Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат

Краткое описание

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Компьютер в детском саду.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

      В процессе  занятий  детей  на  компьютерах  улучшаются  их  память  и

внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то  есть

они не могут осознанно стараться запомнить тот или  иной  материал.  И  если

только материал является ярким и значимым,  ребенок  непроизвольно  обращает

на него внимание. И здесь  компьютер  просто  незаменим,  так  как  передает

информацию в привлекательной для  ребенка  форме,  что  не  только  ускоряет

запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

      Занятия  детей на компьютере  имеют  большое  значение  не  только  для

развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от  самых

простых  до  сложных,  детям  необходимо  учиться   нажимать   пальцами   на

определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику  детей.

Ученые отмечают,  что  чем  больше  мы  делаем  мелких  и  сложных  движений

пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и  руки,  очень

большое  представительство  в  коре  головного  мозга  имеют  и  глаза.  Чем

внимательнее мы всматриваемся в то, над  чем  работаем,  тем  больше  пользы

нашему мозгу. Вот почему  так  важно  формирование  моторной  координации  и

координации совместной деятельности зрительного  и  моторного  анализаторов,

что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Общение  с  ЭВМ  вызывает  у  детей  живой  интерес,  сначала  как   игровая

деятельность, а  затем  и  как  учебная.  Этот  интерес  и  лежит  в  основе

формирования  таких   важных   структур,   как   познавательная   мотивация,

произвольные  память  и  внимание,  и  именно  эти   качества   обеспечивают

психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

      Компьютерные  игры учат детей  преодолевать  трудности,  контролировать

выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря  компьютеру  становится

эффективным  обучение  целеполаганию,  планированию,   контролю   и   оценки

результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых  и

неигровых моментов. Ребенок  входит  в  сюжет  игр,  усваивает  их  правила,

подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме  того,

практически во всех играх есть свои герои, которым  нужно  помочь  выполнить

задание.   Таким   образом,   компьютер   помогает   развить    не    только

интеллектуальные способности ребенка, но  и  воспитывает  волевые  качества,

такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость,  а

так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям  игр,  обогащая  тем

самым его отношение к окружающему миру.

 

 

Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.

 

 

      Целью  данной   программы   является   развитие   способностей   детей

дошкольного   возраста   с   использованием    современных    информационных

технологий. Задачи,  которые  решаются  для  достижения  поставленной  цели,

можно объединить в следующие группы:

 

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного  цикла.

 

Задачи:

1.  Познакомить  детей  с  компьютером,  как  современным  инструментом  для

   обработки информации:

. познакомить с историей  ЭВМ;

. познакомить с назначением  ЭВМ;

. познакомить с устройством  ЭВМ.

2. Познакомить детей с  правилами поведения  в  КИК  и  правилами  безопасной

   работы на компьютере.

3. Преодолевать при необходимости  психологический барьер  между  ребенком  и

   компьютером.

4. Сформировать начальные  навыки работы за компьютером:

познакомить с клавиатурой;

познакомить с манипулятором "Мышь".

 

II. Группа задач образовательно-воспитательного  цикла.

 

Задачи:

1. Формировать навыки учебной  деятельности:

3. учить осознавать цели;

4. выбирать системы действий  для достижения цели;

5. учить оценивать результаты  деятельности.

2. Формировать элементарные  математические представления:

6. совершенствовать навыки  счета;

7. изучать и закреплять  цифры;

8. проводить работу с  геометрическими фигурами;

9. решать простейшие арифметические  задачи;

10. развивать умение ориентироваться  на плоскости;

11. закреплять представления  о величине предметов.

3. Развивать речь:

12. расширять словарный  запас детей и знания об  окружающем мире;

13. формировать звуковую  культуру речи;

14. формировать грамматический  строй речи.

4. Развивать сенсорные  возможности ребенка.

5. Формировать эстетический  вкус.

6. Развивать знаковую функцию  сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:

15.   воспитывать   самостоятельность,   собранность,    сосредоточенность,

    усидчивость;

16. приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

 

III. Группа задач творческого  цикла.

 

Задачи:

1. Развивать конструктивные  способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

  мышление; использовать  элементы развития эвристического  мышления.

5. Развивать потребности  к познанию.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 

 

Программа построена на следующих основных принципах:

 

1. Принцип развивающего  обучения.

 

      Педагогу  необходимо знать уровень развития  каждого ребенка, определять

зону ближайшего развития, использовать вариативность  компьютерных  программ

согласно этим знаниям.

 

2. Принцип воспитывающего  обучения.

 

      Важно помнить, что обучение и воспитание  неразрывно  связаны  друг  с

другом и в процессе компьютерных занятий  не  только  даются  знания,  но  и

воспитываются волевые,  нравственные  качества,  формируются  нормы  общения

(сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

 

3. Принцип систематичности  и последовательности обучения.

 

      Устанавливать   взаимосвязи,   взаимозависимости   между   полученными

знаниями, переходить от простого к сложному,  от  близкого  к  далекому,  от

конкретного к абстрактному, возвращаться к  ранее  исследуемым  проблемам  с

новых позиций.

 

4. Принцип доступности.

 

      Содержание  знаний,  методы  их   сообщения   должны   соответствовать

возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

 

5. Принцип индивидуализации.

 

      На каждом  учебном  занятии  педагог  должен  стремиться  подходить  к

каждому  ребенку  как  к  личности.  Каждое  занятие  должно   строиться   в

зависимости от  психического,  интеллектуального  уровня  развития  ребенка,

должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка,  темп,

уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

 

6. Принцип  сознательности  и  активности  детей  в  усвоении  знаний  и  их

реализации.

 

      Ведущую  роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет

задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может  выступать

и  компьютер.  Ребенок  для  приобретения  новых  знаний  и   умений   может

становиться в позицию ученика, учителя.

 

7. Принцип связи с жизнью.

 

      Педагог  и ребенок должны уметь  устанавливать  взаимосвязи  процессов,

находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде,  в  бытие  человека,  в

существующих отношениях вещей и материи.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

 

 

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.

 

I этап - подготовительный.

 

      Идет  погружение  ребенка  в  сюжет  занятия,  период   подготовки   к

компьютерной игре через развивающие игры,  беседы,  конкурсы,  соревнования,

которые  помогут  ему  справиться   с   поставленной   задачей.   Включается

гимнастика для глаз,  пальчиковая  гимнастика  для  подготовки  зрительного,

моторного аппарата к работе.

 

II этап - основной.

 

Включает в себя овладение  способом  управления  программой  для  достижения

результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

 

      Используется  несколько способов "погружения"  ребенка  в  компьютерную

программу:

1 способ. Последовательное  объяснение ребенку назначения  каждой  клавиши  с

подключением наводящих и контрольных вопросов.

2  способ.  Ориентируясь  на  приобретенные   ребенком   навыки   работы   с

компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3  способ.  Ребенку  предлагается  роль   исследователя,   экспериментатора,

предоставляется   возможность   самостоятельно   разобраться   со   способом

управления программой.

4  способ.  Ребенку  предлагается  карточка-схема,  где  задается   алгоритм

управления  программой.  На  первых  этапах  дети  знакомятся  с  символами,

проговаривают и отрабатывают способы управления с  педагогом,  в  дальнейшем

самостоятельно "читают" схемы.

 

III этап - заключительный.

 

      Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для

глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений  (физ.  минутки,  точечный

массаж,   массаж   впередистоящему,    комплекс    физических    упражнений,

расслабление под музыку).

      Занятия  проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в  первой

половине дня.

 

Продолжительность каждого этапа занятия:

      1 этап - 10-15 минут,

      2 этап - 10-15 минут,

      3 этап - 4-5 минут.

      После каждого  занятия проветривание помещения.

Занятия  построены  на  игровых  методах  и  приемах,  позволяющих  детям  в

интересной, доступной форме получить знания, решить  поставленные  педагогом

задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями  программа  строится  на

основе постепенного погружения в  обучающие  блоки,  обеспечивающие  решение

основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на  развитие

мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

 

 

Организация учебного и игрового процесса.

 

 

Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной

грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

 

 

 

I. Компьютерный зал.

1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения 4-8 шт.

2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения              1 шт.

3. Принтер цветной струйный HP или EPSON     1 шт.

4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта        1 шт.

 

      Компьютеры  объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и

звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII  имеется  защитный  экран,  либо

мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, компьютерный зал  оформлен

кактусами, имеет вентилятор, аквариумы с водой  для  поддержания  воздушного

режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.

 

II. Игровой зал - зал для  предкомпьютерной  подготовки  и  послекомпьютерной

релаксации.

1. Раздаточный материал  на каждого ребенка.

2. Дидактические игры.

3. Разнообразные игрушки.

4. Средообразующие модульные предметы.

5. Магнитофон для проведения  физкультурных минуток и релаксации.

6. Мягкая мебель.

Зал оформлен обилием разнообразных цветов.

 

IV. Техническое помещение.

 

V. Сан. узел.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

 

      Для определения  готовности детей к работе  на  компьютере  и  усвоению

программы "Практического применения компьютера в  детском  саду"  проводится

диагностика с учетом индивидуально типологических  особенностей  детей.  Она

позволяет определить уровень развития психических  процессов,  физических  и

интеллектуальных  способностей,  найти  индивидуальный  подход   к   каждому

ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка  уровень

сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

      Диагностика  проводится 3 раза в год.

      В начале  года (август, начало  сентября)  определяется  общий  уровень

развития ребенка.

 

1) Изучение личности:

  . изучение умения сохранять  цель в условиях затруднения  успеха;

изучение самоконтроля.

2) Изучение познавательной  сферы:

18. оценка уровня общего  психического развития;

19. изучение объема произвольного  внимания;

20. изучение устойчивости  и распределения внимания;

21. изучение зрительной  и слуховой памяти;

22. изучение оригинальности  воображения;

23. изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

24. изучение умственной  работоспособности.

3) Изучение физического  развития:

25. изучение скорости движений  и уровня развития координации  кисти;

26. изучение координации  движений, взаимодействия руки и  глаз.

 

      В середине  года  (декабрь,  январь)  проводится  диагностика  развития

речи:

27. изучение грамматического  строя речи;

28. изучение звуковой стороны  речи;

29. изучение речи дошкольников  в общении со сверстниками  и взрослыми;

30. изучение коммуникативных  умений.

 

      В конце  года (апрель,  май)  проводится  диагностика  для  определения

прогресса   в   развитии   ребенка   за    год,    уровень    эмоциональной,

интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу