Концепции проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:05, реферат

Краткое описание

Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Проблемное обучение.docx

— 88.22 Кб (Скачать файл)

 

Проблема, оформленная  в виде вопроса или задачи, ограничивает задачу искомого, нуждающегося в обнаружении, и тем самым подсказывает направление  поиска. Например, учитель ставит такие  проблемные вопросы перед учениками: «Как вы знаете, Л.Н. Толстой был выразителем  настроенья патриархального крестьянства, революции не понял и от революции  отстранился, образы революционеров дал  искажённо. Однако В.И. Ленин, превосходно  знавший творчество великого писателя, назвал Л.Н. Толстого зеркалом русской  революции. На каком основании он это сделал?

 

Проблемный  подход в обучении должен и может  находить отражение в учебных  программах, в изложении знаний учителем, в самостоятельной работе учащихся и так далее. Вместе с тем, надо иметь в виду, что не всякий вопрос и не всякий самостоятельный поиск  учащихся надо относить к проблемному  обучению. Проблемное обучение может  быть лишь там, где та или иная проблема возникает в самом процессе изучения жизненно важных вопросов, таит в себе известную новизну в её раскрытии, допускает различные трактовки  и способы решения [6].

 

К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная  ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация» [2].

 

Усвоением реализации цели обучения является проблемность присущая любому жизни «способному» объекту и избытку, которая может  в скрытом и выраженном виде, то есть быть внутренней и внешней.

 

Способом  создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения избытком объекта, содержания проблемность.

 

Средством создания проблемной ситуации может являться проблемная задача, формализованная  в текстовых данных.

 

Механизмом, вскрывающих проблемность, является проблематизация объекта и субъекта, то есть процесс вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих объекту, проблем.

 

Единицей  процесса является проблема – скрытое  или явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира [6].

 

Проблемность - главное условие развития объекта (мир и субъекта) человек может  быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как  главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать.

 

Проблемная  ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которое  проявляется как психическое  состояние интеллектуального затруднения  при взаимодействии субъекта и объекта.

 

Проблемная  задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную  в ее формулировки (устной или письменной), ориентированно на потребность и  возможности объекта.

 

Проблематизация – механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.

 

Проблема  – противоречие - единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая  процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс не прерывен. Роль учителя  состоит в том, что бы ученик почувствовал трудность практического или  теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал  ее сам, захотел решить проблему, решил  ее [12, С. 18].

 

Процесс решения  проблемы зависит от характера проблемы и сложности ее решения. Характер проблемы определяется степенью ее сложности. Помимо простых проблем имеются  и такие, которые до начала решения  необходимо расчленить на частные и  только решение последних дает возможность  решить главную проблему.

 

Трудность решения  проблемы двоякая. Одна заключается  в том, что для решения необходимо активизировать какую-то часть прежнего опыта, именно того без которого решение  не возможно. Другая состоит в необходимости  одновременно находить новые, не известные  ученику элементы (звенья), позволяющие  решить проблему.

 

Важным является то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная  проблема.

 

Существует  дидактическая классификация учебных  проблем, которая строится на следующих  переменных:

 

1.  область  и место возникновения;

 

2.  роль  в процессе обучения;

 

3.  общественная  и политическая значимость;

 

4.  способы  организации процесса решения.

 

Психологическая классификация учебных проблем  основана на таких показателях, как:

 

1.  характер  неизвестного и вызываемого затруднения;

 

2.  способ  решения;

 

3.  характер  содержания и соотношение неизвестного  и известного в проблеме [15, С. 95].

 

Проблемная  ситуация является начальным моментом мышления, вызывающая познавательную потребность ученика и создающая  внутренние условия для активного  усвоения новых знаний и способов деятельности [10, С. 56].

 

Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия, возникающего в процессе учения:

 

1.  столкновение  учащихся с явлениями и фактами,  требующими теоретического объяснения.

 

2.  использование  учебных и жизненных ситуаций  возникающих при выполнении учащимися  практических заданий.

 

3.  постановка  учебных проблемных заданий на  объяснение явления и поиск  путей его практического применения.

 

4.  побуждение  учащихся к анализу фактов  и явлений действительности, сталкивающих  их с противоречиями между  житейскими представителями и  научными понятиями об этих  фактах.

 

5.  выдвижение  гипотез формулировка выводов  и их опытная проверка.

 

6.  побуждение  учащихся к сравнению, сопоставлению  и противопоставлению фактов  явлений, правил, действий, в результате  которых возникает познавательное  затруднение.

 

7.  побуждение  учащихся к предварительному  обобщению новых фактов.

 

8.  ознакомление  учащихся с фактами, носящими  как будто бы необъяснимый  характер и приведенными в  истории науки к постановке  научной проблемы.

 

9.  организация  межпредметных связей [3, С. 114].

 

Выделяют  три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности: научное творчество; практическое творчество; художественное творчество [3, С. 146].

 

Научное творчество основано на постановке и решении  теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество – это художественное отображение  действительности на основе творческого воображения, включающие литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, труд и другие.

 

Таким образом, можно выделить признаки проблемного  обучения. Первая и важнейшая особенность  — это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем  решения учебных проблем, что  обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Вторая особенность состоит  в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического  мышления [10]. Самостоятельное решение  проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения  знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу  всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и  глубоких убеждений. Третья особенность  вытекает из закономерной взаимосвязи  между теоретическими и практическими  проблемами и определяется дидактическим  принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование  жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая  иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем  в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения  учебных проблем.

 

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое  применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов  и видов самостоятельных работ  учащихся. Указанная особенность  заключается в том, что учитель  организует выполнение самостоятельных  работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и. способов деятельности [10].

 

Пятая особенность  определяется дидактическим принципом  индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена  наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым  воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных  гипотез и нахождения тех или  иных путей их доказательства.

 

Шестая особенность  состоит в динамичности проблемного  обучения (подвижной взаимосвязи  его элементов). Эта особенность  обусловлена динамичностью самой  проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается  в том, что одна ситуация переходит  в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности  всех вещей и явлений окружающего  мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает  «категоричность».

 

Седьмая особенность  заключается в высокой эмоциональной  активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана  с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная  мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность [10].

 

Восьмая особенность  проблемного обучения заключается  в том, что оно обеспечивает новое  соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного  и продуктивного усвоения знаний.

 

Первые три  особенности проблемного обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять знания в жизни). Остальные особенности  носят специально-дидактический  характер и в целом характеризуют  проблемное обучение.

 

Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что  процесс проблемного обучения порождает  различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и  их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может  быть либо очень высокой, либо почти  полностью отсутствовать. В связи  с этим вполне понятны попытки  выделить виды и уровни проблемного  обучения [15, С. 164] Виды проблемного  обучения правильнее всего различать  по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного  обучения:

 

- научное  творчество — теоретическое исследование, то есть поиски открытие обучаемыми  нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного  обучения лежит постановка и  решение теоретических учебных  проблем;

 

- практическое  творчество — поиск практического  решения, то есть способа применения  известного знания в новой  ситуации, конструирование, изобретение;  в основе этого вида проблемного  обучения лежит постановка и  решение практических учебных  проблем;

 

- художественное  творчество — художественное  отображение действительности на  основе творческого воображения,  включающее рисование, игру, музицирование  и тому подобное [10].

 

Все виды проблемного  обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного обучения чаще всего  используется на теоретических занятиях, где организуется индивидуальное, групповое  или фронтальное решение проблемы. Второй — на лабораторных, практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, на производстве. Третий вид — на урочных и внеурочных занятиях. Последние  два вида проблемного обучения характеризуются  решением, главным образом, индивидуальных или групповых учебных проблем.

 

Каждый вид  проблемного обучения имеет сложную  структуру, дающую в зависимости  от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться  такой процесс обучения, который  обусловливает:

 

- увеличение  объема знаний, умений, навыков у  учащихся;

 

- углубление  и упрочение знаний, новый уровень  обученности;

 

- новый уровень  познавательных потребностей учения;

 

- новый уровень  сформированности познавательной  самостоятельности и творческих  способностей [4].

 

Все перечисленные  виды проблемного обучения могут  протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых. Определение этой степени имеет  важное значение для управления процессом  формирования познавательной самостоятельности  обучаемых. Указанные выше виды проблемного  обучения могут иметь разные уровни. Условно выделяется четыре уровня проблемного  обучения:

 

Уровень обычной  несамостоятельной активности —  это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного  действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

 

Уровень полусамостоятельной  активности характеризуется применением  усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения  поставленной учебной проблемы.

Информация о работе Концепции проблемного обучения