Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени2 кор.-раб..docx

— 91.28 Кб (Скачать файл)

     В зависимости от категории детей этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной (таблички) и устно-дактильной форме. Важно обеспечить понимание предлагаемых слов и фраз, использование их в процессе действий детей.

     Особое  значение в плане развития речи имеет  ознакомление с окружающим миром, так  как в процессе познания назначения и свойств окружающих предметов  и явлений живой и неживой  природы, формирования представлений  об условиях жизни человека глухие дети усваивают и необходимый речевой материал.

     Действия  с предметами из различных тематических групп, связанных с условиями  жизни детей и взрослых, интерес  к растениям и животным, особенностям существования людей – все это создает основу для усвоения речевого материала, формирует мотивацию словесного общения.

     Для слышащего ребенка познание окружающего, накопление представлений в виде чувственных образов тесно связаны  с развитием речи.

     Последовательная  и систематическая работа по ознакомлению с окружающим тесно взаимосвязана  с фиксацией наблюдений в речи, организацией речевого общения в  связи с изучаемыми явлениями. Действия с предметами, познание их свойств, строения, назначения, совершаемые  в практическом плане в процессе знакомства с реальными или игрушечными  предметами, их изображениями на картинках, использованием в играх, продуктивной деятельности детей предусматривает  использование необходимого речевого материала. В условиях знакомства с  окружающим введение слов и речевых  конструкций базируется на широком  привлечении разнообразного дидактического материала, результатах наблюдений и экскурсий, собственных предметных действиях детей.

     Слова и выражения, данные воспитателем в  связи с ознакомлением с окружающим, будут предметом специальной  отработки на занятиях по развитию речи.

     Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий  или в свободном виде, формируются  и развиваются в тесной связи  с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя  по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных  условиях общения очень велико, так  как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.

     Развитие  разных видов деятельности является одним из важнейших условий развития устной речи глухих детей. 

     1.5 Формирование и  развитие устной  речи глухих дошкольников  на занятиях по  развитию речи  и слухового восприятия

     Занятия по развитию речи являются основной формой развития речи у глухих детей. На этих занятиях решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи, развитие связной речи. На занятиях по развитию речи происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов и связных высказываний. В основу занятий положен тематический принцип: в программе названы основные темы занятий, содержание которых включает различные направления этой работы.

     Организация специальных занятий по развитию речи является важнейшим условием речевого развития глухих детей. Их целенаправленное планирование и систематическое  проведение позволяет обеспечить ряд  задач:

     - закрепить, систематизировать тот  речевой материал, который сообщался  детям в разных условиях (в  быту, в играх, труде, рисовании  и др.);

     - обогащать словарь детей новыми  словами и выражениями, проводить  целенаправленную работу над  их значениями;

     - формировать разные виды речевой  деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение и др.);

     - развивать связную речь детей,  прежде всего разговорную, а  также описательно-повествовательную. 

     На  занятиях по развитию речи используются разные методы. К ним можно отнести: подражание речи педагога, выполнение речевых действий по образцу, дидактические  игры и упражнения, использование  естественных ситуаций, преднамеренное создание ситуаций, специальные речевые  упражнения и др. необходимым требованием  к проведению занятий по развитию речи является их насыщение разнообразным  дидактическим материалом: реальными  предметами и муляжами, игрушками, картинками, схемами, табличками.

     Часть речевого материала, усвоенного детьми на занятиях по развитию речи, включается в занятия по развитию слухового  восприятия и обучению произношению, на которых уточняется произносительная сторона речи. Предъявление речевого материала на слух, использование  специальных приемов обучения произношению, в том числе фонетической ритмики, постановки и автоматизации звуков обеспечивают возможность улучшения  произношения детей, повышают внятность  речи. На этих занятиях усвоенные слова  и фразы доводятся до наиболее высокой степени отработки. Что  позволяет полноценно применять  их в разных ситуациях общения.

     Занятия по развитию речи теснейшим образом  взаимосвязаны со всеми другими  занятиями и видами деятельности в детском саду. Отбор речевого материала, требования к его усвоению глухими детьми на различных занятиях определяются требованиями программы по развитию речи.

     Таким образом, занятия по развитию речи являются одним из важных факторов развития устной речи глухих детей. Овладение  глухими детьми устной речью как  средством общения возможно только при условии ежедневной, целенаправленной работы с детьми всех сотрудников  дошкольного учреждения, родителей  и всех членов семьи.

     Развитие  слухового восприятия глухих дошкольников рассматривается как один из компонентов  системы формирования устной речи и  включается во все звенья педагогического  процесса.

     Развитие  слухового восприятия происходит в  процессе слухо-зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры.

     Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих дошкольников является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала  и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается

     слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации. В процессе учебно-воспитательной работы проводится работа по развитию речевого слуха: глухих детей учат воспринимать на слух знакомый, специально подобранный материал, а также незнакомый по звучанию речевой материал. Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению образует целостную взаимосвязанную систему.

     Помимо  специальных занятий развитие слухового  восприятия включается в занятия  по всем разделам работы, а также  проводится в быту, во время свободных  игр.

     Содержанием специальных фронтальных занятий  по развитию слухового восприятия является обучение восприятию неречевых и  речевых звучаний. На индивидуальных занятиях проводится основная работа по развитию речевого слуха. Детей учат реагировать на речевые звучания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты.

     Развитие  слухового восприятия происходит по этапам.

  1. Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки. В процессе этой работы у детей вырабатывается условная реакция на звучания: их учат в ответ на воспринятый звук выполнять определенные действия.
  2. Различение неречевых звучаний и речевого материала. Различение на слух связано с предъявлением знакомого по звучанию неречевого и речевого материала при ограничении его выбора и наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз в виде игрушек, картинок, схем, табличек.
  3. Обучение опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления.
  4. Восприятие на слух новых по звучанию слов, фраз.

     Таким образом, занятия по развитию слухового  восприятия и обучению произношению способствуют формированию навыков  слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению его сенсорной основы, что имеет важное значение для уточнения произношения. Отработка различных компонентов устной речи способствует повышению внятности, разборчивости, что позволяет использовать ее как полноценное средство общения. На данных занятиях работа ведется на знакомом речевом материале. В процессе работы над его звуковой стороной также уточняется значение слов и предложений в различных контекстах, отрабатывается их структура в разных видах речевой деятельности. Уст

     ечик1.6 Развитие устной речи глухих детей в семье

     О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного воспитания глухих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухозрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны.

     Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха в семье  является организация слухо-речевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.

     Работа  по развитию речи детей младенческого  возраста направлена на развитие зрительного  и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня.

     Правильное  организованное общение с ребенком 2-3 года жизни в процессе предметной деятельности или игры является стимулом к пониманию речи взрослого и  формирования собственной речи ребенка. Этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними.

     Формирование  произносительных навыков у глухих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше 1,5-2 лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их. Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, фраз сочетается с определенными движениями (прием работы над произношением).

     Развитие  слухового восприятия имеет большое  значение для формирования механизмов восприятия речи и произношения. Важнейшим  условием развития слуха ребенка  является раннее использование слуховых аппаратов. Ношение аппарата будет  улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучание игрушек, на свое имя, слушать лепетные слова и звукоподражания.

     Более систематическая работа начинается на 2 году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Робота по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта.

Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей