Исследование рынка педагогического труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, широким выбором индивидуальных образовательных траекторий для любого человека, а с другой – неопределенностью требований со стороны общества и становящегося рынка труда к педагогическим кадрам, которые обеспечивают условия такого выбора.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, приоритетом развития является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от места проживания – город или сельская местность, уровня социально-экономического развития территорий, доходов семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие и специфика современного рынка педагогического труда 7
1.2 Факторы, влияющие на рынок педагогического труда 17
1.3Критерии оценки педагога на рынке труда 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.1 Анализ проблем рынка педагогического труда Омской области 31
2.2 Деятельность Комитета по образованию по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области 41
2.3 Деятельность Комитета по образованию Калачинского муниципального района Омской областинаправленная на развитие системы образования 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 163.60 Кб (Скачать файл)

Исследование потребности в педагогических кадрах на примере  работы муниципального управления Калачинского района Омской области позволило сделать следующие выводы.

Наиболее актуальными проблемами образования Калачинского муниципального района  Омской области являются:дефицит мест в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования;недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, высокий износ основных фондов) образовательных учреждений;устойчивая тенденция старения педагогических кадров, недостаточное количество молодых специалистов в системе образования;учебные перегрузки детей.

Положительным фактором развития системы образования является преодоление демографической ямы, увеличение количества учащихся. Однако следует отметить и «старение» педагогических кадров, массовый уход на пенсию педагогов, недостаточный процент закрепления молодых кадров в образование.

В связи с  этим, основными направлениями деятельности органов управления образованием по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области: обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся и воспитанников; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования. Проведение курсовой подготовки на базе центра по программе от 72 до 200 часов. Открытие факультетов переподготовки для педагогических работников (на основе договора с ИРООО и ОмГПУ); подготовка педагогических коллективов для реализации инновационных проектов, подготовка специалистов для служб системы образования; усовершенствование работы творческих профессиональных объединений педагогов, системы проведения конкурсов для учащихся и педагогов и коллективов.

Необходимо постоянно  привлекать молодых специалистов в район, развивать систему социальной поддержки педагогов на муниципальном, областном и федеральном уровнях.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аналитическая справка о  результатах мониторинга применения Федерального закона от 2августа 2009 года №217-ФЗ (по материалам ТПП России) [Электронный  ресурс] / СМАО. - 2009. - URL: http://www.smao.ru/ru/tp/analytics/article_1080.html.
  2. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Постановление от 9 апреля 2010 г. № 219 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
  3. Долгосрочная целевая программа калачинского муниципального района Омской области «Развитие системы образования Калачинского муниципального района Омской области (2013 - 2017 годы)»
  4. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика. Основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 2011. 432 с.
  5. Андреева В.В., Гаврилин А.В. Технология аттестации образовательных учреждений. Сборник научно-методических и инструктивных материалов, АРКТИ -2001-152 с.
  6. Астафурова И.С. Анализ рынка. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. - 120 с.
  7. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: ФиС, 2011. 228 с.
  8. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2010. - 188 с.
  9. Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы, М.: центр «Педагогический поиск» 2000 - 132 с.
  10. Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А., Рудаков М. Н., Серова Л. М., Сигова С. В., Суровов М. В. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007. 675 с.
  11. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах (конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей) Российское педагогическое агентство, М.:1997, 146 с.
  12. Гиль С.С, Маврин С.А., Маврина И.А. и др. Основы практической педагогической деятельности, учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов, изд-во ОГПИ, Омск-1993-78 с.
  13. Денисова Н.Г., А.А. Кондакова, П.А. Борзов Организационные основы деятельности учебно-методического и информационного центра сборник документов (Людиново Комроской области) М: новая школа 1997 - 40 с.
  14. Диагностика успешности учителя. Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ -Издание 2, исправленное и дополненное. - М.: центр «Педагогический поиск», 2001-160 с.
  15. Закон об Образовании (в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12 ФЗ от 16.11.97№144-ФЗ)
  16. Иду на урок… Калачинск, 2006, 20 с.
  17. Инновационные процессы в образовательной практике Калачинского района./Автор-сост. Гетман Н.А. - Калачинск, 2012.- 36с.
  18. Киселев С.Г. К вопросу о перспективной потребности в кадрах образовательных учреждений Омской области, 2010-26с.

 

 

  1. Комплексно-целевая долгосрочная программа кадрового обеспечения  общеобразовательных учреждений  Калачинского муниципального района  на 2007-2010 гг.
  2. Лизинский В.М. Идеи к проектам, практика управления школой. М., образовательный центр «педагогический поиск», 2009. -160 с.
  3. На рынке труда растет спрос на педагогов http://www.dp.ru/a/2012/10/05/na_riтke_truda_rastjot_spr/
  4. Образование как субъект микрорегионального развития в условии формирования системы муниципального самоуправления. Программа развития образования Тюменской области, Тюменский ОГИРРО, Тюмень-2011. -84 с.
  5. Образовательная система Калачинского района: структура, статистика, специфика, перспективы развития. Выпуск 1 «Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы Калачинского района», Калачинск, УМЦ СПМИ, 2012. –51с.
  6. Организация профилактической деятельности в образовательных учреждениях по пропаганде здорового образа жизни. Калачинск, 2010. – 31 с.
  7. Организация учебного процесса в условиях здоровьесберегающей педагогики. – Калачинск, 2011, 17 с.
  8. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 281 с.
  9. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М., Новая школа, 1996-320 с.
  10. Программа стабилизации и развития образовательной системы Калачинского района, Выпуск 3: Тактика развития, Калачинск, УМЦ СГГМИ, 1999 г. – 46 с.
  11. Развитие рынка педагогического труда // http://www.kalachinsk.omskedu.ru//
  12. Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время. Калачинск, 2006, 35 с.
  13. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 2005.
  14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 2007.
  15. Сластенин В А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.
  16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогкика. Учебное пособие М. Школа -Пресс 1997,-512 с.
  17. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса (часть I). Сборник методических рекомендаций для руководителей школ / сост. Е.М. Муравьева, А.Е. Богоявленская. - М.: «Центр педагогический поиск», 2000. -144 с.
  18. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (22–23 октября 2008 г.). Кн. II. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 412 с.
  19. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Методика оценки устойчивости развития предпринимательского вуза // Сб. науч. трудов SWorld по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании». - Одесса, 2011. - Т. 21. Экономика. - С. 46-50.
  20. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5;
  21. Чуркин К.А. Перспективы развития регионального рынка педагогического труда в 2003-2010г.г. Сборник научных статей. Омск-ОмГПУ- 2003;
  22. Чуркин К.А.  Выпускники падагогического университета нарегиональном рынке труда. Омск-ОмГПУ- 2006;
  23. Чуркин К.А. некоторые особенности формированияи развития рынка педагогического труда в северных районах Омской области.Наука и образование: проблемы и перспективы. – Тара, 2006.
  24. Чуркин К.А. Изменения на рынке педагогического труда и проблемы адаптации молодых специалистов.Омск, 2012;
  25. Чуркин К.А. К вопросу о кадровой ситуации в системе образования Сибири и путях её решения (по материалам Омской области и Сибирского федерального округа.Из сборника, выходящего на кафедре в г. Таре

 

 

 

  1. Эверт НА., Сосновский А.И., Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Данные по образовательным учреждениям

 

Наименование ОУ

Всего педагогов

Образование

Квалификационная категория

Стаж

Высшее

Неоконченное  высшее

Среднее профессионал.

Среднее

Высшая

I

II

Не аттестовано

0-2 лет

2-5 лет

5-10 лет

10-20 лет

Более 20 лет

1.   

Гимназия № 1

57

44

2

6

-

13

24

10

5

4

3

10

13

24

2.  

СОШ № 2

44

32

3

14

-

8

12

17

10

3

1

3

9

22

3.   

СОШ № 3

49

37

2

9

-

11

18

11

8

1

2

2

15

27

4.   

СОШ № 4

67

51

1

15

-

19

24

22

2

2

3

10

25

23

6.   

Березовская СОШ

21

13

-

5

-

-

4

12

2

1

-

2

5

10

7.   

Великорусская СОШ

17

11

1

5

-

-

5

3

10

3

-

1

2

11

8.   

Воскресенская СОШ

28

18

3

10

-

-

9

9

10

1

5

4

7

11

9.   

Глуховская СОШ

17

8

1

7

1

1

9

4

3

-

2

-

7

8

10.

Ивановская СОШ

29

19

4

6

-

3

10

4

12

2

5

4

6

12

11.

Кабаньевская СОШ

16

11

-

5

-

-

5

3

10

4

3

2

5

2

12.

Ковалевская СОШ

15

12

1

2

-

-

5

6

4

-

1

4

2

8

13.

Куликовская СОШ

26

17

-

9

-

3

12

6

5

-

-

4

4

18

14.

Лагушинская СОШ

15

12

-

3

-

-

7

3

5

-

-

2

3

10

15.

Новосветская СОШ

21

14

-

7

-

1

8

4

9

3

3

2

2

11

16.  

Орловская СОШ

16

7

3

6

-

2

2

6

6

1

1

1

7

4

17.

Осокинская СОШ

22

15

-

7

-

-

9

9

4

-

1

2

7

13

18.

Репинская СОШ

23

14

4

5

-

1

12

3

7

3

3

-

4

13

19.

Сорочинская СОШ

31

22

3

7

-

5

6

17

3

1

6

7

9

9

20.

Царицынская СОШ

17

14

1

2

-

1

10

2

4

-

1

-

8

8

21.

Вечерняя школа

3

3

-

-

-

-

2

1

-

-

-

1

1

1

22.

Воскресенская ООШ

16

11

2

3

-

-

6

5

5

1

-

1

7

7

23.

Стародубская ООШ

12

9

2

1

-

-

4

6

2

-

-

4

1

7

24.

Львовская ООШ

9

5

-

4

-

-

2

5

2

-

-

3

5

1

 

Учреждения  дополнительного образования

1.

СДЮТТ

33

18

7

7

-

-

11

8

13

-

25

2

5

-

2.

ЦДТ

35

18

2

15

-

4

14

12

4

2

5

6

14

7

3.

ДЮКФП

17

12

-

5

-

6

4

5

2

-

3

1

3

 

 

Учреждения  дошкольного образования

1.

Д/с № 1

10

1

1

7

1

-

1

4

4

1

1

2

3

2

2.

Д/с № 2

11

-

8

8

3

1

3

6

1

-

-

-

3

8

3.

Д/с № 3

16

3

-

11

2

-

10

2

4

-

-

-

3

 

4.

Д/с № 5

20

5

-

12

3

-

2

11

7

-

2

1

7

10

5.

Д/с № 6

7

-

-

7

-

-

1

6

-

-

-

-

2

5

6.

Д/с № 4

10

2

-

8

-

-

2

5

3

-

-

-

3

4

7.

Сорочинский д/с

3

-

-

3

-

-

1

2

-

-

-

-

-

3

8.

Воскресенский д/с

5

-

-

5

-

-

2

1

2

1

-

-

2

2

9.  

Глуховский д/с

3

1

-

2

-

-

1

1

1

1

-

-

-

2

10.

Репинский д/с

4

1

-

3

-

-

1

3

-

-

-

-

-

4

11.

Куликовский д/с

4

-

-

4

-

-

1

3

-

-

-

-

1

3

12.  

Ковалевский д/с

3

-

-

3

-

-

1

1

1

-

1

2

-

1

13.  

Ивановский д/с

4

-

-

4

-

-

1

3

-

-

-

-

2

2


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Педагоги преподающие не  по специальности в Калачинском муниципальном районе Омской области

 

Школа

Специалисты по диплому

Предметы,

которые ведет не специалист

Великорусская СОШ

Тренер

ИЗО

Технология

Воскресенская СОШ

 география

 биология

Глуховская СОШ

 ИЗО

Музыка

Ивановская СОШ

Учитель начальных классов

 

Технология

Кабаньевская СОШ

Учитель начальных классов

Русский язык

Литература

 

Начальные классы

Информатика

Лагушинская СОШ

 математика

 Начальные классы

Львовская ООШ

Физика

Физика

Музыка

Старобубская ООШ

География

География

История

СОШ № 4

Физика

Информатика

 

Военный в отставке

Технология

ОБЖ

Д\с №1

Учитель начальных классов

Воспитатель

Д\с №2

Учитель начальных классов

Воспитатель

Д\с №3

Учитель начальных классов

Воспитатель

Д\с №5

 филолог

Воспитатель

Д\с №6

Учитель начальных классов

Воспитатель

Воскресенский д\с

Учитель начальных классов

Воспитатель

Д\с №4

Учитель начальных классов

Воспитатель

Глуховский д\с

Учитель начальных классов

Воспитатель

Ивановский д\с

Учитель начальных классов

Воспитатель

Куликовский д\с

   

Ковалевский д\с

Учитель начальных классов

Воспитатель

Фармацевт

Воспитатель

Репинский д\с

Учитель начальных классов

Воспитатель


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исследование рынка педагогического труда