Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат

Краткое описание

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Компьютер в детском саду.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

31. изучение умения подчинять  свои действия определенному  правилу,  слушать

    и точно выполнять  указания взрослого;

32. изучение целенаправленности  деятельности.

2) Изучение познавательной  сферы:

33. оценка уровня общего  психического развития  (сравнение  с  результатами

    первой диагностики);

34. изучение общей способности  к обучению;

35. изучение устойчивости  внимания;

36. изучение объема памяти;

37. изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

38. изучение словарного  запаса, интеллекта, связанного с  речью, со словесно-

    логическим мышлением.

3) Изучение физического  развития:

39. изучение скорости движений  и уровня развития координации  кисти руки.

 

      В течении каждого занятия  определяется  уровень  знаний,  психических

процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше  внимания  робким,

неуверенным,  застенчивым  детям.  Корректируется  индивидуальная  работа  с

ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для  родителей,  включающих

вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по  разучиванию  и

проведению  упражнений  для  глаз  и  пальчиковой  гимнастики   в   домашней

обстановке.

      Предполагается, что результаты деятельности  ребенка  в  ходе  каждого

занятия, коррекционная работа для устранения пробелов  в  знаниях,  а  также

результаты диагностик заносятся в  индивидуальную  тетрадь.  Родители  имеют

право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля за  усвоением  знаний  проводятся  контрольные  занятия,  игры,

ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники так и без него):

1. Реши кроссворд "Компьютерный  мир".

2. Математический КВН.

3. Развлечение "Звуковая  дорожка".

4. Страна "Воображалия".

5. Путешествие с Вини-Пухом. (Выбор самых внимательных детей  и  награждение

   памятными эмблемами.)

6. Итоговое развлечение "Какими были,  какими  стали!"  (Повторение  любимых

   физ. минуток, игр, награждение  памятными подарками, сладкими призами.)

 

 

Примеры занятий.

 

 

 

                         ЗАНЯТИЕ "СОБЕРИ КАРТИНКУ".

 

 

                  ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 1", "МАЛЫШ 2".

 

 

1 ЭТАП.

 

 

Игра "Собери картинку"

 

 

      Детям предлагается  собрать  картинку  из  частей  и  посмотреть,  что

получится. (У детей получаются гномики разных цветов).

 

 

Физ. минутка. Игра "Гномик"

 

 

      Спрятался  ловко в моем кулачке маленький  гномик  в  большом  колпачке.

Если мы  тихо  (громко,  весело,  ласково)  его  позовем,  маленький  гномик

покинет свой дом. (дети зовут  так,  как  сказано)  За  маленьким  гномиком,

давай-ка, все движения повторяй-ка, раз и два и три  ну-ка,  повтори!  (дети

повторяют движения).

      А гномики  нам прислали картинки не просто  так. Они  хотят  познакомить

нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие  же

картинки на компьютере.

 

Знакомство с "мышью".

 

1. Осматривание "мыши".

2. Почему она так называется.

3. Положение руки при  работе с "мышью" и способ  управления.

4. Тренировка детей.

 

2 ЭТАП.

 

      Педагог  объясняет детям, как раскрашивать  гномиков с  помощью  цветных

карандашей и собирать картинки из частей с помощью "мыши".

 

Самостоятельная деятельность детей, помощь  воспитателя  каждому  ребенку  в

работе с "мышью".

 

3 ЭТАП.

 

      Итог занятия, повторение названия манипулятора "мышь", его назначение,

способ управления.

 

Пальчиковая гимнастика:

 

Мы сегодня поиграли,              Активное сгибание и

Наши пальчики устали.        разгибание пальцев.

Пусть немного отдохнут,           Встряхнуть руками  перед  А  потом  играть

начнут.          собой.

Дружно  локти  отведем,         Энергично  отвести  локти  Снова  мы  играть

начнем.          назад.

Руки подняли и покачали           Плавные покачивания

это деревья в лесу,               поднятыми вверх руками

Руки нагнули,

кисти встряхнули,                 Встряхивание рук

ветер сбивает росу.               перед собой.

В стороны руки,

плавно помашем,

это к нам птицы летят.            Горизонтальные одно-

Как они сядут, тоже покажем, временные движения

крылья сложили назад.        руками вправо, влево.

 

 

Гимнастика для глаз:

 

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

 

Прощание в кругу.

 

Дети прощаются с разной интонацией и высотой голоса.

 

Оборудование:

 

разрезные картинки по количеству детей.

 

 

 

                        ЗАНЯТИЕ "МЫ РИСУЕМ АККУРАТНО"

 

 

                        ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 1"

 

 

1 ЭТАП.

 

      К нам  пришла игрушка от  Незнайки.  Незнайка  просит  вас  помочь  ему

выполнить задание Знайки. Нужно подобрать парную картинку к картинке.

      На доске картины: цветы, спицы, сумка, мяч, нитки, ноты и т.п.

      Воспитатель  показывает  другую  картинку  (скрипка,  кошелек,  пчела,

шарик, нитки, иголки и т.п.), дети находят этой картинке  пару  на  доске  и

обосновывают свой выбор.

      А у Незнайки  есть компьютерный друг - художник,  которому  тоже  нужно

помочь разложить картинки по парам, но с этим справятся только  внимательные

ребята, сообразительные, вы такие? Я сейчас проверю.

 

Игра "На что это похоже".

 

      Детям предлагаются  карточки  с  изображением  круга,  прямоугольника,

треугольника, волнистой линией и т.п. Дети  называют  предметы,  на  которые

могут быть похожи эти изображения.

 

2 ЭТАП.

 

      Дети на  компьютере  раскрашивают  гномика,  и  работают  по  программе

"Подбери пару" (Малыш 1)

 

3 ЭТАП.

 

      Все  сегодня  справились,  теперь  поиграем  с  Незнайкой  (посмотреть

глазками на него, смотреть в ту сторону, куда двигается Незнайка)

 

Физ. минутка "Синица":

 

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок!

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень

Прыгать ей совсем не лень!

 

Прощаемся в колонне, шепотом, громко.

 

Оборудование: Схемы, картинки  к  игре  "На  что  похоже"  картинки  парные,

Незнайка.

 

 

 

                         ЗАНЯТИЕ "ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ"

 

 

 

                        ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 3".

 

 

1 ЭТАП.

 

 

Игра "Что изменилось" (с картинками).

      Детям предлагается  посмотреть на фланелеграф в  течение  пяти  секунд,

где выставлены 4-5 героев сказок и запомнить  их.  Дети  отворачиваются  или

закрывают глаза, а педагог меняет  местами  картинки,  добавляет  новые  или

убирает некоторые. Дети, открыв глаза, должны  назвать  все  изменения  (3-4

раза).

 

Гимнастика для глаз: дети смотрят на свои картинки,  3-4  раза  на  картинку

воспитателя наблюдают глазами за движением картинок.

 

 

2 ЭТАП.

 

      Объяснение  программы, самостоятельная работа  детей.

      В ходе  программы при переходе с одного  уровня  на  другой  проводится

индивидуально гимнастика для глаз (массаж глаз, закрыть глаза, посмотреть  в

разные стороны и т.п.)

      Уровень  выбирается индивидуально для  каждого ребенка.

 

 

3 ЭТАП.

 

      Расслабление  ( лежа  на  спине  болтать  руками  и  ногами  -  "жуки",

качаться как мячики, гимнастика для глаз лежа на спине,  поворот  на  живот,

встать не сгибая ног (2-3 раза).

 

Игра "Силачи и слабаки"

 

      На слово "силачи" дети разводят ноги  в стороны, сгибают руки в локтях,

напрягают мышцы. На слово "слабаки" - расслабляются и падают на ковер.

 

Игра "Пожалуйста"

 

      Ведущий  предлагает выполнить разнообразные  движения, но дети должны их

повторить только, если произнесено слово "пожалуйста".

      Варианты: повторять  движения, если в произнесенной  фразе  есть  число,

название животного, имя человека, заранее оговоренное.  (Разные  движения  +

сидеть скрестив ноги, делая круговые вращения глазами, произносить звуки "У-

И, ЧУ-ЧИ" в разные стороны).

 

Оборудование: картинки.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Б.П. Никитин. Развивающие  игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.

2. Димитр Павлов. Методические  разработки  по  использованию  компьютера  в

   образовании.    -    Челябинск:    Челябинский     областной     институт

   усовершенствования  учителей, 1992.

3. А. Зарецкий, А. Труханов, Л. Зарецкая. Энциклопедия профессора  Фортрана.

4. З. М. Бугуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры  для  детей  младшего

   дошкольного возраста.

5. З.А. Михайлова. Игровые  занимательные задачи для дошкольников. Книга  для

   воспитателя детского  сада. - М.: Просвещение, 1990.

6. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. Математика для  дошкольников.

   Книга для воспитателя  детского сада. - М.: Просвещение, 1992.

 

 

 

 

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.

 

Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

 

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5—6 лет фор­мируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного   воздействия   на   здоровье.

 

С этой целью в НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР и НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР были проведены наблюдения за состоянием здоровья и работоспособности детей шести лет одного из детских садов Москвы, в учебно-воспитательном процессе которого использо­вался компьютерно-игровой комплекс (КИК) «Электроник». В сосстав КИК входит ЭВМ БК 0010 с видеотерминалом цветного изображения. Занятия проходят в специально оборудованном компьютерном зале. Содержание программного обеспечения занятий раз­работано НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Анализ используемых игровых программ показал, что все они соответствовали возрастным возможностям детей.

 

Для оценки влияния игровых занятий с использованием КИК до и после этих занятий у детей определялись функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной системы (ЦНС) и умственная работоспособность. В процессе игровой деятельности проводились хронометражные наблюдения за поведением дошкольников, в том числе и за характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования умственной работоспособности в течение всего дня пребывания в детском саду. Результаты показали: доля непосредственного общения дошкольников с экраном дисплея во время занятий высока и составляет 78—82 %. Для определения допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-минутных занятий с компьютером. Продолжительность игровых занятий в 5 минут не вызывала неблагоприятных изменений в организме детей: функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора практически не изменялось. При 10-минутной игре внешние признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры — на последней минуте. Однако

 

были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5 % случаев) и отмечено ухудшение показателей состояния аккомодационного аппарата глаза (в 20 % слу­чаев), что особенно нежелательно для детей этого возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система гла­за, обеспечивающая четкое рассматривание предметов на близком расстоянии, Это может привести к развитию близорукости.

 

При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10—12-й минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей зрительного анализатора и ЦНС,

Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу