Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, широким выбором индивидуальных образовательных траекторий для любого человека, а с другой – неопределенностью требований со стороны общества и становящегося рынка труда к педагогическим кадрам, которые обеспечивают условия такого выбора.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, приоритетом развития является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от места проживания – город или сельская местность, уровня социально-экономического развития территорий, доходов семьи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие и специфика современного рынка педагогического труда 7
1.2 Факторы, влияющие на рынок педагогического труда 17
1.3Критерии оценки педагога на рынке труда 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.1 Анализ проблем рынка педагогического труда Омской области 31
2.2 Деятельность Комитета по образованию по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области 41
2.3 Деятельность Комитета по образованию Калачинского муниципального района Омской областинаправленная на развитие системы образования 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Особенностью
последних лет является активная
политика государства по стимулированию
рождаемости. Материнский капитал,
как форма государственной
Что касается Омской области, то в период с 2007 по 2009 год, когда можно проследить воздействие выплат на рождаемость, коэффициент также увеличился, хотя и менее, чем в целом по РФ: 2007 – 1,373; 2008 – 1,454; 2009 – 1,492.Это свидетельствует о том, что одними финансовыми стимулами проблему рождаемости не решить. Необходим комплекс мер социального и демографического воздействия, прежде всего на региональном уровне.Ведь большое влияние на репродуктивное поведение населения оказывает уровень развития социальной сферы конкретных регионов.
С 2004 года в Омской области происходит увеличение численности детей дошкольного возраста. Связано это не только с подъемом рождаемости, но и с тем обстоятельством,что соответствующих возрастов достигают численно растущие группы, а покидают его дети, родившиеся в период минимальной рождаемости.[ 18,39,41, 43].
В 2009 году дошкольное воспитание осуществляли 847 учреждения: 596 дошкольных (включая 3 обособленных структурных подразделения (филиала) общеобразовательных учреждений), 13 учреждений типа начальная школа - детский сад, 238 общеобразовательных школ.
Постепенный рост числа дошкольных учреждений происходит с 2005 года. Однако, главным образом, ДОУ появляются путем превращения в самостоятельные учреждения садов, ранее присоединенных к общеобразовательным школам в качестве филиалов. Строительство новых ДОУ происходит медленно и отстает потребности. Например, с 2008 по 2009 год число детей охваченных услугами дошкольного образования увеличилось на 2,6 тыс. чел, а стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения - на 4,6 тыс.чел.
До 2005 года выбытие педагогов ДОУ было связано в основном с процессами сокращения штатов. Закрывались сады и увольнялись работники, уменьшалось количество групп, сокращались штаты в действующих учреждениях. Так, если в 1992 году по штатному расписанию в дошкольных учреждениях насчитывалось 39244 должностей работников (из них 15815 педагогов), в 1996г. – 24978 (9559), в 2001г.– 16161 (5918), 2004г. – 14221 (5274). Только с 2005 года происходит увеличение штатов ДОУ(16199 (5969)), как следствие роста количества групп. В 2009 году после оптимизации образовательных учреждений, проводимой с целью снижения неэффективных расходов на образование, штатная численность садов достигла 15,5 тыс. штатных единиц, в том числе 5,9 тыс. единиц педагогических работников.
Вместе с тем в движении кадров дошкольных образовательных учреждений набирает силу выбытие, связанное с выходом на пенсию. По данным отчетов 85–к в период с 2010 по 2015 год пенсионного возраста достигли или достигнут свыше 1600 воспитателей ДОУ или более четверти их состава. Ожидается, что в результате увольнений пенсионеров в дошкольных учреждениях будут открываться в среднем около 100 вакансий воспитателей ежегодно. Увольнения воспитателей на пенсию активизируют обновление педагогического состава ДОУ. [ 18,40,41, 42].
В сфере подготовки кадров сохраняется разбалансированность между наборами студентов и перспективной потребностью специалистов дошкольного образования. В настоящее время воспитателей ДОУ готовят в объемах, явно не соответствующих величине региональной системы дошкольного образования. Так в 2010 году среди всех педагогов области (кроме системы профессионального образования) педагоги дошкольного образования составляли свыше 20%, а доля выпуска педагогических учебных заведений по специальности «Дошкольное образование» всего 5%.
Слабый приток выпускников педзаведений в систему дошкольного образования ведет к нарастанию непрофильного найма. При отсутствии достаточных объемов подготовки воспитателей, разбалансированности рынка труда, появлении на рынке работников других отраслей с достаточным уровнем образования происходит постепенное замещение кадрового состава ДОУ непедагогами (особенно на селе). В настоящее время доля непедагогов среди педработников ДОУ составляет 6,2%.
Проблему прогнозирования потребности в работниках учреждений общего образования упрощает то обстоятельство, что имеется довольно большой запас времени, прежде чем рождаемость отразится на наполняемости общеобразовательных школ учащимися. В начальной школе демографический подъем ощущается уже сейчас. С 2008 года растет численность первоклассников, с 2009 года – общая численность учащихся начальной школы. С 2013 года ожидается рост численности учащихся 5 – 9 классов, с 2017г. – 10-11 классов.
В абсолютных цифрах увеличение объемов учебной работы потребует ежегодного увеличения численности учителей порядка на 500–600 чел.
Согласно данным Минрегионразвития РФ по динамике эффективности деятельности исполнительной власти субъектов Федерации Омская область в 2009 году вышла на первое место в стране. Наибольший вклад в результат оказали снижение неэффективных расходов в сфере здравоохранения (с 13 до8%) и образования (с 27 до 16%). Все общеобразовательные учреждения были переведены на новую систему оплаты труда. Следствием этих мер стало сокращение численности работников учреждений общего образования более чем на 20%. Обслуживающий персонал школ сокращен вдвое (на 20% - в городской местности, на 70% - в сельской), педагогические работники на 7% (4%, 9%), руководящие работники тоже на 7% (8%, 4%).
Больше всего в процентном отношении пострадали педагоги-психологи, учителя ОБЖ, изобразительного искусства, труда, социальные педагоги. Менее – учителя начальных классов. По городской местности их численность даже увеличилась. В сельской местности уменьшение данной категории учителей произошло потому, что сокращались педагоги, ранее по взаимному согласию совмещавшие одну и ту же должность.. [ 39,40].
Одним из важнейших составляющих этих процессов (кстати, надежно прогнозируемым) является увольнение работников по причине достижения пенсионного возраста. Согласно статистики в общеобразовательных школах Омской области из 16347 педагогических работников 2407 (14,7%) к сентябрю 2010 года уже достигли пенсионного возраста. При этом каждый пятый учитель биологии (20,2%), математики (20,8%), русского языка (20,9%), химии (21,5%), учитель-логопед (22,3%)– уже пенсионер. Свыше 25% пенсионеров среди учителей французского языка. От 15до 17% пенсионеров насчитывается среди учителей немецкого языка, трудового обучения, географии, физики, социальных педагогов.
Мало того. По данным муниципальных органов управления образованием к 2020 году пенсионного возраста достигнут более 5 тыс. учителей школ. Из них свыше тысячи учителей начальных классов, 700 - русского языка, 600 - математики, 400 - иностранных языков, 230 - трудового обучения, 270 - истории, 140 - географии, 150 – биологии, 200 - физкультуры. Несколько меньшее количество пенсионеров в силу относительно молодежного состава ожидается среди учителей информатики (80), музыки (90) и изобразительного искусства (90).
В среднем ежегодно пенсионного возраста будут достигать свыше 500 учителей общеобразовательных школ. В целом муниципальные органы управления образованием представили следующие сведения об учителях предпенсионного возраста.[ 18, 39,43].
Настоящие проблемы можно проследить и на примере отдельно взятого района, например Калачинского.
В настоящее время в Калачинском муниципальном районе Омской области функционирует Программа Калачинского муниципального района Омской области «Развитие системы образования Калачинского муниципального района Омской области (2013-2017 годы)» [3].
В целях реализации задач в сфере образования на территории Калачинского муниципального района Омской области, руководствуясь Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 179 Бюджетного Кодекса РФ, Постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 26.10.2009 г. № 599-п «Об утверждении порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Калачинского муниципального района Омской области»был дан проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы района.
Комитетом по образованию администрации Калачинского муниципального района анализировались как статистические данные, так и определялся комплекс проблем, значимых для педагогов на основе их анкетирования. Проблемы ранжировались коллективами учреждений образования по степени их значимости. Итоги ранжирования подводились отдельно для школ города и села.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях района и МУК работают 639 педагогических работников, из них с высшим образованием – 431 человек (67,7%), со средним профессиональным – 172 (26,8%), со средним образованием – 2 (0,1%). Имеют высшую квалификационную категорию – 73 педагога (11%), первую квалификационную категорию – 244 (35,7%), вторую квалификационную категорию 193 (30,5%), не аттестовано – 45 (22,9%) [27].
Рис. 2.1 Образовательный уровень педагогических работников общеобразовательных учреждений Калачинского муниципального района
Количество учителей с педагогическим стажем: до 2-х лет - 33 (5,2%), от 2 до 5 лет- 43 (6,8%), от 5 до 10 лет- 73 (11,5%), от 10 до 20 лет- 172 (27,2%), свыше 20 лет- 297 (46,9%) [27].
Рис. 2.2 Педагогический стаж работников общеобразовательных учреждений Калачинского муниципального района
В учреждениях
дополнительного образования
Имеют высшую квалификационную категорию 10 человек (9,7%), первую категорию – 34 (33%), вторую категорию – 33 (32%), не аттестовано – 26 (25,2%) [27].
Рис. 2.3 Образовательный
уровень педагогических работников
дополнительного образования
Педагогический стаж педагогов дополнительного образования составляет: до 2-х лет – 4 человека (3,8%), от 2 до 5 лет – 34 (33%), от 5 до 10 лет – 16 (15,5%), от 10 до 20 лет – 30 (29,1%), свыше 20 лет – 19 (18,4%) [27].
Рис. 2.4 Педагогический стаж педагогических работников дополнительного образования Калачинского муниципального района
В дошкольных
образовательных учреждениях
Рис. 2.5 Образовательный уровень педагогических работников дошкольного образования Калачинского муниципального района
Педагогический
стаж педагогов дошкольного
Рис.
2.6 Педагогический стаж педагогов дошкольного
образованияКалачинского
Данные по всем ОУ района представлены в Приложении 1.
С введением ставок социальных педагогов и педагогов – психологов стало возможным своевременное решение задач по предупреждению проблем в развитии ребенка, в построении его взаимоотношений с окружающими, а также содействие ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации, в развитии психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей и педагогов.
Диагностика уровня методической подготовки учителей показала, что слабую методическую подготовку имеет 11 учителей, стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников имеют 45%, отрабатывают новые формы учебных занятий - 27%, разрабатывают новые методики при частичном изменении содержания - 9%, изменяют содержание курсов - 17%, имеют авторские программы с изменением целевой и содержательной части - 20% [18, c. 11].
Анализ ситуации показывает, что методы работы, используемые большинством учителей, профессиональные компетентности, сформированные у части педагогов, становятся недостаточными в условиях модернизации образования. Создается новая модель подготовки и переподготовки педагогических кадров, направленная на развитие профессиональных компетентностей педагогов.
Для обеспечения непрерывного образования педагогических работников специалистами Комитета по образованию учебно-методического центра проведена организационная работа по созданию гибкой адресной методической поддержки педагогов в их профессиональной деятельности, разработан механизм аттестации педагогических кадров с присвоением квалификационной категории. Методистами Учебно-методического центра внедрены новые формы непрерывного повышения квалификации: обучающие курсы, проблемные, постоянно-действующие семинары, научно-практические конференции.
В целях содействия повышению профессионального мастерства учителя в районе проводятся конкурсы «Педагог года», конкурсы на лучшую методическую разработку, на лучший методический кабинет, педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурс программ элективных курсов, конкурс по использованию электронных изданий учебного назначения (ЭИУН).
С 2013
года в районе осуществляется работа
по внедрению ПрограммыКалачинског
Информация о работе Исследование рынка педагогического труда