Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат

Краткое описание

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Компьютер в детском саду.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.

 

Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмечались преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижался уровень умственной работоспособности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина отмечалась и в понедельник. Таким образом, в качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись.

 

Выраженное утомление диагностировалось и в том случае, если занятия с компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период, отведенный для прогулки.

 

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответ­ственность за безопасность ребенка.

 

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Наши исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще, чем в группах, где не было занятий с ВДТ. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изо­бражения на экране.

 

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

 

Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

 

Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.

 

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электроста­тического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.

 

Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

 

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

 

Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.

 

Компьютерно-игровой комплекс действует с января 1989 года. Он размещен в комнате площадью 40 м2, смежной с физкультурным залом. Установка комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии (в составе главного энергетика и инженера-электроника, инспектора по технике безопасности, представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции, офтальмолога и психоневролога). Комплект учебной вычислительной техники «Электроника КУВТ-86» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих мест «Электроника БК-ОО10Ш» (на базе цветных телевизоров «Электроника Ц-431», с интерпретатором языка «Бейсик», 72-кла-вишный). Клавишный вариант конструкции БК-0010 оказался неприемлемым для применения в дошкольном учреждении из-за невозможности использования символьных накладок для учебных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений к стандартной клавиатуре не дали желаемого результата. Поэтому клавишная аппаратура была переделана вручную на мембранную с символьными накладками.

 

На занятиях используются развивающие , и обучающие программы, разработанные ЦНИИ «Электроника» МЭП СССР совместно с лабораторией игры НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

 

Занятия проводятся со старшими дошкольниками один раз в неделю по подгруппам в 8—10 человек (предельное нахождение детей у дисплея 15 мин). Пока одна подгруппа находится в компьютерно-игровом зале, другая занимается в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом чередуется умственная и физическая нагрузка. Кроме того, создается положительная эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом усваивать необходимые знания.

 

Каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная (объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).

 

Все работы по созданию условий в компьютерно-игровом зале и занятия с детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью заключен договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского медицинского института.

 

Медицинский    контроль    включает:

 

1. Изучение влияний на  уровне организма как целостной  системы; анализ адаптационных возможностей  организма (АВО) по методике А. В. Або-ленской («Педиатрия».— 1989..— № 6).

 

2. Изучение реакции организма  на уровне клетки; анализ особенностей  высшей нервной деятельности; динамический  контроль за состоянием детей на клиническом уровне.

 

3. Разработку доступных  методов контроля за здоровьем детей (типа прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных сдвигов.

 

Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет констатировать:

 

1. Никакого негативного  влияния на нервную систему, органы  чувств, кожу при занятиях, регламентированных  временными методическими рекомендациями  «Гигиенические условия организации  учебных занятий с применением  компьютеров...», не установлено.

 

2. Выявлены некоторые, сдвиги  адаптационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне  АВО после игры отмечается  его снижение, что можно объяснить  затратой энергии. При исходном  сниженном уровне АВО в процессе  игры он повышается, т. е. психоэмоциональное напряжение (ожидание неизвестного) по'сле игры снимается. Отсюда следует, что, возможно, главным стрессовым фактором является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при постоян­ных занятиях исчезает.

 

3. Выявлено положительное  влияние на восстановление адаптационных  возможностей детского организма  занятий физкультурой и плаванием.

 

Таким образом, полученные медицинские данные позволяют сделать следующие выводы:

 

— занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);

 

— нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит элемент напряженности у детей);

 

— при работе с видеотерминалами перспективно использование физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.

 

В   течение   года   нами   опробовано около 40 игр, предложенных в комплектах «Знайка». В перспективном планировании работы  в  компьютерно-игро- вом    зале    обязательно    учитывались  программные задачи на данный период,

 

степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий игр («математика», «изобразительное творчество», «конструирование» и т. д.).

 

Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:

 

1. Занятия с применением  компьютеров очень интересны  дошкольникам. Они с большим удовольствием  осваивают программы, добиваясь  их правильного решения.

 

.2. Психологическая готовность  дошкольников к использованию  компьютерных программ различного  содержания и уровня формируется  всей системой жизни ребенка  в детском саду, т. е. процесс овладения  элементарной компьютерной грамотностью  требует от педагогов высокого  уровня воспитательно-образовательной  работы.

 

3. Большое значение имеет  правильный подбор игр, соответствующих  возрастным возможностям.

 

4. Особое место занимает  предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому  или иному вопросу, знакомство  с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «Дорожные  знаки» представляют значительные  трудности для детей-шести­леток, которые ранее не посещали детский сад или поступили к нам из других дошкольных учреждений. Наши воспитанники, как правило, легко справляются с заданиями, так .как имеют возможность еще в младших группах освоить все необходимые знаки и символы в автогородке.

 

5. Игры серий «Математика»  и «Азбука в картинках» помогают  детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют  приобретение новых знаний. Так, например, благодаря огромному интересу  к компьютерным математическим  играм, все дети, старшей группы  в кратчайший срок усвоили  цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»).

 

6. Практика показала: большое  значение для быстрого освоения  игры имеет правильная постановка  игровой задачи.

 

С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей (для игр «Построй домик», «Шарики», «Садик», «Дом» и т. д.).

 

7. Непременным условием  организации компьютерных игр  является высокий уровень сформированности творческой игры. Именно в творческой игре у ребенка развирается способность наделять тот или иной предмет каким-то игровым значением, что необходимо для осмысленного оперирования символами на экране дисплея,

 

8. Следует подчеркнуть, что  режиссерские игры, а также игры  из серии «Изобразительное творчество»  имеют много общего в способах  и этапах выполнения задания. Поэтому, освоив последовательность  выполнения действий в одной  игре (например, «Космос»), дети легко  переносят их в другие («Город», «Море»),

 

9. Замечено, что дети лучше  справляются с заданием, если  работают за компьютером парами, Работа «один на один» является  усложнением задания,

 

10. Параллельно с обычными  группами в компьютерно-игровом зале занимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

 

11. Важным моментом, на  наш взгляд, является и то, что  компьютерные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой  деятельности воспитателя, так как  сразу выявляют пробелы в тех  или иных вопросах воспитательно-образовательной  работы.

 

Компьютерная техника используется не только для игр детей. Благодаря множительному печатному устройству к каждому педсовету выпускается «Педагогический вестник». Кроме того, в соответствии с научным договором с медицинским институтом внедряется программа индивидуального прогноза здоровья ребенка. Суть данной методики в следующем: путем автоматизированного (компьютерного) тестирования родителей (о состоянии здоровья малы­ша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т. д.) определяется предрасположенность ребенка к каким-либо заболеваниям, прогнозируется вероятная патология и даются конкретные рекомендации по профилактическим физкультурно оздоровительным мероприятиям. Причем все данные о детях закладываются в память ком­пьютера и могут в любое время воссоздаваться для контроля и сравнения результатов.

 

Приведем примерный конспект занятия по игре «Построй домик».

 

Воспитатель   обращается   к детям : «Посмотрите, какую интересную книгу я для вас приготовила. Как она называется?   («Три  поросенка».)   Кто  помнит, о ком эта книга? Как звали поросят ?: Почему Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа называют  глупыми  поросятами?   В   каком доме они спаслись от волка? Хотите прослушать продолжение этой интересной сказки?

 

Некоторое время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа в его крепком каменном доме. Но со  временем поросята подросли, и им стало тесно даже в этом просторном помещении. Решили два глупых поросенка построить себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в него кирпичи и поехали на строительную площадку. Но поросята очень торопились и ехали по кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись до стройки, они увидели, что все кирпичи раскололись, осколки растерялись по дороге. Прикладывали поросята один кирпич к другому, прикладывали, да все равно дырки получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить кирпичи и построить домики, чтобы не замерзли поросята зимой».

Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу