История образования как наука и учебный предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

История педагогики(экзамен).docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)

Основной упор в воспитании делался  на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых  условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо – для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение – для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку – публичные сечения.

Успешно прошедшие испытание юноши  получали оружие, распределялись по отрядам  и в течение года несли «испытательную»  службу на территории всей Спарты.

Воспитание спартанских девушек  мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило  в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового  потомства.

 

 

  1. Философское образование целей и содержания образования в работах выдающихся представителей Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

Демокрит (460–370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания. В познании он выделял две разновидности знания: чувственное и рассудочное, чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. принцип природосообразности. Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребенка, в котором пример родителей играет решающую роль. В обучении Демокрит выделял упражнение, основанное на сознательном интересе к изучаемому предмету.

Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания как развитие мыслительных способностей человека. каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.

Достижение цели воспитания возможно через диалог, спор, беседу. Он впервые  стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные  доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения. В начале диалога  задача педагога состояла в том, чтобы  дать ученику увидеть проблему там, где он ее ранее не видел. Следующая  часть сократической беседы называлась майев-тикой (облегчение нахождения истины), когда педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка извлекать истину (ср.: «В споре рождается истина»). в финале диалога формулировалось общее понятие или определение.

Платон (427–347 до н. э.) основал Афинскую философскую школу – Академию и проповедовал там всестороннее образование. Педагогические идеи связаны с миром идей. цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. сущность познания заключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей, которые изнутри влияют на формирование человека

3-7 детский сад, воспитание, направленное  на гармоничное развитие духовных  и физических сил, должно начинаться  в 7-летнем возрасте и заканчиваться  в 16–17 лет. Юноша и девушки  в возрасте от 16 до 20 лет должен  посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие  выдающихся успехов в обучении  молодые люди 20–30 лет должны заниматься  изучением наук.

Основатель Ликея Аристотель (384–322 до н. э.) с 343 по 340 г. до н. э. был учителем и духовным наставником Александра Македонского. Главной задачей общего образования философ считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний. Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на развитие человека, и выделил три их основные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспитание. Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.

Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода  и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осуществляться в семье, далее мальчики должны воспитываться в школе, причем их образование должно стать заботой  государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гимнастику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года – литературу, историю, философию, математику, астрономию.

 

 

7. Особенности теории и практики образования в Древнем Риме. М.Ф. Квинтилиан о воспитании оратора.

Во время раннего римского воспитания (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получала образование  в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы – ludi (в переводе – игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными. В период с III в. до н. э. по I в. до н. э начальная элементарная школа, главной целью которой являлось обучение грамоте. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э,в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения – школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством(чтение, счет, письмо); сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали мальчики и девочки.

Средняя ступень образования была представлена грамматическими и  риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались  мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования  было представлено «семью свободными искусствами»(грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Риторические школы предназначались  для образования молодых людей  старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной  службе. В школе практиковались диспуты  при обучении риторике, изучались  философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап – коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных  учреждений находилась под контролем  государства, которое способствовало распространению образования и  увеличению числа школ, выплачивало  жалованье учителям.

В древнеримской философии взгляды  на воспитание и образование нашли  отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана (42-118 гг., в некоторых источниках 35–90 гг.),выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания-формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования ритора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства.

 

8. Религиозно-философские основы педагогической теории Средневековой Европы.

Философия средневековья - это особое явление духовной жизни того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены.

Раньше философия выступала "законодательницей  моды" в области духа (культура, политика, педагогика и т.д.) являясь  неотъемлемой его частью, его сердцевиной. Средние века дышали другими идеями: уже в первые столетия до новой  эры и новой эры у европейских  племен на Ближнем Востоке появились  новые учения, основу которых составляли - Ветхий завет, а позже и Новый  завет. Переселение и расселение этих племен на бывших территориях  древней Греции сопровождалось распространением христианского учения.

Это был очень сложный, болезненный  и противоречивый процесс - происходило  вытеснение из сознания людей языческой  античной культуры (и философии) и  утверждение новой культуры, стержнем которой становилась религия  одного бога (утверждался монотеизм). Подробностей этого процесса мы здесь  касаться не будем. О нем можно  причитать в кн. "История древнего мира". М.1989. (лекция 8. Возникновение христианства), а также: Поснов М.Э. История Христианской церкви. Киев. и в др. Отметим лишь, что смена духовной модели (парадигмы) бытия имела огромное значение как для людей эпохи средневековья, так и для всей последующей истории. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Вместе с тем монотеизм сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер, однако при этом неизбежно оборачивается неизбежно религиозной нетерпимостью в отношении других религий, что не раз использовалось светской властью для расправы с инакомыслящими, для подготовки и осуществления захватнических войн (крестовые походы, например) и т.д.

Необходимо в связи с этим видеть принципиальные различия между  философией и религией. Философия основывается на тех положениях, путь к которым прокладывает логика, критические размышления, включающие как основу промышленный опыт конкретного человека и человечества, при этом существенную роль играют данные естествознания, факты истории, знания о человеке и т.п., религия же строится на догматах - таких положениях, которые принимаются на веру и не могут быть (не должны) подвергнуться сомнению и критике. Главное при этом руководствоваться не столько разумом, как в первом случае, сколько мистическим опытом собственной души. Важнейшими догматами является в христианстве догмат о бытии Бога, о совершенном и едином Боге, о святой Троице, о сотворении мира Богом, о воздаянии, о воскрешении и др. С учетом такого сравнения становится понятным, почему разум стал синонимом философии, а вера - религии, хотя это и не совсем точно.

История средневековой философии  уходит своими корнями в первые века новой эры. В работах первых христианских мыслителей мы видим попытки использования  идей античной греческой и римской  философии в целях обоснования  религиозных догматов и идей. При  этом возникает нечто новое по сравнению с философией в ее классическом понимании, а именно - некое подобие  синтеза ряда положений философии  и богословия исключительно в  интересах богословия. Роль философии  сводится к служению религии. Поэтому  более точным будет говорить не о  философии как таковой, а о  теологии (от греч.theos - бог, logos - учение), представляющей собой богословское учение, включающие в себя элементы философии.

В литературе принято делать всю  средневековую философию на два  периода, имеющих качественное отличие, а именно - патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей. Это происходило в период с I по VIII (V) века. Схоластика (от греч. школа) представляла собой сугубо школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формальнологических рассуждений доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в период с VIII (V) по XII ст. и ее расцвет приходился на XIII - XIV века. Затем она прекращает свое существование, уступая место идеям эпохи Возрождения и Нового времени.

Надо иметь ввиду, что средневековая философия была не просто философией, а состоянием сознания той исторической эпохи, поэтому ее не следует принимать за некий исторический казус, наделяя его при этом уничижительными характеристиками.

Ее надо рассматривать как конкретно-историческую форму духовного бытия в Западной Европе, достойного самого серьезного и внимательного изучения.

Общие черты  средневековой философии:

  1. теоцентризм, означающий, что в центре мироздания, всей жизни людей и конкретного человека находится Бог как верховное существо, абсолютное начало;
  2. креационизм (от лат. creatio - создание) - учение о сотворении мира и человека Богом по его добровольной склонности и свободной воле в елином акте;
  3. провиденциализм (от лат. providentia - провидение), учение, согласно которому развитие человеческого общества определяется внешними по отношении к нему причинами, а именно Богом. Существенными для средневековой философии являются также персонализм и ревеляционизм.

Первое состоит в понимании человека как персоны (от лат. persona - личность), то есть неделимой личности, обладающей разумом и свободой воли, сотворенной по образу и подобию Бога, наделенной совестью. Каждая личность - это особый замкнутый мир, внутри которого происходит борьба сил добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности, долга и склонности; при этом всегда присутствует судья - совесть и закон души - логос, связанный с логосом божественным. Этот мир непроницаем для людей, но он открыт для Бога. Праведность, чистота помыслов не менее значимы, чем правильные поступки.

Ревеляционизм (от лат. revelatio - откровение) относится к принципу познания мира; он состоит в том, что самый надежный способ познания божественных истин состоит в постижении скрытого смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение. рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается высшим и более значимым для человека.

Информация о работе История образования как наука и учебный предмет