Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа
Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.
Обучить
глухого ребенка устной речи –
значит, прежде всего, вооружить его
средством повседневного
Глухие дети в возрасте двух-трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, не владеют устной речью даже на самом элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.
В процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.
Таким образом, умственное развитие глухих детей задерживается, а формирование их речи наносится существенный ущерб, если с раннего детства обходными путями не упражняются наследственно заложенные предпосылки для овладения устной речью.
Глухота, особенно врожденная или наступившая в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. В результате специального обучения глухие дети способны усвоить устную речь. По имеющимся данным, обучение глухих детей речи, начиная с младшего дошкольного возраста, всемерно способствует их развитию и предупреждает нарастание различий между ними и слышащими детьми.
Овладев словарем и грамматическим строем языка, навыками чтения с губ и произношения, даже тотально глухие приобретают возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития. Мало того, овладение устной речью, способствуя наиболее полному включению глухого в общество слышащих, оказывает глубокое положительное влияние на формирование всей его личности. Примеры успешного обучения глухих детей устной речи находят свое теоретическое объяснение в большой пластичности высшей нервной деятельности, на которую постоянно указывал И.П. Павлов, в тех скрытых компенсаторных средствах, которыми располагает ребенок, лишенный слуха.
Интенсивная
научная разработка важнейших проблем
сурдопедагогики, создание эффективных
технических средств обучения и
общее повышение уровня учебно-воспитательной
работы в детских садах и школах
для глухих, а также культуры семейного
воспитания детей с нарушениями
слуха способствуют повышению роли
устной речи в жизни глухих детей.
[
1.3 Методы обучения глухих дошкольников устной речи
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
В
дошкольной сурдопедагогике
К наглядным методам и приемам обучения относятся наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, а также использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действий и др. [3, с.114]
Метод
наблюдений используется во всех формах
воспитательно-образовательной
В
качестве распространенного
В дошкольных учреждениях широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, слайдов, что способствует речевому развитию детей.
К наглядным методам обучения относится и ряд приемов, в процессе которых используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу. Подражание и образец активно помогают в развитии речи, формировании произносительных навыков.
К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование.
Для формирования речи особое значение имеют действия с предметами, педагог организует различные действия с предметами с целью формирования или уточнения представлений о свойствах и качествах предмета.
Использование
изобразительной и
Использование игрового метода в обучении языку, развитии слухового восприятия, формировании произношения способствует эффективному усвоению материала.
Использование
элементарных опытов оказывает влияние
на развитие речи. Умение детей сопоставлять,
делать выводы и заключения требует
не только понимания причинно-
Словесные
методы занимают большое место в
воспитании и обучении детей с
нарушениями слуха, потому что их
использование связано с
Методы, применяемые в дошкольных учреждениях для глухих детей, можно рассматривать в различных аспектах. Особенность метода может выражаться во взаимоотношении устной речи с другими видами словесной речи, в решении вопроса об аналитическом и синтетическом подходе к формированию устной речи, в принципе отбора материала устной речи, наконец, в определении роли различных анализаторов в качестве сенсорной базы для усвоения глухими детьми устной речи.
Первоначальное
обучение устной речи осуществляется
в связи с формированием
Такой подход дает возможность детям быстро накопить большой речевой материал, пригодный для целей общения. Синхронное дактилирование и устное проговаривание педагогом слов, а также побуждение детей к их отраженному устно-дактильному воспроизведению способствуют привлечению внимания к видимым речевым движениям, к звучанию речи, воспринимаемому с помощью остаточного слуха (при использовании усилительной аппаратуры), содействует активизации речевого аппарата детей, усвоению ими звукового и речедвигательного контура слов.
Все
это создает благоприятную
Осуществление этой задачи с учетом механизма чтения с губ предполагает специальные упражнения, направленные на развитие остаточного слуха, на выработку у детей навыка точного и быстрого зрительного восприятия речевых движений, их отраженного повторения и осмысления поступающей информации на основе ее переработки с опорой на речевой и внеречевой контекст.
Специфическим требованием при современном методе обучения глухих, диктуемым интересами развития навыков чтения с губ, служит постепенное ограничение устно-дактильного обращения к детям и расширение за его счет практики зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи без дактильного сопровождения, так как иначе невозможно создать оптимальные условия для совершенствования этого способа общения.
Основная задача обучения глухих детей произношению состоит в том, чтобы достичь его максимальной внятности и членораздельности и тем самым способствовать успешному развитию их устной речи как способа общения и инструмента мысли.
Осуществление этой задачи требует, чтобы путем использования компенсаторных средств обучения у детей выработались необходимые комплексы речевых движений, управляемых на основе слухо-кинестетического или кинестетического контроля, чтобы эти комплексы закреплялись и автоматизировались в живой речи.
При аналитическом методе единицей обучения чтению с губ и произношению являются фонемы или слоги с последующим переходом к словам; при синтетическом – целые слова без их анализа.
Аналитико-синтетический
метод, сочетающий отработку целостного
действия и составляющих его операций,
является наиболее оправданным для
формирования самых разнообразных
двигательных навыков. При этом методе
исходными единицами обучения чтению
с губ и произношению служат целые
слова и фразы. В отличие от
синтетических методов
Практический эффект такого обучения выражается в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения детьми целых слов при достаточно четком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи.
Концентрический метод (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина) заключается в том, что ребенок недоступные ему для точного фонетического воспроизведения слова в течение определенного периода времени произносит приближенно.
Применение концентрического метода при обучении устной речи глухих дошкольников характеризуется на первых этапах упрощением произношения, допускающим замену звука и звуком, средним между «и» и «э», замену «ш» звуком «с», произносимым с округлением губ, а также замену «р» звуком «л» и « х» звуком «к».
Кроме того, в детском саду для глухих детей на первых порах допускается упрощение произношения длинных или сложных по своей структуре слов путем их усечения, редукции. [9, с. 169]
С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих детей устной речи должен быть определен как мультисенсорный, или полисенсорный, т. е. Предполагающий возможно более полное использование всех имеющихся в распоряжении детей анализаторов, пригодных для приема речевых сигналов.
Применительно
к восприятию речи в процессе обучения
и общения благоприятные
Применительно к формированию произношения мультисенсорный метод выражается в самом широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. К их числу относятся звукоусиливающая аппаратура, всевозможные модели, схематические изображения. Сюда же относятся различные приборы для тактильно-вибрационного восприятия речи, а также приспособления для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение или движение (шпатель, зонды). Мультисенсорный подход, предполагающий многостороннюю афферентацию работы речевых органов, характерен для первой фазы формирования речевых движений.
Таким образом, эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит от используемых методов, их многообразия, соответствия возрасту и особенностям психофизического развития глухих детей. К наиболее часто используемым приемам и методам относятся наблюдение, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выполнение действий по подражанию, дидактические игры и упражнения, речевые упражнения и др.
Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей