Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:05, реферат
Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Итак, необходимо
отличать понятийные разновидности
«педагогической технологии»: так,
было замечено, что понятие «педагогическая
технология» в науке и практике
не определяется однозначно, наблюдается
и явление использования как
синонимов понятий
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, или наоборот, технологии входят в состав методик обучения.
Встречается также применение так называемых терминов – ярлыков в названиях некоторых технологий (коллективный способ обучения, методика В.Ф. Шаталова, система Палтышева), и не всегда удается избежать этих ошибок [9].
2.4 Рекомендации по разработке и проведению урока математики в рамках проблемного обучения
Мастерство учителя проявляется больше всего в организации проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной роли человека сообщающего знания в традиционной школе, и становится тем, кто будит, развивает, наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.
Наблюдая работу коллективов, он видит то, что не замечал часто, проводя работу со всеми, - ведь отдельного ученика можно наблюдать в моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.
Реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос, который сам по себе является проблемой: «какую подготовку должны пройти учителя, чтобы успешно справится с такого рода обучением?» [10].
Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
1. Тонко
чувствовать проблемность
2. Выполнять
функцию координатора и
3. Стараться
увлечь учащихся проблемой и
процессом ее глубокого
4. Проявлять
терпимость к ошибкам учеников,
допускаемых или в попытках
найти собственное решение,
Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает в какой-то мере свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены он выполняет надлежащим образом только тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.
Проблемное обучение целесообразно применять когда:
1) Содержание
учебного материала содержит
причинно-следственные связи и
зависимости, направлено на
2) Ученики
подготовлены к проблемному
3) Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу [13].
Рекомендации
учителю при разработке им проблемного
урока. Учителю рекомендуется
1. Точное
определение объема и
2. Систематизация
учебного материала в
3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
4. Усвоение
частей, сопровождающихся контролем
и корректированием
5. Учет
индивидуальных темпов
Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения.
Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. В традиционном обучении групповая работа учащихся используется крайне редко. Между тем групповая - коллективная работа учащихся также является эффективным способом активного приобретения ими знаний, не говоря уже о ее воспитательном значении.
Как же сочетать групповую и индивидуальную работу учащихся в проблемном обучении? В примерной схеме проблемного урока основное место естественно занимает решение проблемы.
На этом этапе работа с учениками может выступать в виде:
1) фронтальной работы со всем классом,
2) групповой работы,
3) индивидуальной работы [9].
На выбор того или иного вида работы влияет характер работы, имеющиеся учебные средства (комплекты учебных пособий и других материалов), а также время, имеющиеся в распоряжении учителя.
Групповая работа предполагает деление класса на группы как примерно одинаковые (по уровню) развития, так иногда и различных учащихся. Количественный состав групп может быть разнообразным.
Можно указать на некоторые принципы организации групповой работы.
1. Наиболее
целесообразно создавать
2. Состав ученических групп не следует часто менять, лучше, если он является постоянным, но дифференцированным. Это способствует проявлению активности всех членов группы и ускорению работы «слабых» учащихся.
3. Какой-либо
из учащихся назначается
4. Учебные
группы ориентируются на
Коллективная работа учащихся над решением какой-либо учебной проблемы никаким образом не исключает индивидуальной работы каждого из них, так как групповая работа по существу объединяет индивидуальную работу каждого из членов группы.
Умелое сочетание групповой и индивидуальной формы занятий обеспечивает всестороннее развитие активности и самостоятельности в обучении всех учащихся, дает возможность обсуждать изучаемую тему, оценивать результаты своих наблюдений, высказывать гипотезы.
Итак, проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
Все ли обучение
должно быть проблемным? Нет не все,
если под проблемным обучением иметь
в виду только решение учебных
проблем и только самостоятельное
усвоение всего учебного материала.
Все обучение должно быть развивающим,
в котором самостоятельное
Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности [9].
Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Проблемный
тип обучения не решает всех образовательных
и воспитательных задач, поэтому
он не может заменить собой всей
системы обучения, включающей разные
типы, способы, организации учебно-
Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и так далее.
Заключение
Рассмотрев в курсовой работе основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках математики, можно сделать следующие выводы:
1. Проблемное
обучение – это обучение, при
котором педагог ставит перед
учениками проблему и
2. Разработкой
вопрос о сущности проблемного
обучения занимались Ю.К.
3. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.
4. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.
5. Существуют
принципы основных способов
6. Учебная
проблема – это форма
7. В выдвигаемой
проблеме предъявляются
8. Учебная
проблема не является
9. Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у решающего определённого опыта в отношении класса проблемных задач.
10. Решение
учебной проблемы есть
11. Проблемными являются первые уроки любой темы.
12. Существует
структура организации
13. Проблемное
обучение сочетает в себе
14. Существуют
следующие методы проблемного
обучения: метод монологического
изложения, рассуждающий, диалогический,
эвристический,
15. Существуют
следующие виды проблемного
16. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.
Содержание
данной курсовой работы может быть
использовано учителями математики
при организации реального
Продолжением
работы является дальнейшее изучение
эффективности форм и методов
влияния данной технологии на формирование
психических процессов
Литература
1. Бабанский
Ю.К. Методы обучения в
2. Бабанский
Ю.К. Проблемное обучение как
средство повышение
3. Вилькеев
Д.В. Познавательная
4. Гальперин
П.Я. Методы обучения и
5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986.
6. Кудрявцев
Т.В. Исследование и опыт
7. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991.