Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение этапов обучения лексике при коммуникативном подходе. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: дать общую характеристику лексическим навыкам, выявить пути усвоения лексического материала и рассмотреть формирование лексических навыков при коммуникативном подходе.

Содержание

Введение.
Глава I.
1.1 Цель и содержание коммуникативного обучения и понятие коммуникативной ситуации.
1.2 Общая характеристика лексических навыков и пути усвоения лексического материала.

Глава II.
2.1 Виды коммуникативных заданий.
2.2 Формирование лексических навыков в различных видах речевой деятельности.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 66.63 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЗНЕС-АКАДЕМИЯ

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Современная методика преподавания иностранных  языков»

На тему: «Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила: студентка группы А-10-2

Бондарь Тарас

Научный руководитель: старший преподаватель  кафедры МК и СГД Кузнецова  Т.А.

                                            

 

 

 

Дата защиты: «_»____________2012г.

 

Оценка: ______________

 

Руководитель: _______________

                               (подпись)

 

 

 

 

 

 

Караганда. 2012-2013 уч. год

                                                Содержание.

 

 

Введение.

Глава I.

 

1.1 Цель и содержание  коммуникативного обучения и понятие  коммуникативной  ситуации.

 

1.2 Общая характеристика лексических навыков и пути усвоения лексического материала.

 

 

Глава II.

 

2.1 Виды коммуникативных заданий.

2.2 Формирование лексических навыков в различных видах речевой деятельности.

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

В настоящее время в нашей  стране уделяют большое внимание обучению иностранным языкам, т.к. за последние годы в России произошли  коренные изменения во всех областях жизни человека: открылись границы, появился контакт с иностранными партнерами. В связи с этим знание иностранного языка становится особенно необходимым. Прежде чем научится свободно владеть языком, следует пройти несколько  этапов обучения: изучить лексику, грамматику, фонетику,освоитьчтение,письмо. 
 
Актуальность работы обусловлена большой значимостью в современной методике преподавания иностранному языку; лексических навыков, как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности, т.е. навыков словоупотребления и словообразования. 
 
Целью исследования является рассмотрение этапов обучения лексике при коммуникативном подходе. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: дать общую характеристику лексическим навыкам, выявить пути усвоения лексического материала и рассмотреть формирование лексических навыков при коммуникативном подходе.

   Коммуникативный   подход  основан  на утверждении   о том,  что для  успешного  овладения  иностранным языком  учащиеся   должны  знать   не только языковые формы,  но также  уметь  их использовать  для реальной   коммуникации. Данный  подход  является   необходимой,  продуманной   методикой , цель которой -формирование  умений  иноязычной  коммуникации.

  Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых (знаков). На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, устойчивые сочетания, речевые клише.

За курс обучения в средней школе  учащиеся должны усвоить значение и  формы этих единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, т.е. овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

             При осуществлении продуктивных видов речевой деятельности (говорения, письма) необходимо: владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями; сочетать новые слова с ранее усвоенными; выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными; выбирать нужное слово из антонимических и синонимических противопоставлений; выполнять эквивалентные замены; прогнозировать на уровне формы и содержания; владеть механизмом распространения и сокращения структур; приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и обладать быстрой реакцией; правильно употреблять слова с учетом нормы языка и ситуации общения и др.

 

    Реалии  современного  образа  жизни,  условия  работы  диктуют  свои правила, невыполнение  которых  обрекает  человека  на пребывание  в узком информационном  пространстве. Необходимость  общения  на  языке   стала очевидной   в наши  дни, когда  повсюду  ведутся  разработки  с привлечением   иностранных  специалистов, проекты   с участием  западных инвесторов.        

   Практические  потребности   обучения  иностранным  языкам  на том или  ином  этапе  развития общества  определяют  приоритет тех или иных методов   лингвистических  исследований. В то же время  разработка  методов обучения тесно взаимосвязана   с появлением  новых подходов  и методов  изучения языка  во всем  многообразии  его  функций. Любая  система обучения  языку  должна предполагать  комплексное использование  различных  методов- структурно ориентированных ,  направленных  на формирование  определенных  навыков произношения , отбор  лексического материала и грамматического  оформления   высказывания , и коммуникативно  ориентированных  , предполагающих  формирование  умений  адекватно  выражать  мысли  на конкретном языке. При этом  приоритетное   использование  коммуникативно   ориентированных  методов  представляется  наиболее логичным и обоснованным , поскольку ведущая роль  коммуникативной   функции языка неоспорима.  Проблемами  коммуникативного обучения занимались такие ведущие методисты как Скалкин В.Л. , Болдырев Н.Н., Пассов Е.Н. , Мильруд  Р.П., Максимова И.Р.  и др.

Одной  из актуальных  проблем  современной  методики  обучения  иностранным  языкам и лексики в частности является разработка и теоретическое  обоснование подсистемы упражнений в «пользовании  речью» или таких  приемов работы, которые  позволили бы преподавателю  тренировать учеников в экспромтной  мобилизации языковых знаний , умений и навыков для выражения собственных мыслей и чувств. Коммуникативно- ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной   коммуникации, используя   все необходимое для этого коммуникативные задания и приемы.

 

    Цель моей курсовой работы: Работа посвящена обучению лексической стороне речи при коммуникативном подходе, изучение  коммуникативного метода обучения иностранному языку.

 Задачи курсовой работы :

  • изучение целей  и  содержания  коммуникативного обучения.
  • рассмотрения коммуникативной ситуации
  • изучение современных  принципов коммуникативного обучения
  • рассмотрение   коммуникативных заданий лексической направленности.

 

 

 

Глава I.

 

 

1.1 Цель и содержание  коммуникативного обучения и понятие  коммуникативной  ситуации.

 

 

     Обучение  на  основе общения   является   сущностью  всех  интенсивных  методов обучения иностранному   языку.  Главными  участниками процесса обучения  является   учитель и   ученик. Отношения между ними  основаны  на сотрудничестве  и   равноправном  речевом партнерстве. Основными принципами  построения   содержания обучения   речи  и формирования  коммуникативных умений являются:

- речевая направленность , т.е. обучение иностранному языку через общение. Обучение устной речи следует обучать только через общение. Это означает   практическую  ориентацию  урока.   Коммуникация   служит : каналом, по которому  осуществляется познание, средством, развивающим индивидуальность  , инструментом  воспитания  необходимых черт личности; способом передачи  опыта и развития  умения  общаться. Целью обучения  является иноязычная  речевая деятельность, причем   не сама по себе, а как средство  межкультурного    взаимодействия.  При обучении  общению используются  различные   упражнения, чем  упражнение более подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плановое , дозированное и вместе с тем стремительное накопление   большого объема   лексики и грамматики  с немедленной реализацией.

-функциональность,   предполагает   осознание со стороны учащихся  функциональной предназначенности со всех аспектов  изучаемого языка. Речевая деятельность  имеет три стороны:  лексическую, грамматическую, фонетическую . Они неразрывно связаны в процессе говорения.  Слова, таким образом , нельзя  усваивать в отрыве  от их форм существования ( употребления). Необходимо  стремиться,  чтобы в большинстве упражнений  усваивались речевые единицы. Функциональность  предполагает, что как слова, так и грамматические  формы усваиваются сразу в деятельности : учащийся выполняет какую-либо речевую задачу- подтверждает  мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то , побуждает собеседника   к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические  формы.

- ситуативность. Это ролевая организация учебного процесса. Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций ,понимаемых  как система  взаимоотношений.  Принципиально важным является   отбор  и организация  материала на основе  ситуаций  и проблем  общения , которые интересуют учащихся каждого возраста.    Ситуация существует  как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных  и нравственных   взаимоотношений субъектов общения..  Она является  универсальной формой фукционирования процесса обучения и служит способом организации средств, способом их презентации, способом  их презентации, способом  мотивации речевой деятельности , главным условием   формирования  навыков и развития речевых умений , предпосылкой обучения  стратегии и тактике общения.

-  новизна . Она проявляется в различных компонентах урока. Это новизна речевых ситуаций, условий общения,  новизна использования материала. Новизна предписывает   использование текстов и упражнений, содержащих  для учащихся   нечто новое .

-  личностная  ориентация общения.   Система обучения должна   учитывать познавательные  потребности отдельных учащихся,  их индивидуальные качества.

-моделирование.   Содержательность   учебного  аспекта обеспечивается   моделированием  содержательной   стороны общения в различных видах речевой деятельности. Содержательную сторону общения составляют  проблемы, отобранные   с учетом  возрастных и индивидуальных   интересов  учащихся ,  а также выполняемых ими видов деятельности и межпредметных  связей. В основе данного вида лежат упражнения. При обучении  иноязычной речи  все упражнения  должны быть  по характеру речевыми. Для речевых упражнений  характерно то. Что при их  выполнении учащихся  решают  речемыслительную задачу. Они используются при пересказе текста, описании  картинок, лиц , предметов, для комментирования каких- то событий , для высказывания собственной оценки  и отношения к тому  или иному факту.

 

Понятие  коммуникативной  ситуации.

    К категориям  устноязычного общения ,имеющего  определенную структуру относятся  : ситуация, роль, позиция,  общность, вид и сфера коммуникации.

    Важнейшим  из них является  коммуникативная  ситуация. Ситуация –совокупность  обстоятельств, условий,  создающих   те или  иные отношения, обстановку или положение.  Коммуникативная ситуация-это динамическая система взаимодействующих    конкретных факторов  объективного и  субъективного плана , вовлекающих человека в языковую  коммуникацию  и определяющих его речевое поведение в пределах одного  акта общения.

   Коммуникативная   ситуация состоит  из 4 факторов : 1)  обстоятельств действительности ( обстановка),  в  которых   осуществляется коммунация ( включая наличие посторонних лиц)2) отношений между коммуникантами( субъективно- личность собеседника), 3) речевого побуждения 4 ) реализации самого акта общения, создающего  новое положение, стимулы к речи. Каждый из факторов оказывает на речь  собеседника определенное влияние( выбор темы и направление ее развития, отбор языковых средств , эмоциональная окраска речи, ее развернутость и т.д.) . В любой коммуникативной ситуации   мы всегда выступаем в определенной  социально- коммуникативной роли. Социально-коммуникативная роль  представляется важным понятием  устной  коммуникации. Пассажир,  ученик школы, сын, дочь- типичные  социально-коммуникативные роли.

     Коммуникативная  ситуация-это  воображаемое  построение  или   модель реального контакта, в  котором реализуется  речевое  поведение собеседников в их  типичных социально- коммуникативных   ролях. ( разговор покупателя с продавцом,  беседа  матери с сыном,учителя с учеником и т.д.)

  Для осмысления  устноязычной коммуникации большое  значение  имеет понятие коммуникативной   общности. Это специфические   информационные связи  между  собеседниками, возникшие в результате  их совместного  общения   в прошлом, а также опоры  на общедоступные в языковом  коллективе сведения , касающиеся  повседневной  жизни и быта  людей, общественных    мероприятий,  природных явлений и т.д. Коммуникативная общность определяет выбор тематики разговора, степень развернутости языковых  средств, их специфический отбор. Она определяет  лаконичность речевого контакта .

     Другим важным  понятием устноязычной  коммуникации  является вид общения.  Речевые  контакты людей происходят  в условиях, различающихся  количеством   участвующих в общении  индивидов,  характером отношений между ними, наличием смены ролей говорящего   и слушающего в пределах  одного  акта коммуникации.

    Выделяются  3 вида общения: индивидуальное, групповое  и публичное.  В индивидуальном  общении участвуют  два человека. Оно характеризуется непосредственностью,  доверительностью. Здесь партнеры  по коммуникации  равноправны   в доле своего участия в  общем речевом продукте. Каждый  из них может поддержать  предложенную  тему или  заменить ее другой. Если  любой из партнеров индивидуального  общения  прекращает разговор,  коммуникативный  акт заканчивается.

    При  групповом общении в  едином  акте  коммуникации участвует несколько человек (беседа в компании друзей, учебное занятие совещание) Коммуникативное положение члена  группового общения существенно  отличается от индивидуального. Он  может, например , « проучатствовать»в длительной беседе  или совещании , не проронив ни слова.

    Публичное   общение  протекает  при  сравнительно большом  количестве  индивидов. По этой причине  коммуникативные роли участников  публичного  общения  обычно  предопределены: незначительное число  их выступает  в качестве  ораторов, остальные – в фиксированных   ролях случающих.

    По  характеру  отношений  между  коммуникантами общение может быть официальным и неофициальным.  Официальное общение возникает между лицами, отношения между которыми определяются выполнением ими некоторых социальных функций ( учитель- ученик , пассажир- кассир,  начальник-подчиненный) Сюда могут быть отнесены  совещания, интервью, инструктаж, переговоры.

Информация о работе Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи