История образования как наука и учебный предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

История педагогики(экзамен).docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)

На основе феодальной земельной  собственности сформировались два  основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые  производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование  двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

Средневековая культура формировалась  в условиях:

  • господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;
  • замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;
  • слабой центральной власти,
  • феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

14. Социокультурная обусловленность и философское обоснование целей и содержания «воспитания  джентльмена» в концепции Дж. Локка.

Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,—  это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий  джентльмен воспитывается дома, ибо  “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых  в школе знаний и умений”.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. “Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья”,— говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк протестовал против изнеживания детей.

Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”,— писал Локк.

Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий  джентльмен, считал он,— это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена  должно быть разумно, он должен уметь  руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка. Но, в трактовке Локка “буржуазный  рассудок есть нормальный человеческий рассудок...”. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспитателю над ребенком дадут “страх и уважение”, а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать “любовь и дружба”.

Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных привычек. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат  дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала  одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки.

Для достижения положительных результатов  в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы “заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности”; надо выявлять у детей различные качества, “сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы”, писал Дж. Локк.

Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, ни в крем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его.

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что “рабская дисциплина создает и рабский характер”. Но в случаях упорства и открытого  неповиновения он допускал телесные наказания.

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное  — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к  богу как высшему существу.

Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить  выработке необходимых деловому человеку качеств. Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии, верховой езде и танцам. Эта программа решительно порывала со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести ребенку определенную пользу, подготовить его к жизни. Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, парфюмерным делом, лакированием, гравированием.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал главным образом  тем, что труд на свежем воздухе полезен  для здоровья,; а знание ремесел  может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, к тому же труд предотвращает  возможность. вредной праздности.

Чтобы привлечь ребенка к занятиям, следует широко использовать детское  любопытство, ибо из него вырастает  стремление к знаниям, но надо также  приучить его заниматься и неинтересным.

Большое значение имеют детские  вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и  уклончивых ответов. Необходимо развивать  у детей способность к самостоятельным  суждениям.

Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым  человеком, которому суждено крепить  могущество буржуазной Англии.

Выше уже отмечалось резко отрицательное  отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния “грубой  массы”, от детей простолюдинов. Нескрываемое презрение Локка к народу отчетливо выражено в его записке о рабочих школах для Комиссии по делам промышленности и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических вопросов, разрабатывала “метод привлечения бедных королевства к труду”.

Локк составил проект закона о бедных, в котором указывал, что следует  применять жесткие меры против нищих  и бродяг, получающих пособие от приходов, заставлять “лентяев работать”. Он предложил целую систему наказаний, которым считал. возможным не подвергать только детей до 14 лет:. их надо устраивать в рабочие школы. По мнению Локка, в каждом приходе следует организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращаются за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только “хлебом досыта”. В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей нужно продавать, и это, по расчетам Локка; будет окупать их содержание. Особенно важно, указывал он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет сильным воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Следовательно, дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

Итак, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.

 

15. Обоснование идеалов и ценностей свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Проблема свободного воспитания насчитывает более чем двухвековую историю, если считать, что у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо.

Идея свободного воспитания, выдвинута впервые в западноевропейской педагогике, начинает интенсивно разрабатываться в отечественной педагогике со второй половины Х1Х века, приобретая при этом свои специфические черты. Интерес педагогов при этом проявлялся как к самому процессу свободного воспитания, так и к истории его развития.

Изначально в работах Ж.-Ж. Руссо, которые и определили стратегию развития данного направления, свобода трактуется как благо. Анализ общественных процессов приводит его к мысли, что в общественном строе с жесткой социальной иерархией воспитание полезно лишь настолько, «насколько судьба согласуется со званием родителей; во всяком другом случае оно вредно». Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов». В романе «Эмиль, или О воспитании» мы читаем, что «воспитание вредно воспитаннику уже по тем предрассудкам, которыми оно наделяет его».

Человек может быть счастлив только в том случае, если может пользоваться свободой. Свобода же дается тогда, когда человек независим, довольствуется самим собой. Далее, рассматривая типы зависимости, Ж.-Ж. Руссо подчеркивает, что зависимость от вещей, опосредованная самой природой, по своей сути не связана с моралью, и поэтому  не порождает пороков и не вредит свободе, а зависимость же от людей  дает прямо противоположный результат.

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений.

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка  воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний – они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник.

Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску.

 

16. Педагогические идеалы теории элементарного образования и развивающегося обучения  И.Г.  Песталоцци в системе ценностей и приоритетов эпохи Просвещения.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно  стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности  к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из  задатков к всестороннему развитию  тела;

3) силы души, вырастающие из задатков  к тому, Чтобы любить, стыдиться  и владеть собой.

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что  эти составляющие должны развиваться  в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Рассматривая гармонию развития сил  человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы  вырабатывать у воспитанника некую  «совокупную силу», благодаря которой  может устанавливаться известное  равновесие между умственными, физическими  и нравственными силами отдельной  личности. Выработку такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной  из ведущих задач первоначального  обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г.Песталоцци усматривал основу саморазвития.

Информация о работе История образования как наука и учебный предмет