Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени2 кор.-раб..docx

— 91.28 Кб (Скачать файл)

     Взрослый  учит малыша соотносить звучание барабана, гармошки, дудки с той или иной игрушкой. Мама ударяет по барабану и показывает зайку, играет на гармошке и показывает, как пляшет мишка, на дудке — как танцует кукла. В дальнейшем ребенка побуждают  посмотреть, показать рукой, взять ту игрушку, которая соответствует  звучанию, при этом малыш видит, как  мама вызывает звучания.

     Малыша  учат также различать на слухозрительной и слуховой основе высокое и низкое звучание голоса, при этом слоги, произносимые взрослым высоким голосом, соотносятся, например, с маленькой собачкой, а низким голосом — с большой собакой. Так, мама, показывая малышу большую собаку, имитирует ее лай низким голосом, при этом выражение ее лица сердитое, брови нахмурены. При изображении маленькой собачки мамино лицо становится добрым, а голос высоким. Ребенка побуждают повернуть голову, посмотреть соответственно на маленькую или большую собачку, потянуться к ней, вместе с мамой поиграть с ней.

     Если  же коррекционные занятия начинаются во втором полугодии жизни, то они  проводятся в соответствии с рекомендациями для данного возраста. Кроме того, включаются и те упражнения, которые  предлагаются в первом полугодии  жизни, но с учетом возросших возможностей ребенка.

     Подводя итог описанию коррекционной работы с неслышащим ребенком первого года жизни, важно подчеркнуть, что своевременное ее начало позволяет малышу к году начать понимать речь и активно использовать речевые средства общения (прежде всего различные голосовые реакции). Он мало отличается от слышащих сверстников.

     Совсем  другую картину можно наблюдать  в том случае, когда коррекционная  работа начинается на втором-третьем  году жизни. Ребенок не владеет устной речью: не понимает речь, не говорит. В  общении он использует отдельные  голосовые реакции, как правило, однообразные и монотонные. Это резко отличает его от слышащих детей данного возраста. Вместе с тем он может активно включаться в совместные действия со взрослым, ему уже доступны разнообразные действия с предметами, игрушками. Поэтому подходы к коррекционной работе с ним изменяются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2004
  2. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003
  3. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978.
  4. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 1963.
  5. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. – М., 1968.
  6. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М., 1973
  7. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих дошкольников. – М.,

              1981.

         8. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.,1963.

         9. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1972

     10. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – Иваново, 1996.

    11. Выгодская Т.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1975

12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – С-П., 2003.13. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 1972. 
 
 
 
 

          
 
 
 
 

Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей