Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение этапов обучения лексике при коммуникативном подходе. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: дать общую характеристику лексическим навыкам, выявить пути усвоения лексического материала и рассмотреть формирование лексических навыков при коммуникативном подходе.

Содержание

Введение.
Глава I.
1.1 Цель и содержание коммуникативного обучения и понятие коммуникативной ситуации.
1.2 Общая характеристика лексических навыков и пути усвоения лексического материала.

Глава II.
2.1 Виды коммуникативных заданий.
2.2 Формирование лексических навыков в различных видах речевой деятельности.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 66.63 Кб (Скачать файл)

Речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения не только коммуникативных, но и познавательных задачу При выполнении этих упражнений актуализация новых слов должна проводиться на уровне непроизвольного к ним внимания, поскольку мнемическая задача несовместима с одновременным выполнением логико-смысловых задач, т.е. активной переработкой воспринимаемой информации или порождением собственной речи.

 

Подготовительные  упражнения:

 

1.   Упражнения  в дифференциации  и  идентификации:

а)  определите на слух (найдите в тексте) слова, относящиеся к одной теме (к синонимическому ряду, к одной части речи и т.д.);

б)  сгруппируйте слова по указанному признаку;

в)  найдите  в тексте (подберите на память) антонимы к словам, данным на доске и др.

2. Упражнения в имитации (в том числе с некоторым преобразованием):

а)   прослушайте  слова/словосочетания/предложения, повторите  их вслед за диктором;

б)   прослушайте  текст, содержащий новый словарный  материал; повторите за диктором (за преподавателем) тот же текст, опираясь на графический вариант с фонетическими пометами;

в) ответьте на вопросы диктора.

 

 

 

Заключение.

 

 

   Таким  образом, в работе были сделаны  следующие выводы:

     1. Наиболее эффективным в достижении  успешного овладения лексическому аспекту речи и соответственно иностранному языку является  коммуникативный подход, реализуемый в адекватной системе коммуникативных заданий.

     2. Коммуникативные задания являются  важным условием активизации  познавательных интересов в условиях  общения, поскольку вовлеченность  обучаемых в процесс  решения  речемыслительных задач усиливает  эффективность обучения иностранному  языку в целом и, в частности:  чем труднее задача, тем интенсивнее  будет происходить общение, процесс  решения коммуникативных задач.

    3. Общение охватывает особый класс  отношений « субъект-объект».

В анализе  этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие или противодействие , согласие или несогласие , сопереживание и другие эмоциональные состояния. В процессах общения совершается вербальная социализация  личности, формирование и развитие  ее  языковой и коммуникативной способности, способов речевого общения. Речевое общение характеризуется контактностью, направленностью, репрезентативностью, динамичностью, коммуникативностью, многоплановостью.

  4.   В настоящее время распространен  подход, согласно которому в общении   рассматриваются  коммуникативная,  интерактивная и перцептивная  стороны. Существенно, что все эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная – в регуляции взаимодействия партнеров общения, перцептивная-в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как апперцепция, сравнение, рефлексия и тд.

   5. Важной  составляющей коммуникативного  обучения является коммуникативная  ситуация. Она представляет собой  динамическую взаимодействующих  конкретных факторов объективного  и субъективного плана ( включая  и речь), вовлекающих человека в языковую  коммуникацию и определяющих его речевое поведение в пределах одного акта общения.

   Коммуникативная  ситуация состоит из 4 факторов: 1. обстоятельств действительности (обстановка) , в которых осуществляется коммуникация ( включая наличие посторонних лиц),2. отношений между коммуникантами (субъективно-личность собеседника)  3. речевого побуждения  4. реалии самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи. Каждый из указанных факторов указывает на речь собеседников определенное влияние ( выбор темы и направление ее развития, отбор языковых средств, эмоциональная окраска речи, ее развернутость и тд.)

  6.  Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения лексическому аспекту речи осуществляется через «деятельностные задания» ( activities) . Они реализуются с помощью методических  приемов ( techniques)  и создают упражнения (exercises). Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

  Необходимо  при проведении этих заданий  тщательно-продуманная организация  коммуникативно-познавательной деятельности  в виде строгой определенной  обучающей процедуры. 

 

 

 

 

Список литературы:

                        Адамдаева  Ш.О.  Коммуникативный аспект  процесса  обучения иностранному языку.// Иностранный язык в школе.-2003-№6- стр15-19

    1. Березовиков  В.И. Коммуникативный метод  и его основные принципы//Иностранные языки в школах Казахстана.-2004-№2.-стр53-57

    1. Болдырев  Н.Н. Лингвистические основы  коммуникативных методов обучения// Иностранные языки в школе.- 1998- № 3.-с 12

    1. Борисова Р. Г. О некоторых приемах  обучения диалогической речи. Иностранные языки в школе.-2001-№3.-с.51-56
    2. Конышева А. Современные методы обучения. Минск: Тетрасистемс,2000
    3. Методика обучения иностранным языка  в общеобразовательной и профессиональной  школе//  Под ред. Филатова.  Ростов-на –Дону: Феникс,2003
    4. Мильруд  Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы  коммуникативного обучения иностранным языкам. //

Информация о работе Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи