Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
работоспособность. В процессе игровой деятельности проводились
хронометражные наблюдения за поведением дошкольников, в том числе и за
характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования
умственной работоспособности в течение всего дня пребывания в детском саду.
Результаты показали: доля непосредственного общения дошкольников с экраном
дисплея во время занятий высока и составляет 78—82 %. Для определения
допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-
минутных занятий с компьютером. Продолжительность игровых занятий в 5 минут
не вызывала неблагоприятных изменений в организме детей: функциональное
состояние ЦНС и зрительного анализатора практически не изменялось. При 10-
минутной игре внешние признаки утомления (двигательное беспокойство,
отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры — на
последней минуте. Однако
были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5 %
случаев) и отмечено ухудшение показателей состояния аккомодационного
аппарата глаза (в 20 % случаев), что особенно нежелательно для детей этого
возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игровых занятий с
компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления.
В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая
четкое рассматривание предметов на близком расстоянии, Это может привести к
развитию близорукости.
При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10—12-й
минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и
усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал
интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей
зрительного анализатора и ЦНС,
Таким образом,
полученные данные
допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не
должна превышать 10 минут.
Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в
функциональном состоянии отмечались преимущественно в понедельник и
пятницу. Так, к концу недели снижался уровень умственной работоспособности
дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с
выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие
состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина
отмечалась и в понедельник. Таким образом, в качестве наиболее
благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей
седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг.
Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут
заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости
(три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись.
Выраженное утомление диагностировалось и в том случае, если занятия с
компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период,
отведенный для прогулки.
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения
здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за
компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или
преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь
которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол),
оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку.
Наши исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев
использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два
раза чаще, чем в группах, где не было занятий с ВДТ. Ребенок должен сидеть
за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была
перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное
расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом
недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко
ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на
экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений
рядом стоящих предметов.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это
снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть
использованы легкие шторы или жалюзи.
Освещенность
поверхности стола и
лк, а экрана — не более 200 лк.
При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия:
уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается
количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне
рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке
кабинета полимерными материалами.
Пол должен
иметь антистатическое
ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления
статического электричества и ухудшения химического и ионного состава
воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная
уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка
полов после занятий.
Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуального
развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом.
Компьютерно-игровой комплекс действует с января 1989 года. Он размещен
в комнате площадью 40 м2, смежной с физкультурным залом. Установка
комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии (в составе
главного энергетика и инженера-электроника, инспектора по технике
безопасности, представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции,
офтальмолога и психоневролога). Комплект учебной вычислительной техники
«Электроника КУВТ-86» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих мест «Электроника
БК-ОО10Ш» (на базе цветных телевизоров «Электроника Ц-431», с
интерпретатором языка «Бейсик», 72-кла-вишный). Клавишный вариант
конструкции БК-0010 оказался неприемлемым для применения в дошкольном
учреждении из-за невозможности использования символьных накладок для
учебных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений к
стандартной клавиатуре не дали желаемого результата. Поэтому клавишная
аппаратура была переделана вручную на мембранную с символьными накладками.
На занят иях используются развивающие , и обучающие программы,
разработанные ЦНИИ «Электроника» МЭП СССР совместно с лабораторией игры НИИ
дошкольного воспитания АПН СССР.
Занятия
проводятся со старшими
подгруппам в 8—10 человек (предельное нахождение детей у дисплея 15 мин).
Пока одна подгруппа находится в компьютерно-игровом зале, другая занимается
в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом чередуется
умственная и физическая нагрузка. Кроме того, создается положительная
эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом
усваивать необходимые знания.
Каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная
(объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры)
и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз,
общеразвивающие упражнения).
Все работы
по созданию условий в
детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью заключен
договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского
медицинского института.
Медицинский контроль включает:
1. Изучение влияний на уровне организма как целостной системы; анализ
адаптационных возможностей организма (АВО) по методике А. В. Або-ленской
(«Педиатрия».— 1989..— № 6).
2. Изучение реакции организма на уровне клетки; анализ особенностей
высшей нервной деятельности; динамический контроль за состоянием детей на
клиническом уровне.
3. Разработку доступных методов контроля за здоровьем детей (типа
прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных
сдвигов.
Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет
констатировать:
1. Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств,
кожу при занятиях, регламентированных временными методическими
рекомендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с
применением компьютеров...», не установлено.
2. Выявлены некоторые, сдвиги адаптационных возможностей организма
(АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО после
игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При
исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е.
психоэмоциональное напряжение (ожидание неизвестного) по'сле игры
снимается. Отсюда следует, что, возможно, главным стрессовым фактором
является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при
постоянных занятиях исчезает.
3. Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных
возможностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.
Таким образом, полученные медицинские данные позволяют сделать
следующие выводы:
— занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей
старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);
— нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в
сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит
элемент напряженности у детей);
— при работе с видеотерминалами перспективно использование
физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов
(типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.
В течение года нами опробовано около 40 игр, предложенных в
комплектах «Знайка». В перспективном планировании работы в компьютерно-
игро- вом зале обязательно учитывались программные задачи на
данный период,
степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий
игр («математика», «изобразительное творчество», «конструирование» и т.
д.).
Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-
игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:
1. Занятия
с применением компьютеров
с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного
решения.
.2. Психологическая готовность дошкольников к использованию
компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей
системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной
компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня
воспитательно-образовательной работы.
3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих
возрастным возможностям.
4. Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение
знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
Так, например, игры «Водители» и «Дорожные знаки» представляют значительные
трудности для детей-шестилеток, которые ранее не посещали детский сад или
поступили к нам из других дошкольных учреждений. Наши воспитанники, как
правило, легко справляются с заданиями, так .как имеют возможность еще в
младших группах освоить все необходимые знаки и символы в автогородке.
5. Игры серий
«Математика» и «Азбука в
усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретение новых
знаний. Так, например, благодаря огромному интересу к компьютерным
математическим играм, все дети, старшей группы в кратчайший срок усвоили
цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»).
6. Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры
имеет правильная постановка игровой задачи.
С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок,
позволяющих повысить интерес детей (для игр «Построй домик», «Шарики»,
«Садик», «Дом» и т. д.).
7. Непременным
условием организации
Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу