Коммуникативная компетентность учителей средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
2. Раскрыть сущность, структуру коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
3.Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
1.1.Понятие коммуникации.
1.2.Общение как коммуникация.
1.3.Коммуникативная компетенция учителя.
1.4.Педагогические способности учителей средней школы.
1.5.Коммуникативные барьеры.
1.6.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе [19].

День 2

Цель: Следующие упражнения могут предоставить членам группы возможность  для лучшего знакомства и экспериментирования  с вербальным и невербальным общением.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: нет.

 Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: выбери себе партнёра. В месте выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. Тоже повторите и для двух последних упражнений.

Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько  минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.

Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, второй стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал положение «сверху»  и «снизу». Ещё раз несколько минут поделитесь своими чувствами.

Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально  поделитесь своими ощущениями.

Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо партнёра с помощью рук. Затем дайте партнёру исследовать ваше лицо.

Поделитесь своими ощущениями и переживаниями [19] .

День 3

Цель: упражнение используется для расширения сенсорного осязания и развития межличностного доверия.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: повязка на глаза, достаточное пространство для работы, предпочтительно выполнять упражнение на открытом месте.

Подготовка: специальной  подготовки не требуется.

Процедура: Группе даётся следующая  инструкция. Разделитесь на пары, выбрав себе в партнёры наименее знакомого человека. Один человек в каждой паре становится ведущим. Другой-ведомым, ему одевается повязка на глаза. Через полчаса поменяйтесь ролями. Упражнение выполняется невербально.

Если вы в роли ведущего, возьмите вашего партнёра за кисть, руки или талию и водите его для  сенсорного исследования пространства. Молча руководите им. Приводите вашего партнёра в контакт с интересующей его фактурой, например с листьями, занавесками и коврами. Постарайтесь, заставить партнёра ощутить солнечное тепло, услышать птиц или отдельные разговоры, ходить и бегать. Через 20-30 минут остановитесь и снимите повязку с глаз партнёра. Затем поделитесь своими чувствами, касающимися руководства и ответственности за другого.

В качестве ведомого обратите внимание на то, как вы себя чувствуете , когда вынуждены полностью доверять другому человеку, берущему на себя ответственность за ваш опыт и благополучие. Почувствуйте каждое новое ощущение. Поделитесь своими чувствами с партнёром .

День 4.

Цель: язык-важнейшее свойство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает силами группы изменить структуру своего языка.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: нет.

Подготовка: специальной  подготовки не требует.

Процедура: Сядьте лицом  к лицу с партнёром и глядя ему в глаза, с кажите 3 фразы, начиная каждую словами «я должен». Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я должен» на «я предпочитаю», сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями.

По очереди с партнёром  скажите 3 фразы , начиная словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» на «я не хочу». Поделитесь с партнёром своим опытом и посмотрите, можете ли вы чувствовать свою способность отказаться , а не свою некомпетентность или беспомощность.

Наконец, по очереди с  партнёром скажите 3 фразы, начинающиеся словами «я боюсь, что», затем поменяйте  «я боюсь, что» на «я хотел(а) бы», оставляя остальные части фраз без изменений.

Слова «я должен», «я не могу», «мне надо», «я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя  свой язык, вы можете сделать шаг  к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия [19].

День 5

Цель: упражнение используется для отработки коммуникативных  умений в группе, а также для  овладения навыками высказывания и  принятия обратных связей.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: нет.

Подготовка: специальной  подготовки не требуется.

Процедура: Три члена группы добровольно вызываются участвовать  в упражнении. Каждый доброволец выбирает 1 из коммуникативных стилей.

1.Умиротворяющий-угождающий  и соглашающийся человек, непристанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнение.

Умиротворяющий чувствует свою бесполезность и выглядит беспомощным.

2.Обвиняющий-противрположен  умиротворяющему. Упрекает, провоцирует,  считает других виновными. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.

3.Человек-компьютер-ультрарассудительный, спокойный, холодный и собранный  человек, избегающий выражать  чувства. Говорит монотонно, абстрактно  и выглядит негибким, зажатым.

4.Уводящий в сторону-высказывает нерелевантные и приводящие в недоумения суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.

Добровольцы, демонстрируя определённый коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с  другом. Остальные члены группы наблюдают  взаимодействие, такая форма выполнения упражнения получила название «круглый аквариум». Через 5 минут наблюдателей приглашают прокомментировать своё восприятие дискуссии. Затем добровольцы  делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в более соответствующей и менее защитной манере.

Теперь повторите процедуру  с тремя новыми участниками. Постарайтесь дать каждому члену группы поучаствовать  хотя бы 1 раз [19].

 


Информация о работе Коммуникативная компетентность учителей средней школы