Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:05, реферат
Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Проблема, оформленная в виде вопроса или задачи, ограничивает задачу искомого, нуждающегося в обнаружении, и тем самым подсказывает направление поиска. Например, учитель ставит такие проблемные вопросы перед учениками: «Как вы знаете, Л.Н. Толстой был выразителем настроенья патриархального крестьянства, революции не понял и от революции отстранился, образы революционеров дал искажённо. Однако В.И. Ленин, превосходно знавший творчество великого писателя, назвал Л.Н. Толстого зеркалом русской революции. На каком основании он это сделал?
Проблемный подход в обучении должен и может находить отражение в учебных программах, в изложении знаний учителем, в самостоятельной работе учащихся и так далее. Вместе с тем, надо иметь в виду, что не всякий вопрос и не всякий самостоятельный поиск учащихся надо относить к проблемному обучению. Проблемное обучение может быть лишь там, где та или иная проблема возникает в самом процессе изучения жизненно важных вопросов, таит в себе известную новизну в её раскрытии, допускает различные трактовки и способы решения [6].
К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация» [2].
Усвоением реализации цели обучения является проблемность присущая любому жизни «способному» объекту и избытку, которая может в скрытом и выраженном виде, то есть быть внутренней и внешней.
Способом создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения избытком объекта, содержания проблемность.
Средством создания проблемной ситуации может являться проблемная задача, формализованная в текстовых данных.
Механизмом,
вскрывающих проблемность, является
проблематизация объекта и
Единицей процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира [6].
Проблемность
- главное условие развития объекта
(мир и субъекта) человек может
быть рассмотрена как диалектическая
категория, рядоположенная с другими,
или как главный признак данных
категорий в развитии, или как
главный принцип их действия, деятельности,
или как необходимость
Проблемная
ситуация – способ вскрытия объективно
существующей проблемности, выраженной
эксплицитно или имплицитно, которое
проявляется как психическое
состояние интеллектуального
Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную в ее формулировки (устной или письменной), ориентированно на потребность и возможности объекта.
Проблематизация – механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.
Проблема – противоречие - единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс не прерывен. Роль учителя состоит в том, что бы ученик почувствовал трудность практического или теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее [12, С. 18].
Процесс решения проблемы зависит от характера проблемы и сложности ее решения. Характер проблемы определяется степенью ее сложности. Помимо простых проблем имеются и такие, которые до начала решения необходимо расчленить на частные и только решение последних дает возможность решить главную проблему.
Трудность решения проблемы двоякая. Одна заключается в том, что для решения необходимо активизировать какую-то часть прежнего опыта, именно того без которого решение не возможно. Другая состоит в необходимости одновременно находить новые, не известные ученику элементы (звенья), позволяющие решить проблему.
Важным является то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема.
Существует
дидактическая классификация
1. область и место возникновения;
2. роль в процессе обучения;
3. общественная и политическая значимость;
4. способы организации процесса решения.
Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях, как:
1. характер
неизвестного и вызываемого
2. способ решения;
3. характер
содержания и соотношение
Проблемная
ситуация является начальным моментом
мышления, вызывающая познавательную
потребность ученика и
Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия, возникающего в процессе учения:
1. столкновение
учащихся с явлениями и
2. использование
учебных и жизненных ситуаций
возникающих при выполнении
3. постановка
учебных проблемных заданий на
объяснение явления и поиск
путей его практического
4. побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представителями и научными понятиями об этих фактах.
5. выдвижение гипотез формулировка выводов и их опытная проверка.
6. побуждение
учащихся к сравнению,
7. побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8. ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.
9. организация межпредметных связей [3, С. 114].
Выделяют три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности: научное творчество; практическое творчество; художественное творчество [3, С. 146].
Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающие литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, труд и другие.
Таким образом,
можно выделить признаки проблемного
обучения. Первая и важнейшая особенность
— это специфическая
Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и. способов деятельности [10].
Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.
Шестая особенность
состоит в динамичности проблемного
обучения (подвижной взаимосвязи
его элементов). Эта особенность
обусловлена динамичностью
Седьмая особенность
заключается в высокой
Восьмая особенность
проблемного обучения заключается
в том, что оно обеспечивает новое
соотношение индукции и дедукции
и новое соотношение
Первые три
особенности проблемного
Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уровни проблемного обучения [15, С. 164] Виды проблемного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного обучения:
- научное
творчество — теоретическое
- практическое
творчество — поиск
- художественное
творчество — художественное
отображение действительности
Все виды проблемного
обучения характеризуются наличием
репродуктивной, продуктивной и творческой
деятельности обучаемых, наличием поиска
и решения проблемы. Однако первый
вид проблемного обучения чаще всего
используется на теоретических занятиях,
где организуется индивидуальное, групповое
или фронтальное решение
Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
- новый уровень
познавательных потребностей
- новый уровень
сформированности
Все перечисленные виды проблемного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности обучаемых. Указанные выше виды проблемного обучения могут иметь разные уровни. Условно выделяется четыре уровня проблемного обучения:
Уровень обычной несамостоятельной активности — это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.