Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:55, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
ЗАДАЧИ:
Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5
Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
Особенности речи детей с общим недоразвитием речи………………..…11
Роль воспитателя в организации коррекционной работы детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………..………..…….14
ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16
2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16
2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16
2.2. Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников…………..18
2.3. Основные направления ритмической работы с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………………..…………21
2.4. Использование ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи…………………………..….23
2.4.1. Особенности двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи…23
2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24
ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…
3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………
3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
У детей второй группы общее недоразвитие
речи сочетается с рядом неврологических
и психопатологических
Среди неврологических синдромов
у детей второй группы наиболее частыми
являются следующие: гипертензионно-гидроцефальный
синдром (синдром повышенного
У детей третьей группы имеет
место наиболее стойкое и специфическое
речевое недоразвитие, которое клинически
обозначается как моторная алалия.
У этих детей имеется поражение
(или недоразвитие) корковых речевых
зон головного мозга и в
первую очередь зоны Брока. При моторной
аламии имеют место сложные
Подробное изучение детей с общим недоразвитием речи выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило P.E. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей.
Первый уровень речевого развития,
характеризуемый в литературе как
«отсутствие
Речь детей со вторым уровнем
часто кажется малопонятной из-за
грубого нарушения
Третий уровень речевого развития
характеризуется развернутой
Своевременное выявление таких
детей и проведение соответствующих
коррекционных мероприятий
1.2. Особенности речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников научно исследовательского института дефектологии в 50—60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы .
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Несмотря на различную природу
дефектов, у этих детей имеются
типичные проявления, указывающие на
системное нарушение речевой
деятельности. Одним из ведущих признаков
является более позднее начало речи:
первые слова проявляются к 3—4, а
иногда и к 5 годам. Речь аграмматична
и недостаточно фонетически оформлена.
Наиболее выразительным показателем
является отставание экспрессивной
речи при относительно благополучном,
на первый взгляд, понимании обращенной
речи. Речь этих детей малопонятна.
Наблюдается недостаточная
По мнению Т.Е.Филичевой, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы [12]. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность
припоминания может сочетаться с
ограниченными возможностями
Как показывают исследования А.Н. Леонтьева
и A.B. Запорожца, связь между речевыми
нарушениями и другими
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку, как указывают исследования Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной [12]. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона. Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.
В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях, как отмечает О.В.Правдина, обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.
1.3. Роль воспитателя в
В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования личности ребенка с речевым дефектом.
Компенсация речевого недоразвития ребенка,
его социальная адаптация и подготовка
к дальнейшему обучению в школе
диктуют необходимость
В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В задачу воспитателя входит также
создание доброжелательной обстановки
в детском коллективе, укрепление
веры в собственные возможности,
снятие отрицательных переживаний,
связанных с речевой
Воспитатель должен уметь анализировать
различные негативные проявления поведения
ребенка, вовремя замечать признаки
агрессивности, конфликтности или
повышенной утомляемости, истощаемости,
пассивности и вялости, в связи
с этим предъявлять различные
требования, осуществляя личностно
ориентированный подход к речи и
поведению ребенка. Правильно организованное
психолого-педагогическое воздействие
воспитателя в значительном большинстве
случаев предупреждает
Таким образом детям дошкольного возраста с недостатками произношения необходима индивидуальная работа с логопедом и воспитателем. Потому что успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. И в дальнейшем зависит успех в школе.
ГЛАВА 2. Коррекционная работа средствами ритмического воздействия на дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.1. Возникновение чувства ритма.
Чувство ритма развивается
прежде всего в музыкально-