты учителей с родителями и детьми, конфликты педагогов с администрацией, конфликты между педагогами, негативное отношение к школе со стороны родителей и т.п.). [3].
Для сельских школ наиболее значимой оказалась следующая последовательность проблем:
1. Недостаточное
материально-техническое
2. Слабые знания и отсутствие интереса к учебе и к школе у многих учеников (проблема дисциплины на уроках, ученики не хотят посещать предлагаемые факультативы и кружки и не принимают участие в воспитательных мероприятиях и т.п.).
3. Ослабление здоровья детей.
4.Отсутствие условий для социально-психологической компенсации перегрузки учителей (отсутствие комнаты психологической разгрузки, не выделяются путевки для отдыха учителей и их детей).
5. Отсутствие единых осознанных целевых установок у детей и учителей как участников одного образовательного процесса.
6. Отсутствие стимулов в работе учителя.
7. Неумение учителей работать с одаренными детьми (учителя некомпетентны в практической психологии, дифференцированном отборе содержания образования и т.п.).
8. Нехватка педагогических кадров в школе. Перегрузка учителей.
9. Учебные перегрузки детей.
10. Отсутствие целостной системы внеклассной работы по предмету.
11. Несовершенствование системы в работе по повышению квалификации педагогов образовательных учреждений и соответственно низкая профессиональная компетенция педагогов (недостаточно организована внутришкольная учеба учителей, не организована работа по накоплению и передаче педагогического опыта, нет системы поиска и поддержки инновационных начинаний учителей и т.п.).
12. Недостаточная подготовка выпускников педагогических ВУЗов и училищ.
13. Несоответствие расписания гигиеническим, психологическим, педагогическим требованиям и ограничениям.
14.Неблагоприятная психологическая обстановка в школе (конфликты учителей с родителями и детьми, конфликты педагогов с администрацией, конфликты между педагогами, негативное отношение к школе со стороны родителей и т.п.).
Для учреждений
дополнительного образования
1. Недостаточное материально-техническое обеспечение процесса (отсутствие средств наглядности и технических средств обучения, отсутствие необходимых книг и методик).
2, 3. Нежелание
учителей работать с
4. Ослабление здоровья детей.
5, 6, 7. Отсутствие единых осознанных целевых установок у педагогов и учащихся как участников одного образовательного процесса. Отсутствие условий для социально-психологической компенсации перегрузки учителей (отсутствие комнаты психологической разгрузки, и т.д.).
8. Слабые знания и отсутствие интереса к учебе многих учеников.
Таким образом, наиболее актуальными проблемами вразвитии образования Калачинского муниципального района Омской области, на решение которых направлена Программа Калачинского муниципального района Омской области «Развитие системы образования Калачинского муниципального района Омской области (2013-2017 годы), являются:
1) дефицит мест в муниципальных
образовательных учреждениях
2) недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;
3) ограниченность материально-
4)устойчивая тенденция
50. Учебные перегрузки детей.
Определяющее значение для развития образования в районе имеет обеспеченность образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Деятельность Комитета по образованиюпо повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области заключается в основном в определении проблем, существующих как в учреждениях образования (все учреждения образования курируются специалистами Комитета по образованию), так и по отдельным направлениям работы - руководителей учреждения образования, их заместителей, работе школьных и «кустовых» методических объединений, преподавании отдельных предметов (часть специалистов имеет функционал и по этим направлениям).
В организации методической работы Центр «Развития образования» берет на себя:
Работа идет в тесном взаимодействии: план работы Центра РО является частью плана Комитета по образованию, руководитель Центра РО участвует в работе Комитета, при необходимости мероприятия проводятся совместными усилиями, методические рекомендации издаются совместно.
Основные направления деятельности Комитета по образованию и Учебно-методического центра по повышению профессиональной компетентности педагогов района представлена в схеме 1.
Схема 1. Деятельность Комитета по образованию и центра РО по повышению профессиональной компетентности педагогов района
Современные требования к организации процесса управления образованием, информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, уровню, качеству и оперативности получения педагогической информации ориентированы на самое широкое внедрение новых информационных технологий на базе компьютерной техники.
С 2002 года началось оснащение Комитета по образованию и центра РО современной компьютерной техникой. При центре РО создана служба информационного обеспечения, оснащенная на данном этапе 5 IBM-совместимыми компьютерами, модемом, копировально-множительным аппаратом, видеотехникой. Деятельность службы органично вплетена в деятельность центра и обеспечивает решение следующих задач:
повышение уровня и качества информированности работников образования через издательскую деятельность, создание и пополнение компьютерного банка педагогической информации;
планирование повышения квалификации работниками образования, создание и ведение базы данных кадрового потенциала района.
Основными направлениями развития определена необходимость выполнения следующих работ:
Продолжить развитие информационной системы в районе как по вертикали (Министерство образования Омской области, ИРООО, ОмГПУ, использование более развитых коммуникационных сетей (типа INTERNET) для связи с федеральными центрами педагогической информации и ведущими институтами мира), так и по горизонтали (с образовательными учреждениями района).
Исследовать потоки управляющих и методических документов внутри районной системы образования с выработкой соответствующих методических рекомендаций по использованию техники.
производить сбор, предварительную обработки, подготовку, распространение по телекоммуникационным каналам компьютерной информации различного рода (нормативной, учебной, методической и т.д.).
Для обеспечения непрерывного образования педагогических работников, обучения их новым педагогическим технологиям, формированию знаний в области РО, исследовательских умений учителя и ученика, необходимо разработать программу проблемно-ориентированного обучения педагогов по 4 уровням, спланировать курсовую подготовку на 5 лет, обновить работу РМО, создать новые профессиональные объединения учителей. Недостаточная работа по обеспечению качества управления учебно-воспитательным процессом предполагает обучение руководителей образовательных учреждений.
В целях
обеспечения роста
Проведение всех мероприятий должно обеспечить целенаправленный профессиональный рост педагогических работников и коллективов учреждений образования в целом, что позволит обеспечить условия их работы в инновационном режиме.
Таким образом, основными направлениями деятельности органов управления образованием по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области:
– Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся и воспитанников.
– Планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования. Проведение курсовой подготовки на базе центра по программе от 72 до 200 часов. Открытие факультетов переподготовки для педагогических работников (на основе договора с ИРООО и ОмГПУ).
– Подготовка педагогических коллективов для реализации инновационных проектов, подготовка специалистов для служб системы образования.
Информация о работе Исследование рынка педагогического труда