Коммуникативная компетентность учителей средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
2. Раскрыть сущность, структуру коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
3.Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
1.1.Понятие коммуникации.
1.2.Общение как коммуникация.
1.3.Коммуникативная компетенция учителя.
1.4.Педагогические способности учителей средней школы.
1.5.Коммуникативные барьеры.
1.6.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков  является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального  протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать  «в уме» может быть целенаправленно использована для обеспечения «контролируемой способности», являющийся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.

Т.о. коммуникативную компетентность целесообразно использовать как  систему внутренних средств регуляции  коммуникативных действий, выделяя  в последней ориентирующую и  исполнительную составляющие.

 

 

 

Глава 2. Изучение особенностей коммуникативной компетентности    учителей средней школы.

  2.1.Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.

Любая методика - это метод вмешательства (большего или меньшего). Так, в частности, область методики ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения, другими словами КОС рассматривается как средство развития  коммуникативности  в общении. О важности и актуальности понимаемой таким образом цели методики свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного учителя. Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования коммуникативности в общении, зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В психологии в структуре общения выделяют 3 основные компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие учителем ученика. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении – это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии [14].

Развитое общение всегда включает в себя 2 тесно связанные  грани- общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором партнёрам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба субъекты), активностью сторон при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.

Из двух указанных схем развитого общения определяющей, базовой является субъект-объектная схема.

Субъект-объектное психологическое воздействие приводит к результату в виде репродуктивных образований, напротив, эффекты продуктивные, творческие по своей природе, совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект-субъектную форму общения.

Анализ возможных воздействий  методики обнаруживает, что в процессе работы так или иначе затрагиваются достаточно глубокие психологические образования участников методики. Когда речь идёт о том, что в методике человек получает новые конкретные сведения о себе, то при этом имеется в виду не только некий поверхностный срез, но и такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки и т.п.

Так, Роджерс, например, считает, что действительность воздействует на личность скорее деструктивным образом и что адекватной сферой для роста здоровой личности являются «очищенные» от реальности формы лабораторного группового воздействия [14].

Овладение «субъект-субъектным», продуктивным, глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках методики. Активная позиция участника методики в достижении окончательных результатов является моментом принципиально важным, отражающим специфику рассматриваемого метода, его субъект-субъектную природу: только на основе активного самосознания можно добиваться действительно серьёзных результатов психологического воздействия, особенно в том случае, если оно направлено на взрослого человека и затрагивает достаточно глубокие психологические образования [14].

 

 

 

2.2 Обработка и анализ результатов

В рамках данного курсового  проекта в проведении исследования приняли участие учителя-предметники  Милошевичской средней школы Лельчицкого района в количестве 20 человек, из них 7 мужчин и 13 женщин. Для исследования коммуникативных склонностей этих учителей с ними было проведено 3 методики: КОС, Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского), Тест на оценку самоконтроля в общении. В ходе проведения методик мы получили различные результаты.

В первой методике –КОС- мы определяли какие склонности (коммуникативные или организаторские) преобладают у данной группы учителей. Испытуемым было предложено 40 вопросов разного характера, на которые нужно было ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов мы вычислили оценочные коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей учителей  и занесли данные в таблицу 2:

                                                                           Таблица 2

 

№ п/п

 

ФИО учителей

 

Оценка

1

Гавриловец А.И.

      3

2

Гавриловец Е.С.

      3

3

Гавриловец Н.П.

      3

4

Гавриловец С.И.

      4

5

Гавриловец С.Вас.

3

6

Гавриловец С.Вл.

5

7

Еремич Л.И.

3

8

Жукевич О.Н.

4

9

Ковбиченко В.П.

3

10

Ковбиченко М.П.

3

11

Колесная М.В.

4

12

Лозко Т.М.

5

13

Попович С.А.

4

14

Приходько П.П.

3

15

Русак Е.А.

5

16

Саковец М.А.

3

17

Случич Ю.А.

4

18

Хомутовская С.А.

3

19

Шестак А.Б.

4

20

Юргенс А.Б.

5


 

Из данной таблицы видно, что преобладает оценка  «3» . Её получило 50%  испытуемых. Для испытуемых, получивших  оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

На втором месте учителя, получившие оценку «4» (30%). Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к  группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских  склонностей. Они не теряются в новой  обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить  круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Учителей, которые получили наивысшую оценку «5» насчитывается 20%. Они обладают очень высоким  уровнем проявления коммуникативности  и организаторских склонностей. Эти учителя испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

 Как правило, в нашем  исследовании, в последнюю группу  вошли вошли  молодые учителя, с максимальным стажем работы 5 лет. Также присутствуют и те, которые только прибыли на работу . Исходя из этого можно сделать вывод о том, что у молодых учителей на высоком уровне развиты коммуникативные и организаторские склонности. Они, как правило, энергичны, общительны, легко находят общий язык с окружающими и любят организовывать различные занимательные, интересные для детей мероприятия.

 

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.С. РЯХОВСКОГО)

Тест содержит возможность  определить уровень коммуникабельности .

Обработав полученные результаты мы можем сделать следующие выводы:

Испытуемые, получившие оценку 9-13 баллов общительны , любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми. Они любят оказаться в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывают вспыльчивы, но быстро отходят. Чего им не хватает, то это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, они могут заставить себя не отступать. В эту группу входят молодые учителя: Гавриловец С.В., Лозко Т.М., Русак Е.А.,  Юргенс  Т.П. и Гавриловец С.И.

Следующая группа испытуемых обладает нормальной коммуникабельностью. Они набрали от 14 до 18 баллов. Они любознательны, охотно слушают своего собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Эту группу составляют : Гавриловец А.И., Гавриловец Н.П., Еремич Л.И., Жукевич О. Н., Попович С.А., Саковец М.А. и Случич Ю.А.

Гавриловец Е.С., Гавриловец С.В., Ковбиченко В.П.,  Ковбиченко М.П., Колесная М.В., Приходько П.П., Хомутовская С.А. и Шестак А.Б. набрали от19 до 24 баллов. Это свидетельствует о том, что эти учителя в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя уверенно. Новые проблемы их не пугают. И всё же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях иногда много сарказма, без всякого на то основания.

 

 

 

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ

По результатам проведения этого теста можно сказать  о том, что все учителя, кроме  двух, набрали от 7 до 10 баллов. Это  свидетельствует о том, что практически  у всех учителей Милошевичской средней школы высокий коммуникативный контроль. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих. И только 2 учителя этой школы имеют средний коммуникативный контроль, они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своём поведении с окружающими людьми. К этим учителям относятся Гавриловец А.И. и Саковец  М.А. Они набрали от 4 до 6 боллов в данном тесте.

 

Заключение

 

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам  исследования коммуникативной компетентности учителей, ознакомилась  с методами диагностики коммуникативных и  организаторских склонностей.

   Для достижения поставленной  цели были проведены 3 методики  на определение: коммуникативних и организаторских склонностей, уровня коммуникабельности учителей и оценку самоконтроля в общении. При помощи этих тестов были изучены склонности и способности учителей к коммуникации. 

 Исходя из этих методик можно судить о том, что современные учителя достаточно коммуникабельны, они обладают высоким коммуникативным контролем, но, к сожалению, только молодые учителя обладают очень высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей.

Также нами был разработан социально-психологический  тренинг для решения актуальных проблем в области коммуникативной  компетентности (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития коммуникативности в общении.

В современном мире усиливается  интерес к исследованию коммуникативных  способностей и коммуникабельности как к одним из важнейших психологических  инструментов познания личности.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363 с.

2.Андриенко, Е.В. Социальная  психология: Учеб. Пособие студ. высш. пед. учеб. заведений /  Под ред. В.А. Сластенина.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 264 с.

3.Бодалева А.А. Психологическое  общение.- М.: Изд-во «Институт практической  психологии», Воронеж: Н.П.О., «Модек», 1996.- 256 с.

4.Брудный А.А. Понимание  и общение.-М.,-1989.

5.Введение в педагогическую  деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208 с.

6.Горянина, В.А. Психология  общения:   Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-416 с.

7.Емельянтв Ю.Н. Активное  социально-психологическое обучение.- Изд. Лен. Гос. Ун., 1985.- 162 с.

8.Жуков Ю.М., Петровская  Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по соц. Психологии.- М., 1990.

9.Зимняя И.А. Педагогическая  психология: Учебник для вузов.  Изд. второе, доп., испр. и перераб.- М.: Логос, 2002. – 384 с.

10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

11.Крысько В.Г. Социальная  психология: :   Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 448 с.

12.Леонтьев А.Н. О формировании  способностей / / Вопросы психологии. 1960. № 1.

13.Мелибурда Е.Л. – Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265 с.

14.Общение и оптимизация  совместной деятельности. Под ред.  Андреевой Г.М. – М.: 1987.- 297 с.

15.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стериотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512 с.

16.Психологические тесты.  В 2 т. / под ред. А.А. Карелина.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- Т. 2. – 247 с.

17.Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога:  Учеб пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- Кн. 1: Система работы  психолога с детьми разного  возраста. – 384 с.

18.Рубинштейн С.Л. Проблемы  общей психологии. М., 1973.

19.Рудесташ К. Социальная  психотерапия. Психокоррекционные  группы: теория и практика.- М.: Прогресс, 1990.-220 с.

20.Рыданова И.И. Основы  педагогического общения.- М., 1998.

21.Столяренко Л.Д. Основы  психологии. 5-е изд., перераб. и доп.(Серия «Учебники, учебные пособия».)- Ростов н / Д: Феникс, 2002.- 672 с.

Информация о работе Коммуникативная компетентность учителей средней школы