Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:00, реферат
В жизни каждый из нас ежеминутно сталкивается с гигантскими информационными потоками. Но усваивается далеко не вся информация, лишь незначительная ее часть превращается в знания.
Информация становится знанием лишь тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом человека, при этом перестраивает все имеющиеся знания. Образно влетело, в другое – вылетело»!
Традиционное обучение предполагает, что обучающиеся выступают пассивными людьми, которых преподаватель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Этот способ быстр и эффективен, но он применим в относительно простых ситуациях. Очень часто процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Человек родился, чтобы познать этот мир. А чем больше человек знает, тем комфортнее он будет жить.
2. Глава 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.
Понятие исследования.
3. Глава 2 . Характеристика исследования.
2.2 Типология исследования .
4. Список использованной литературы
Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Московской области
Профессиональный колледж «Московия»
Эссе
По учебной дисциплине:
«Основы технологии учебной и ислследовательской деятельности»
На тему: Исследования и их роль в практической деятельности человека.
Работу выполнила студентка
Дневного отделения
(форма обучения : очная)
2 курс, 3 семестр
Группа ____________
ФИО
Работу проверил
Преподаватель: Киселева Ю.В
Развилка 2014
1. Содержание
2. Глава 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.
3. Глава 2 . Характеристика исследования.
2.2 Типология исследования .
4. Список использованной литературы
Глава 1. Исследования и их роль в
практической деятельности
человека.
В жизни каждый из нас ежеминутно сталкивается
с гигантскими информационными потоками.
Но усваивается далеко не вся информация,
лишь незначительная ее часть превращается
в знания.
Информация становится знанием лишь
тогда, когда она вступает в контакт с
прежним опытом человека, при этом перестраивает
все имеющиеся знания. Образно влетело,
в другое – вылетело»!
Традиционное обучение предполагает,
что обучающиеся выступают пассивными
людьми, которых преподаватель старается
«напичкать» стандартным набором готовых
знаний. Этот способ быстр и эффективен,
но он применим в относительно простых
ситуациях. Очень часто процесс обучения
превращается в тяжелую повинность, трудную,
малопривлекательную работу. Человек родился, чтобы познать этот
мир. А чем больше человек знает, тем комфортнее
он будет жить.
Задача состоит в том, чтобы студенты
не только послушно проглатывали и усваивали
приготовленные кем-то порции знаний,
но и добывали эти знания самостоятельно
в ходе исследовательского поиска.
Совет Европы по образованию в 1996 г. разработал
5 ключевых компетенций, которыми должен
владеть выпускник ХХI века: умение работать в команде: умение устно и письменно общаться, знание
иностранного языка; умение работать с информацией (находить,
критически относиться, обрабатывать,
сохранять, передавать);
толерантность (терпимо относиться к
другому мнению, дать возможность другому
думать не так, как я);учиться всю жизнь. Одним из первых, в начале ХХ века, стал
пропагандировать и активно применять
идеи исследовательского обучения американский
педагог и философ Джон Дьюи.
Когда решается какая-либо проблема,
то происходит связь обучения с жизнью,
развивается самостоятельность, активность,
умение общаться, сотрудничать с людьми
в различных видах деятельности.
В ходе многочисленных экспериментов
неоднократно было доказано, что исследовательское
поведение следует рассматривать как
неотъемлемое проявление жизненной активности
любого живого существа. Исследовательское
поведение выполняет важную функцию –
функцию развития. Исследовательское
поведение оказывается как у людей, так
и у животных более сильным, чем пищевое
или оборонительное.
Ярким подтверждением этого утверждения
служат результаты эксперимента. Долгое время участвовавшие в эксперименте
крысы жили в условиях полного комфорта,
удовлетворялись все их потребности. Животные
получали достаточно пищи, они не нуждались
в защите от хищников, у них не было необходимости
в решении других проблем. Однако, несмотря
на это, крысы стремились исследовать
находящееся рядом и ничем особенно непривлекательное
помещение. Животные стремились в него
попасть, хотя их к этому никто не принуждал
и даже более того, это помещение было
для них опасно. Исследовательское поведение
животных – это естественная часть борьбы
за выживание.
Исследовательское поведение характерно
для всех живых существ, наиболее ярко
эта особенность проявляется у человека.
Главное отличие исследовательской активности
человека проявляется не столько в борьбе
за выживание, сколько в творчестве.
Человек способен испытывать удовольствие
не только от результата творчества, но
и от самого процесса творческого, исследовательского
поиска.
Американские студенты исследовали проблему
различий в поведении людей и животных.
Они построили большой, сложный лабиринт
для людей и аналогичный поменьше для
крыс. За успешное прохождение лабиринта
человеку дали пять долларов, крысе –
кусочек сыра. Никаких особых различий
в прохождении лабиринта людьми и крысами
не было замечено. После того, как крысам
перестали давать сыр, а людям деньги,
крысы, сделав несколько попыток, прекращали
бегать, а люди продолжали прорываться
в лабораторию и пытаться улучшить свой результат.
Для крыс единственное, что толкало их
к прохождению лабиринта, это был кусок
сыра. А для человека сам процесс задачи
был наиболее важен, чем вознаграждение.
Люди понимали, что путем оптимизации
процесса движения по лабиринту можно
улучшить результат.
Ученые утверждают, что неудовлетворенная
потребность в творческом (исследовательском)
поведении у человека может привести к
тяжелым заболеваниям нервной системы.
Человек с маленьких лет исследователь, а что маленькие дети
подчас слышат – не лезь, не тронь, отстань,
тебе рано об этом знать. У старших – это
пренебрежительное отношение к их собственным
выводам, умозаключениям, сделанными ими
на основе собственного опыта: наблюдений
и экспериментов.
Эксперименты свидетельствуют о том,
что исследовательской деятельностью
руководит правое полушарие, левое отвечает
за обработку получаемой и добытой в ходе
исследовательского поиска информации.
Таким образом, исследовательское поведение
активизирует работу обоих полушарий.
Исследовательский рефлекс – один из
базовых безусловных рефлексов. Потребность
в исследовательской деятельности является
движущей силой развития и саморазвития человека.
Исследовать, изучить, открыть – значит
сделать шаг в непознанное и неизведанное.
Деятельность исследователя – творческая
деятельность, и не имеет значение, чем человек занимается:
Каждая новая информация, превратившись
в знания, делает их совсем другими. А человек
подчас боится, не уверен в себе. В школе требуют только правильного ответа,
а если ты позволил себе высказать оригинальные,
неожиданные решения, то можно стать объектом
насмешек. Хотя критика идей недопустима,
так как она сдерживает полет фантазии.
В детстве дети часто сочиняют различные
истории, придумывают несуществующие
события. Это явление тесно с исследовательской
активностью. Потребность ребенка в такой
активности велика, поток получаемой информации
большой, а возрастные возможности ее
переработки и усвоения еще малы. Это противоречие
создает конфликт между избытком поступающей
информации и недостатком средств, необходимых
для понимания и объяснения окружающего.
Ведь информация становится знанием
тогда, когда она вступает с прежним опытом.
А для этого нужны навыки и умения, необходимые
в решении исследовательских задач. К
ним относятся умения: видеть проблемы,
задавать вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать
наблюдения и навыки проведения эксперимента,
делать выводы и умозаключения, структурировать
материал, работать с текстом и др.
1.1 Понятие исследования
В философском словаре дается более простое
определение. "Исследование научное
— процесс выработки новых научных знаний,
один из видов познавательной деятельности".
Многие считают, что исследования — это
задача научного работника в повседневной
работе. Это глубокое заблуждение. В современном
мире исследование является главным фактором
успеха, а если выражаться по-научному,
— главным фактором повышения эффективности
управления.
Исследования позволяют увидеть, где
находятся резервы и что мешает развитию,
чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Развитие профессионализма в различных
областях деятельности ведет к пониманию
исследования как закономерного и естественного
элемента ее практической эффективности.
В этом случае исследование уже не связывается
только с научной деятельностью и даже
с научным подходом. Это фактор профессионализма.
В связи с этим можно построить определение
понятия "исследование "следующим
образом. Исследование — это вид деятельности
человека, состоящий в: распознавании проблем и ситуаций; определении их происхождения:
- выявлении свойств, содержания, закономерностей
поведения и развития;
- установлении места этих проблем и ситуаций
в системе накопленных знаний;
- нахождении путей, средств и возможностей
использования новых представлений или
знаний о данной проблеме в практике ее
разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования
находятся в определенном соотношении,
характеризующем и степень профессионализма,
и конкретные цели и задачи деятельности.
Исследование проблемы или ситуации
включает в себя более широкий набор методов,
чем анализ или проектирование. Это и наблюдение,
и оценка, и проведение эксперимента, и
классификация, и построение показателей,
и многое другое. Безусловно, исследование
включает, в себя анализ, но не сводится
к нему. Исследование представляет собой
более высокий уровень творческой деятельности
человека
Глава 2. Характеристика исследования
Любое исследование имеет
комплекс характеристик, которые необходимо
учитывать при его проведении и организации.
Основными из этих характеристик являются
следующие:
- методология исследования
— совокупность целей, подходов, ориентиров,
приоритетов, средств и методов исследования.
- организация исследования
— порядок проведения, основанный на распределении
функций и ответственности, закрепленных
в регламентах, нормативах и инструкциях.
- ресурсы исследования — комплекс
средств и возможностей (например, информационных,
экономических, людских и пр.), обеспечивающих
успешное проведение исследования и достижение
его результатов.
- объект и предмет исследования.
Объектом является система управления,
относящаяся к классу социально-экономических
систем, предметом — конкретная проблема,
разрешение которой требует проведения
исследования.
- тип исследования — принадлежность
его к определенному типу, отражающему
своеобразие всех характеристик.
- потребность исследования
— степень остроты проблемы, профессионализма
в подходах к ее решению, стиль управления.
- результат исследования —
рекомендации, модель, формула, методика,
способствующие успешному разрешению
проблемы, пониманию ее содержания, истоков
и последствий.
- эффективность исследования
— соразмерность использованных ресурсов
на проведение исследования и результатов,
полученных от него.
2.2 Типология исследования .
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать
это разнообразие, чтобы выбрать наиболее
подходящие к определенной деятельности.
По цели можно выделить исследования
практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные
просто для разработки эффективных решений
и достижения желаемого результата, но
есть исследования, ориентированные на
перспективу, обновление знаний, повышение
образовательного уровня. Можно строить исследования,
привлекая в той или иной степени к его
проведению аппарат научного анализа,
научной методологии. Исследования могут
быть эмпирического характера, т. е. опираться
преимущественно на накопленный опыт
и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и
по использованию ресурсов и времени их
проведения. Бывают исследования незначительные
по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные
и непродолжительные.
Важным критерием типологического
выбора исследования является и критерий
информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней
информации, но более глубокими являются,
конечно же, исследования с привлечением обширной внешней
информации. Это позволяет делать более
обоснованные выводы и разрабатывать
более эффективные рекомендации.
Наконец, исследования различаются
и по степени организованности и участию
персонала в их проведении. Они могут быть
либо индивидуальными или коллективными,
спонтанными или организованными.
Информация о работе Исследования и их роль в практической деятельности человека