История образования как наука и учебный предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

История педагогики(экзамен).docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)

Коменский в своих сочинениях много  внимания уделил раскрытию природы  ребенка и его способностей. В  этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных  дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой  науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский.

Говоря о  развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

 “Человеку прирождены четыре  части, или качества, или способности.  Первая называется ум - зеркало  всех вещей, с суждением - живыми  весами и рычагом всех вещей  и, наконец, с памятью - кладовою  для вещей. На втором месте  - воля - судья, все решающий и  повелевающий. Третья  - способность  движения, исполнительница всех  решений. Наконец,  речь - истолковательница  всего для всех. Для этих четырех  деятелей в теле нашем имеется  столько же  главнейших вместилищ  и органов: мозг, сердце, рука и  язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой,  в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых  когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого».

Главное состоит в признании  Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные  данные в виде таланта и различных  способностей, которые развиваются  и совершенствуются путем воспитания.

Ребенку с рождения сопутствует  “способность познания”. “...Человек  родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” .

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

 

12. Обоснование Я.А. Коменским системы всеобщего образования,  основных дидактических положений (дидактические принципы, классно - урочная система, цели и содержания образования,  общественное назначение школ).

Дидактика.

«Золотое правило дидактики»

Все, что только возможно, предоставлять  для восприятия чувствами: видимое  для восприятия зрением, слышимое –  слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Дидактические принципы:

1. Наглядность. Обучение начинать с вещей, явлений, примеров. Золотое правило дидактики.

2. Сознательность. Не предлагать для памяти того, что не понято рассудком.

3. Систематичность  и последовательность. Не делать скачков в обучении.

4. Прочность. Не спешить, а медленно идти вперед.

5. Посильность. Учитывать возможности учащихся.

Я.А. Коменский  разработал классно-урочной систему обучения, теоретически обосновалее  и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:

а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового  возраста и уровня знаний, которые  под общим руководством учителя  стремятся к одной общей для  всех образовательной цели;

б) урок, что предполагает четкое соотнесение  всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной  Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил  использовать регулярные домашние задания  и экзамены.

В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего  года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий  со всеми учениками класса большей  частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально  с учениками. Коменский настаивал  на том, чтобы прием в школу  производился один раз в году, чтобы  учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных  занятий, дал указания, как планировать  и вести урок, уделяя часть его  опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям  по закреплению нового. Коменский  указывал, что каждый урок должен иметь  свою определенную тему и свою главную  задачу. Учитель должен внимательно  следить, чтобы все учащиеся принимали  активное участие в занятиях, и  поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Коменский справедливо считается  великим реформатором школы. При жизни его идеи и учение о школе не были и не могли быть осуществлены. Более того, подлинное осуществление этих идей стало возможным только спустя 300 лет.

Все учение Коменского и его практическая деятельность были направлены к коренному  преобразованию существовавшей школьной системы в духе идей ее демократизации.

Коменский создал стройное для своего времени учение о школе, постаравшись раскрыть ее назначение, цели и задачи. В трудах Коменского содержится критика  средневековой школы, намечены пути демократизации школьной системы, показано, каким должно быть содержание образования  и каковы возможные формы связи школы с жизнью.

Коменский указывает, что,  согласно обычному словоупотреблению под  словом «школа» понимают как здание, так и собрание, в котором обучаются  для приобретения познания вещей, понимания  и умения применять всякого рода искусства. Но это определение даже сам Коменский не считал полным, исчерпывающим. Он много раз возвращался  к этому вопросу, определяя школу  как очаг обучения и воспитания подрастающего  поколения, мастерскую знания, света. Поскольку  школа ставит перед собой цель нравственного воспитания, Коменский  называет ее также  мастерской человечности, мастерской гуманизма.

В эпоху Коменского и до нее воспитание в основном осуществлялось двумя  путями: в школе и в семье. Коменский, исходя из общественного назначения воспитания, отстаивал преимущество школьного воспитания перед семейным.  Но при этом Коменский, определяя ведущую роль школы в воспитании детей, вместе с тем большое место отводил в нем семье и общественной среде, требовал согласованной, совместной работы школы и семьи в общечеловеческом деле воспитания детей.

Говоря о преимуществах школы, Коменский исходит из того основного  положения, что «молодежь должна получать образование совместно».

Коменский пишет о причинах возникновения  школы: «При многообразии людей и  их занятий редко встречаются  такие родители, которые могли  бы сами воспитывать своих детей  или по роду своей деятельности располагали  бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется  порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями, школьными учителями, профессорами, а самые места, которые предназначены для общих совместных занятий, называют школами, учебными заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями и прочее».

Программа воспитания

Цели воспитания:

1. Подготовка к земной жизни  и трудовой деятельности.

2. Подготовка к загробной жизни.

Задачи воспитания:

1. Познание себя и окружающего  мира (умственное воспитание).

2. Управление собой (нравственное  воспитание).

3. Стремление к богу (религиозное  воспитание).

Природосообразность воспитания.

Воспитание и обучение должны следовать  законам природы, частью которой  является человек.

 

 

13. Социокультурные  предпосылки и теоретические  основы светского образования  в Западной Европе  эпохи   Просвещения.

Западноевропейская средневековая  культура представляет собой качественно  новую ступень развития европейской  культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).

Переход от античной цивилизации к  средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи  в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего  социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося  распада было невозможно. Не помогла  и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию  в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.

Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки  племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую  границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный  процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий  и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки  варварских королевств.

С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)

Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами  в 455 г. стало символом уничтожения  культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием  и постепенным слиянием римской  и варварской культур.

Культурное взаимодействие между  варварскими племенами и Римом  существовало и до гибели империи. После  падения Рима культурное влияние  античности происходило в форме  освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить  не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.

Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Однако влияние этих трех начал  средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой  мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи. Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны: Отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).

Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).

Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

Информация о работе История образования как наука и учебный предмет