Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.
Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмечались преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижался уровень умственной работоспособности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина отмечалась и в понедельник. Таким образом, в качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись.
Выраженное утомление диагностировалось и в том случае, если занятия с компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период, отведенный для прогулки.
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Наши исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще, чем в группах, где не было занятий с ВДТ. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.
При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.
Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.
Компьютерно-игровой комплекс действует с января 1989 года. Он размещен в комнате площадью 40 м2, смежной с физкультурным залом. Установка комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии (в составе главного энергетика и инженера-электроника, инспектора по технике безопасности, представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции, офтальмолога и психоневролога). Комплект учебной вычислительной техники «Электроника КУВТ-86» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих мест «Электроника БК-ОО10Ш» (на базе цветных телевизоров «Электроника Ц-431», с интерпретатором языка «Бейсик», 72-кла-вишный). Клавишный вариант конструкции БК-0010 оказался неприемлемым для применения в дошкольном учреждении из-за невозможности использования символьных накладок для учебных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений к стандартной клавиатуре не дали желаемого результата. Поэтому клавишная аппаратура была переделана вручную на мембранную с символьными накладками.
На занятиях используются развивающие , и обучающие программы, разработанные ЦНИИ «Электроника» МЭП СССР совместно с лабораторией игры НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
Занятия проводятся со старшими дошкольниками один раз в неделю по подгруппам в 8—10 человек (предельное нахождение детей у дисплея 15 мин). Пока одна подгруппа находится в компьютерно-игровом зале, другая занимается в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом чередуется умственная и физическая нагрузка. Кроме того, создается положительная эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом усваивать необходимые знания.
Каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная (объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).
Все работы по созданию условий в компьютерно-игровом зале и занятия с детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью заключен договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского медицинского института.
Медицинский контроль включает:
1. Изучение влияний на
уровне организма как
2. Изучение реакции организма на уровне клетки; анализ особенностей высшей нервной деятельности; динамический контроль за состоянием детей на клиническом уровне.
3. Разработку доступных методов контроля за здоровьем детей (типа прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных сдвигов.
Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет констатировать:
1. Никакого негативного
влияния на нервную систему, органы
чувств, кожу при занятиях, регламентированных
временными методическими
2. Выявлены некоторые, сдвиги
адаптационных возможностей
3. Выявлено положительное
влияние на восстановление
Таким образом, полученные медицинские данные позволяют сделать следующие выводы:
— занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);
— нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит элемент напряженности у детей);
— при работе с видеотерминалами перспективно использование физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.
В течение года нами опробовано около 40 игр, предложенных в комплектах «Знайка». В перспективном планировании работы в компьютерно-игро- вом зале обязательно учитывались программные задачи на данный период,
степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий игр («математика», «изобразительное творчество», «конструирование» и т. д.).
Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:
1. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.
.2. Психологическая готовность
дошкольников к использованию
компьютерных программ
3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.
4. Особое место занимает
предварительная работа с
5. Игры серий «Математика»
и «Азбука в картинках»
6. Практика показала: большое
значение для быстрого
С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей (для игр «Построй домик», «Шарики», «Садик», «Дом» и т. д.).
7. Непременным условием
организации компьютерных игр
является высокий уровень
8. Следует подчеркнуть, что
режиссерские игры, а также игры
из серии «Изобразительное
9. Замечено, что дети лучше
справляются с заданием, если
работают за компьютером
10. Параллельно с обычными группами в компьютерно-игровом зале занимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.
11. Важным моментом, на
наш взгляд, является и то, что
компьютерные игры (особенно математические)
являются своеобразной
Компьютерная техника используется не только для игр детей. Благодаря множительному печатному устройству к каждому педсовету выпускается «Педагогический вестник». Кроме того, в соответствии с научным договором с медицинским институтом внедряется программа индивидуального прогноза здоровья ребенка. Суть данной методики в следующем: путем автоматизированного (компьютерного) тестирования родителей (о состоянии здоровья малыша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т. д.) определяется предрасположенность ребенка к каким-либо заболеваниям, прогнозируется вероятная патология и даются конкретные рекомендации по профилактическим физкультурно оздоровительным мероприятиям. Причем все данные о детях закладываются в память компьютера и могут в любое время воссоздаваться для контроля и сравнения результатов.
Приведем примерный конспект занятия по игре «Построй домик».
Воспитатель обращается к детям : «Посмотрите, какую интересную книгу я для вас приготовила. Как она называется? («Три поросенка».) Кто помнит, о ком эта книга? Как звали поросят ?: Почему Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа называют глупыми поросятами? В каком доме они спаслись от волка? Хотите прослушать продолжение этой интересной сказки?
Некоторое время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа в его крепком каменном доме. Но со временем поросята подросли, и им стало тесно даже в этом просторном помещении. Решили два глупых поросенка построить себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в него кирпичи и поехали на строительную площадку. Но поросята очень торопились и ехали по кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись до стройки, они увидели, что все кирпичи раскололись, осколки растерялись по дороге. Прикладывали поросята один кирпич к другому, прикладывали, да все равно дырки получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить кирпичи и построить домики, чтобы не замерзли поросята зимой».
Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу