Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа
Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.
В дошкольном возрасте обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах, словах, фразах.
Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи в дошкольном возрасте тесно связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках окружающего мира.
В
дошкольный период продолжается формирование
слухового восприятия речи. Детей
учат различать и опознавать знакомый
речевой материал. В соответствии
с последовательностью работы по
развитию слухового восприятия детям
постепенно начинают предъявляться
на слух и новые слова. Работа по
развитию слухового восприятия тесно
связана с работой над
Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний.
Формирование речи связано со всеми видами деятельности глухого ребенка, в которых происходит накопление словаря, уточнение значений слов и фраз, понимание и развитие самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.
Таким
образом, развитие устной речи глухих
детей в семье – важнейшее
условие эффективной работы по речевому
развитию, так как здесь создаются
основания для расширения и обогащения
речи в естественных условиях жизни
ребенка. Коммуникативные навыки могут
быть развиты на более высоком
уровне. Работа родителей по развитию
устной речи детей проводится в единстве
с рекомендациями сурдопедагога
и направляется им. Развитие речи в
семье важно соединить с
Выводы
Глухие
дети имеют специфические
Глухие
дети испытывают трудности в восприятии
и понимании перспективных
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.
Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у глухого ребенка приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.
К наглядным методам и приемам обучения относятся наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, а также использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действий и др.
В дошкольных учреждениях широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, слайдов, что способствует речевому развитию детей.
Для формирования речи особое значение имеют действия с предметами, педагог организует различные действия с предметами с целью формирования или уточнения представлений о свойствах и качествах предмета. Использование изобразительной и конструктивной деятельности в обучении языку способствует более успешному усвоению и запоминанию материала. Использование игрового метода в обучении языку, развитии слухового восприятия, формировании произношения способствует эффективному усвоению материала.
Важным
условием речевого развития глухих детей
является создание слухо-речевой среды,
которая рассматривается как один из основных
компонентов коммуникативно-деятельностной
системы обучения языку неслышащих детей
(С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.). Создание
слухо-речевой среды предполагает постоянное
пребывание ребенка в среде говорящих
людей, организацию речевого общения с
ним независимо от состояния его собственной
речи и возможностей понимания речи окружающих.
В создании этой среды участвуют прежде
всего педагоги группы, сотрудники дошкольного
учреждения, родители, другие взрослые,
вступающие в постоянное общение с ребенком.
Глава 2.Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей.
2.1. Коррекционные занятия с детьми первого года жизни
Стойкие нарушения слуха, приводящие к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности ребенка, достаточно распространены. При этом в большинстве случаев имеется сенсоневральная тугоухость или глухота. К сожалению, при таком диагнозе медицина слух вернуть не в состоянии. Помочь малышу могут лишь своевременно начатые коррекционные занятия. Их проведение нельзя откладывать ни на один день (до окончания курса лечения, пока подрастет и т.д.), потому что только раннее обучение может создать условия для нормального психического развития ребенка.
Коррекционные занятия с детьми первого года жизни проводят родители дома под руководством учителя-дефектолога сурдологического кабинета, сурдопедагога специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями слуха или специализированного реабилитационного (коррекционного) центра. С детьми, достигшими одного года, занятия также продолжаются дома, но кроме того целесообразно организовать систематические (желательно не реже 2 раз в неделю) занятия с педагогом. Такие занятия могут проводиться в сурдологическом кабинете, в создаваемых в настоящее время консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, при реабилитационных центрах.
Успех работы во многом определяется наличием эмоционально-личностного, а позже и ситуативно-делового общений с малышом и возможностью речевого контакта с ним. Без этого все усилия, интенсивное проведение различных реабилитационных занятий обречены на неудачу. Главное, что должен уметь педагог, работающий с малышами, и чему он должен научить родителей — умение общаться с малышом, играть с ним.
Основой успеха в коррекции отклонений в развитии является формирование и развитие у маленького ребенка разнообразных видов деятельности в соответствии с возрастом. С малышом проводятся занятия по развитию движений, умственному воспитанию в процессе действий с предметами, изобразительной деятельности (с двух лет), музыкальные занятия. Содержание этих занятий в первую очередь определяется возрастом ребенка и его психофизическим развитием. [11, с.1]
Важно обеспечить неслышащему ребенку такие же, как и слышащему, возможности физического и психического развития, применяя особые методические подходы в связи со снижением слуха и отсутствием или недоразвитием речи.
Большое
значение для развития ребенка имеют
условия, в которых он воспитывается,
отношение к нему окружающих взрослых,
а также собственная активность
малыша в различных видах
Однако коррекция дефекта требует не только правильной организации общения с глухим или слабослышащим малышом в процессе ухода за ним, организации его деятельности, выполнения рекомендаций по его воспитанию, но и проведения специальной работы по формированию его устной речи. Этим вопросам в основном и будут посвящены наши рекомендации.
В настоящее время в связи с достижениями в области аудиологии, а также с усилением внимания к ранней диагностике отклонений в развитии, все больше и больше детей с нарушенным слухом выявляется уже на первом году жизни. Своевременное начало коррекционной работы и ее систематическое и правильное проведение приводят к тому, что часть детей, несмотря на тяжелую тугоухость или даже глухоту, уже к 3 — 5 годам владеют развернутой фразовой речью, звучание которой близко к нормальному; не только уровень их общего, но и речевого развития приближается к тому, который в этом возрасте имеют слышащие дети. Но это возможно лишь в условиях раннего (с первых месяцев жизни) коррекционного воздействия. [1, с.2.]
Коррекционная
работа проводится в процессе повседневного
ухода за ребенком и его воспитания,
которые осуществляются в соответствии
с общими требованиями, предъявляемыми
к развитию детей первого года
жизни. Успешная коррекция сенсорного
дефекта возможна лишь в условиях
обеспечения всестороннего
2.2 Слухопротезирование как форма коррекции.
Воспитание ребенка и проведение с ним коррекционной работы требует создания таких условий, при которых он в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего к уху малыша. Усиление речи таким способом возможно и дает достаточно разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение таким образом постоянного восприятия речи ребенком при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинство глухих и слабослышащих детей постоянно (в течение всего дня) пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.
Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом на основе результатов отиатрического и аудиологического обследования. Детей первого года жизни целесообразно протезировать двумя аппаратами заушного типа, а не карманными. Это связано с рядом причин. Во-первых, современные импортные слуховые аппараты заушного типа удовлетворяют требованиям, предьявляемым к слухопротезированию детей с любой потерей слуха, в том числе и глухих. Во-вторых, при этом обеспечивается истинное бинауральное восприятие. Бинауральное слухопротезирование является наиболее полноценным, т.к. исключает сенсорную депривацию одного уха и дает возможность локализовать звук, что помогает ориентироваться в пространстве. Кроме того, при бинауральном восприятии увеличивается слуховая чувствительность (или громкость) приблизительно на 6 дБ (Д.И. Тарасов и др.; С.А. Гельфанд). В-третьих, карманный аппарат слишком велик и тяжел для младенца, он затрудняет некоторые его движения, особенно переворачивание на живот и ползание. Единственное достоинство карманного аппарата для младенца заключается в том, что он значительно дешевле, чем два заушных аппарата.
Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Тип аппарата подбирается врачом-сурдологом. Индивидуальный режим работы аппарата уточняется учителем-дефектологом в процессе коррекционных занятий. При этом выбор частотных характеристик определяется тем, что для развития слуховой функции и формирования устной речи малышу необходима возможна более полная информация об акустических свойствах речевых стимулов. [11]
Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей