Коммуникативная компетентность учителей средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
2. Раскрыть сущность, структуру коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
3.Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
1.1.Понятие коммуникации.
1.2.Общение как коммуникация.
1.3.Коммуникативная компетенция учителя.
1.4.Педагогические способности учителей средней школы.
1.5.Коммуникативные барьеры.
1.6.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  « Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

 

 

Кафедра практической психологии

                и дефектологии 

 

 

 

« Коммуникативная  компетентность учителей средней школы»

 

 

 

                                                                                                                                         Курсовая работа

                                                                    по психологии

                                                                                         студентки 5 курса 5 группы

                                                                         факультета ДиНО

                                                                              Гавриловец Натальи

 

                 

                                                                                     Научный руководитель:

                                                                            ассистент кафедры

                                                                                           практической психологии и

                                                                   дефектологии

                                                              Витовская

                                                                             Галина Николаевна 

 

 

 

 

 

Мозырь 2011

Содержание

Введение 

Глава 1: Коммуникативная  компетентность учителей средней школы  как предмет научного познания.

    1. Понятие коммуникации.
    2. Общение как коммуникация.
    3. Коммуникативная компетенция учителя.
    4. Педагогические способности учителей средней школы.
    5. Коммуникативные барьеры.
    6. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.

Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.

2.1. Методы, которые можно  использовать для изучения коммуникации.

2.2. Обработка и анализ результатов.

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

 

 

         Введение

           Актуальность исследования. Современный этап развития системы образования Беларуси характеризуется кардинальными переменами. В образовательной стратегии приоритетной становится гуманистическая парадигма. Сегодня можно констатировать, что оформляется идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Доверие к ребёнку, учение без принуждений и наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд, исследовательский поиск, возможность выбора деятельности и принятие ответственности за свой выбор – основные ценностные установки новой школы.

         С переходом к гуманистической парадигме образования, направленной на поддержку ребёнка в его развитии и саморазвитии, предъявляются качественно новые требования к личности учителя. Перед педагогическим образованием стоит задача подготовки специалистов, способных понимать и принимать внутренний мир ребёнка, стремящихся строить взаимоотношения на основе диалога, обладающих умениями создания открытых отношений, готовых к адекватному педагогическому общению с учащимися в процессе совместной с ним деятельности, к максимальной реализации способностей ученика, обеспечению его эмоционального благополучия в учебно-воспитательном процессе школы. Такая профессиональная гуманистическая позиция есть отражение определённых мировоззренческих взглядов педагога.

          В данном контексте всё большее внимание уделяется педагогическому взаимодействию. Гуманистическая педагогика признаёт самым эффективным способ педагогического взаимодействия, которым достигается наиболее полное стремление к взаимопониманию, участники согласовывают свои позиции посредством диалога, который является базовой формой коммуникации.

Потребность в педагогах, способных занять гуманистическую  позицию по отношению к ученикам и осуществить свои профессиональные функции через верно созданную ситуацию общения, выдвигает в разряд актуальных проблему целенаправленного развития у учителей коммуникативной компетентности(А.А. Бодалева, О.И. Даниленко, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Щуркова и др.)

Вопросы развития коммуникативной  компетентности учителя рассматривали  в своих трудах  Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, М.И. Лукьянова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Е.И. Рогов  и др.

 Определение коммуникативной  компетентности тесным образом  связано с пониманием сущности  педагогического общения , поэтому для нашей работы значимы теоретические исследования, проведённые Б.Г. Ананьевым, Г. М. Андреевой, А.А. Бодалевым, В.А. Горяниной, В.С. Грехневым,Я.Л. Коломинским, С.В. Кондратьевой, А.А. Леонтьевым и др.

Таким образом, широкий круг исследований, посвящённых коммуникативной  компетентности, позволяет утверждать, что данная проблема является значимой для современной психологии. Несмотря на теоретическую разработанность  проблемы однако нельзя утверждать , что в школе взаимоотношения в диаде « учитель- ученик» претерпевает радикальные изменения. До сих пор учитель в своей работе зачастую ориентируется на обезличенный характер и регламентированность учебно - воспитательного процесса. Проблема такого расхождения заключается в отсутствии готовности учителя к реализации профессиональной гуманности. Владение гуманистическими идеалами напрямую связано с личностно-профессиональным развитием педагога, предполагает определение системы ценностей и ценностных отношений как программного содержания профессиональной подготовки.

В нашем исследовании мы предполагаем рассмотреть развитие коммуникативной компетентности у учителей средней школы в контексте гуманистической парадигмы образования, ценностными установками которой является эмпатия, педагогическая поддержка школьника; а учитель призван быть для своих учеников образцом нравственного поведения и высокой культуры общения, способен сотрудничать с ними с позиции диалога, сотворчества.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы курсовой работы: « Коммуникативная  компетентность учителей средней школы».

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.

Объект исследования: коммуникативная компетентность учителя.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности учителя.

Гипотеза исследования предполагает, что уровень коммуникативной компетентности выше у тех учителей, которые систематически повышают свой уровень психологической компетентности по вопросам общения и межличностных отношений. Процесс успешности коммуникативной компетентности у учителей будет успешным, если коммуникативная компетентность будет признаваться субъектами образовательного процесса как готовность учителя к осуществлению гуманистически ориентированного взаимодействия с учениками; как сложное структурное образование, содержащее мотивационный, информационно-содержательный, операционно-деятельностный компонент, и их развитие будет осуществляться в диалектическом единстве.

В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
  2. Раскрыть сущность, структуру  коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
  3. Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач  нами были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ  научной психолого-педагогической  литературы;

- изучение документации  школы;

- теоретические методы  исследования с целью описания  сущности коммуникативной компетентности, определение её структурных компонентов,  научно-теоретического обоснования  и разработки процессуально- технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей;

- беседы с педагогами; наблюдение педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.

    1.   Понятие коммуникации

Понятие коммуникации связано  с информационными обменами, которые  существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникацией не   является, поскольку в данном случае происходит деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые свои индивидуальные черты, « растворяясь » в общей людской массе и подчиняясь её законам.

В более широком философском  смысле коммуникация рассматривается  как социальный процесс, связанный  либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем [23]. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам  массовой передачи информации(средства массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека, так или иначе связано с цивилизацией, породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнение и поведение людей. Как меж индивидуальный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов [2, с. 234].

Коммуникация выступает  как особая функция общения. Она  проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть в жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, а человек, воспринимающий её, - реципиентом. Вполне понятно, что  в процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку  функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жёстко закреплены за субъектами в течение определённого  времени.

Для анализа коммуникативного аспекта общения часто используется теория информации, получившая распространение  в ряде наук. Изначально теория информации была разработана в потребностями развития техники связи. Позднее схемы анализа информационных процессов были использованы при изучении непосредственного общения людей. Однако если в технических средствах связи информация только передаётся и принимается, то в реальных процессах человеческого общения она ещё и формируется. Общение выступает своеобразным катализатором мышления человека и его активности [2, с. 235].

 

 

 

 

 

    1. Общение как коммуникация

Общение, или, как часто  называют этот процесс, коммуникация –  чрезмерно широкое и ёмкое  понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём  информации, что наблюдается повсюду  и всегда. « Есть даже предложение, что где-то в просторах Вселенной коммуникация соединяет друг с другом гигантские небесные тела. И метафора Лермонтова «И звезда с звездою говорит» обретает, таким образом, новый неожиданный смысл» [4, с. 7]. Общение многолико; оно имеют много форм и видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей (например, в сопоставлении с мировым общением (бизнескоммуникацией), семейным общением и т.д.) [9, с. 322] .

Общение может выступать  в форме коммуникации. Коммуникации между людьми имеют ряд специфических  особенностей:

  1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого  обмена информацией заключается  в особой роли для каждого участника  общения той или иной информации, её значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся  при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что  информация не только принята, но и  понята, осмыслена. При этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Информация о работе Коммуникативная компетентность учителей средней школы