Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:25, контрольная работа
Цель педагогической практики - исследовать характерные проблемы детей «группы риска» школьной и социальной дезадаптации как объекте профессиональной деятельности и познакомиться с профессиональными функциями социального педагога.
Введение
«Педагог должен быть добрым,
но без слабости, требовательным,
но без придирчивости, допускать шутку,
но не превращать серьёзное дело в шутку».
К.Д. Ушинский
К своей работе я не зря взяла эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского, на практике убедилась в правильность значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливый, можно».
В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.
Я проходила свою педагогическую практику в МКУ «Морозовский социальный приют для детей и подростков до 18 лет» с 16.03.13-29.04.13. Директором приюта является Наталья Николаевна Брехт. Руководителем практики была Камынина Валентина Владимировна, социальный педагог.
Место нахождения приюта 652380, с. Морозово, ул. Молодежная, 5.
Цель педагогической практики - исследовать характерные проблемы детей «группы риска» школьной и социальной дезадаптации как объекте профессиональной деятельности и познакомиться с профессиональными функциями социального педагога.
Задачи практики:
Познакомиться с категориями детей «группы риска» школьной и социальной дезадаптации (дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-правонарушители и др.), нуждающихся в социально-педагогической помощи.
Научиться выделять круг проблем конкретного ребенка и составлять возможный план их решения.
Научиться применять комплексный подход к решению проблем ребенка и уметь определять роль каждого специалиста (медика, социального педагога, учителя, воспитателя, психолога, юриста и т.д.), работающего с данной категорией детей.
Научиться применять индивидуальный подход к решению проблем каждого ребенка.
Овладеть социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей.
Овладеть технологиями социально-педагогической диагностики, профилактики, коррекции и реабилитации.
Научиться проектировать социально-педагогическую работу с детьми и подростками.
Познакомиться с этическими правилами взаимоотношений социального педагога с ребенком и научиться устанавливать такие отношения. Совершенствовать диагностические, аналитические, организаторские и коммуникативные умения будущих социальных педагогов, их профессионально значимые личностные качества.
Во время педагогической практики студент работает помощником социального педагога, выполняет функции социального педагога.
Во время практики студент работает в соответствии с планом социального педагога, его рабочий день равняется 6 часам.
В социальный приют принимают детей по следующим критериям: тяжелая жизненная ситуация, безнадзорность, беспризорность и социально опасная ситуация (например, жестокое обращение в семье). Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. А к безнадзорным относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей). Одна из особенностей воспитанников приюта – отставание их от своих сверстников по умственному развитию. Им не интересно на уроках, не хочется выполнять домашние задания. В результате они не усваивают программу школьного обучения. Конечно, есть и исключения, но они в меньшинстве.
Многие детки поступают в социальный приют с педикулезом и чесоткой, поэтому социальному педагогу важно здесь взаимодействовать с медработниками приюта.
У большинства воспитанников можно наблюдать неразвитость нравственных представлений, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых, неумение находить выход из трудных ситуаций, отсутствие стремления избегать конфликты и неумение согласовать возникающие противоречия (особенно у Стаса Шумайлова) – это результат влияния среды окружения ребенка до поступления его в приют, так как дети были свидетелями пьянства, хулиганства и грубости в семье. Неумение сдерживаться, управлять своими эмоциями и настроениями, неспособность ставить перед собой цели, требующие длительных усилий, неумение понять точку зрения другого человека ведут к невозможности полноценных социальных контактов этих деток. Помогает хотя бы частично исправить эту ситуацию педагог-психолог, который проводит как групповую так и индивидуальную работу с детьми.
Помимо вышеперечисленных специалистов социальный педагог сотрудничает еще и с юристом, т.к. приходится выступать на суде в роли защитника несовершеннолетнего. Тем более у Стаса имеется уже несколько судимостей. Но к сожалению к своим 15 годам всей серьезности подобных вещей он не понимает.
Также важно взаимодействие социального педагога с социальными работниками учреждения, т.к. они помогают составить дело на ребенка и на них лежит ответственность по сопровождению воспитанника в школу и обратно – в приют.
Дети бывают часто вовлечены в различные досуговые мероприятия. Это могут быть концерты, посвященные определенным событиям, датам; массовое ледовое катание, бассейн; какие-либо массовые гуляния и т.д. Что, в свою очередь, очень сближает детей и вызывает у них «море» позитивных эмоций, которыми они делятся с воспитателями и другими работниками приюта.
Сам же социальный педагог, с которым нам пришлось непосредственно работать, просто удивительный человек. Несмотря на то, что в ее деле часто приходится сталкиваться с негативом, у Валентины Владимировны преобладают все же положительные эмоции всегда. Нам ни разу не приходилось видеть ее в плохом настроении, она уравновешенна и улыбчива. Можно еще отметить наблюдательность социального педагога, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль. Кроме того, она обладает такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость, твердость в отстаивании своей точки зрения. Валентина Владимировна до последнего борется за правду и справедливость (одна из ситуаций – воспитанника приюта не хотела принимать школа, через суд и тяжелыми усилиями ей удалось этого добиться).
Индивидуальный план работы студента на период педпрактики
Сроки |
Содержание деятельности |
Выполнение |
18.03 |
Знакомство с учреждением МКУ «Морозовский социальный приют». Помощь детям в выполнении домашнего задания. |
0830 - 1700 |
19.03 |
Ознакомление с документацией социального педагога (должностная инструкция и перспективный план на год). Помощь воспитателям (проведение зарядки и прогулка с младшей группой). |
0830 - 1700 |
20.03 |
Посещение комиссии по делам несовершеннолетних. |
1300 – 1600 |
21.03 |
Знакомство с документами, нужными для составления личного дела на ребенка. Помощь воспитателям. |
0830 - 1700 |
22.03 |
Помощь воспитателям в подготовке детей к выступлению на концерте, посвященному юбилею приюта. |
0830 - 1700 |
25.03 |
Вывоз детей на массовое катание. |
1700 - 1830 |
26.03 |
Работа в качестве воспитателя. Проведение с детьми различных развлекательных игр. Подготовка мероприятия,?. |
1030 - 1900 |
27.03 |
Работа в качестве воспитателя. Оформление стенда по профилактике правонарушений, включающего в себя материалы по профилактике злоупотребления ПАВ. |
1030 - 1900 |
28.03 |
Изучение психологических особенностей ребенка. Разработка сценария, посвященному ко «дню смеха». |
1300 – 1345 |
29.03 |
Помощь воспитателям. Подготовка к проведению мероприятия «День смеха» |
0830 - 1500
1500 - 1600 |
01.04 |
Работа в качестве воспитателя. Проведение праздника «День смеха». |
1030 - 1900 |
02.04 |
Составление характеристик на детей. Специально организованная встреча старших детей с бывшими наркоманами. |
0830 - 1700
1545 – 1620 |
03.04 |
Помощь воспитателям. Проведение зачетного мероприятия «Спид: смертельная угроза». |
0830 - 1700 |
04.04 |
Работа в качестве воспитателя. Сопровождение детей в школу. |
1300 – 1345 |
05.04 |
Работа в качестве воспитателя. Выезд на квартиры (снятие с учета). |
1300 – 1345 |
08.04 |
Работа в качестве воспитателя. Тестирование «Уровень воспитанности». |
1300 – 1345 |
09.04 |
Работа в качестве воспитателя подвижные игры с детьми на улице. |
0830 - 1700 |
10.04 |
Разработка сценария праздника, посвященного дню космонавтики. |
0830 - 1700 |
11.04 |
Подготовка праздника, посвященного дню космонавтики. |
0830 - 1700 |
12.04 |
Проведение праздника «День - космонавтики» |
1030 |
15.04 |
Работа в качестве воспитателя. |
1030 |
16.04 |
Работа в качестве воспитателя. |
0830 - 1700 |
17.04 |
Работа в качестве воспитателя. Разработка сценария «Правила дорожного движения» |
1030 - 1900 |
18.04 |
Работа в качестве воспитателя. Репетиция мероприятия, посвященного «Правилам дорожного движения». |
0830 - 1700 |
19.04 |
Работа в качестве воспитателя. Проведение мероприятия «Правила дорожного движения». |
1030 |
22.04 |
Работа в качестве воспитателя. |
1030 |
23.04 |
Работа в качестве воспитателя. Беседа с детьми о вреде курения. |
0830 - 1700 |
24.04 |
Работа в качестве воспитателя. Беседа с детьми «кто такой лидер»? |
0830 - 1700 |
25.04 |
Работа в качестве воспитателя. Игры с детьми на улице. |
1030 - 1900 |
26.04 |
Подготовка документации практики. |
0830 - 1700 |
Характеристика учреждения и проблем, решаемых данным учреждением. Оценка уровня предоставления дополнительных образовательных услуг.
ЦЕЛИ:
— реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства;
— развитие и укрепление семьи как социального института;
— улучшение социально — экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей;
— укрепление гармоничных внутрисемейных отношений;
— социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико — психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство;
— создание комплексной системы, направленной на психофизическое оздо-ровление, реабилитацию и социализацию детей из социально незащищенных, неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;
ЗАДАЧИ:
— выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (учреждения образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей- инвалидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;
— определение и предоставление конкретных видов и форм социально — экономических, медико — социальных, психолого- социальных, социально — педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
— поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
— осуществление социального патронажа семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
— обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях, с возможностью посещать школу или обучаться по индивидуальным программам;
— оказание психологической, психо — коррекционной и иной помощи в ликвидации кризисной ситуации в семье, содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройство детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— разработка индивидуальных программ профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с ребенком и его семьей, создание новых методик и технологий диагностики;
— анализ уровня социального обслуживания семей с детьми, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
— наращивание материально — технической базы для осуществления комплексной диагностической работы, ориентированной на ребенка и его семью;