Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:05, реферат
Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
15 см 13 см
24см 20см
Результат у всех получается разный, но учитель просит ребят внимательно рассмотреть числа и сделать предположение о зависимости между длиной ломанной и расстоянием между ее концами. Ученик формулирует предположение: «Длина ломаной больше расстояния между ее концами» и переходит к решению его в общем виде.
3. Постановка
учебных проблемных заданий на
объяснение явления или поиск
путей его практического
4. Побуждения
учащегося к анализу фактов
и явлений действительности, порождающему
противоречия между житейскими
представлениями и научными
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение
учащихся к сравнению,
7. Побуждение
учащихся к предварительному
обобщению новых фактов. Учащиеся
получают задание рассмотреть
некоторые факты, явления,
8. Ознакомление
учащихся с фактами, несущими
как будто бы необъяснимый
характер и приведшими в
9. Организация
межпредметных связей. Часто материал
учебного предмета не
10.Варьирование задачи, переформулировка вопроса [16].
Правила создания проблемных ситуаций.
1. Чтобы
создать проблемную ситуацию, перед
учащимися следует поставить
такое практическое или
2. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
3. Проблемными заданиями могут быть:
- усвоение;
- формулировка вопроса;
- практические здания.
Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Очень трудную
проблемную ситуацию учитель
направляет путем указания
Подготовленность ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.
Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
1) Учитель сам ставит и решет проблему;
2) Учитель
сам ставит и решет проблему,
привлекая учащихся к
3) Учащиеся
самостоятельно ставят и
4) Учащиеся
самостоятельно ставят
На основе
лингвистического определения: проблема
- задача, подлежащая разрешению, исследованию.
Какова же природа проблемы возникающей
в процессе обучения? Многие учителя
понятие «проблема» отождествляют
с понятием «вопрос» и «задача»,
проблему в обучении смешивают с
проблемой в
Учебная проблема не тождественна задаче. И в жизни, и в школе встречается много задач, решение которых требует лишь механической деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности мышления, но и тормозящей это развитие.
Учебная проблема - форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема - явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания [6].
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».
Учебная проблема
- форма проявления логико-психологического
противоречия процесса усвоения, определяющее
направление умственного
Основные функции учебной проблемы:
1) Определение
направления умственного
2) Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний [6].
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1. Проблема
должна быть доступной
2. Вторым
требованием является
3. Формулировка
проблемы должна
4. Немалую
роль играет естественность
Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а)анализ проблемной ситуации;
б)осознание сущности затруднения - видение проблемы;
в)словесная формулировка проблемы.
Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.
Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:
1) отделение
(ограничение) известного от
2) локализация (ограничение) неизвестного [7].
Организация
проблемного обучения предполагает
применение таких приемов и методов
преподавания, которые приводили
бы к возникновению
Однако возникновение
проблемных ситуаций и поисковой
деятельности учащихся возможно не в
любой ситуации. Оно, как правило,
возможно в таких видах учебно-
Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (иди коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения [7].
Исходя из идеи развития познавательной самостоятельности учащихся, все разновидности современного урока на основе принципа проблемности делятся на проблемные и не проблемные.
С точки зрения внутренней специфики (логико-психологической), проблемным следует считать урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (высший уровень проблемности) или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику движения мысли в поисковой ситуации (низший уровень проблемности).
Дидактическим (внешним) показателем проблемного урока является его комплексность, синтетичность. Сущность синтетичного урока заключается в том, что повторение пройденного, как правило, сливается с введением нового материала, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях, что характерно как раз для проблемного урока [8].
Структурными элементами современного урока являются:
1) актуализация
прежних знаний учащихся (что
означает не только
2) усвоение
новых знаний и способов
3) формирование умений и навыков (включающих и специальное повторение, и закрепление) [8].
Эта структура
отражает и основные этапы учения,
и этапы организации
1) возникновение
проблемной ситуации и
2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
3) доказательство гипотезы;
4) проверка правильности решения проблемы [8].
Таким образом,
структура проблемного урока, в
отличие от структуры непроблемного,
имеет элементы логики познавательного
процесса (логики продуктивной мыслительной
деятельности), а не только внешней
логики процесса обучения. Структура
проблемного урока, представляющая
собой сочетание внешних и
внутренних элементов процесса обучения,
создает возможности управления
самостоятельной учебно-
В рамках проблемного обучения в педагогике исследуются не только общепедагогические проблемы, но и проблемы обучения отдельным предметам. Особенно это относится к проблемам педагогики математики.
Именно на уроках математики складывается благоприятная атмосфера для введения элементов проблемного обучения, так как проблемным способом целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости, который направлен на формирования понятий, законов и теорий.
Примерная схема организации урока математики в форме проблемного обучения.
1. Создание
учебной проблемной ситуации (реальной
или формализованной) с целью
возбудить у учащихся интерес
к данной учебной проблеме
и мотивировать
2. Постановка
познавательной задачи (или задач),
возникающей из данной
3. Изучение
различных условий,