Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:55, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.





ЗАДАЧИ:
Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5
Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
Особенности речи детей с общим недоразвитием речи………………..…11
Роль воспитателя в организации коррекционной работы детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………..………..…….14

ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16

2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16

2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16

2.2. Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников…………..18

2.3. Основные направления ритмической работы с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………………..…………21

2.4. Использование ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи…………………………..….23

2.4.1. Особенности двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи…23

2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24

ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…

3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………

3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Анны Свиридовой.docx

— 82.82 Кб (Скачать файл)

- развитие дыхания и орального праксиса, мимики;

- развитие четкого произношения (фонетическая ритмика);

- развитие голоса, просодии;

- развитие двигательных умений и тонких движений пальцев рук;

- развитие, коррекция речи;

- развитие высших психических функций;

- развитие чувства ритма и темпа;

- развитие творчества и инициативы.

Вывод: В целом, следует сделать вывод о том, что ритмика еще сравнительно недостаточно изученная и развитая область. Неоспорим тот факт, что ритмические занятия имеют очень большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Но, поскольку единые методы не разработаны, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для детей с общим недоразвитием речи, для всестороннего развития и коррекции нарушений которых необходимы такие занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим прямую необходимость в продолжении изучения данной науки и создании направлений ритмического воздействия на детей с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя логопедической группы по коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики

    1. Характеристика базы исследования

Проект педагогической деятельности (далее ППД) воспитателя по формированию предикативного словаря детей 5-6 лет  с общим недоразвитием речи рассчитан на период с января по май учебного года. Результативность ППД обеспечивается широким использованием игровых приемов, обеспечением активной позиции ребенка, опорой на наглядно-действенное, наглядно- образное, модельно - схематическое мышление, последовательностью использования различных видов наглядности (натуральной, изобразительной, схематической или модельной). Он может быть реализован как в специализированном дошкольном образовательном учреждении, так и в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.

    1. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы

Цель проекта педагогической деятельности:

Систематизация работы воспитателя  по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики

Цель педагогической деятельности воспитателя:

Обогащение и активизация предикативного словаря как средства формирования работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики

Задачи педагогической деятельности:

    • Закрепление умений детей оречевления движений, связанных с общей и ручной моторикой.
    • Закрепление умений детей оречевления действий, изображенных на картинках, иллюстрациях.
    • Развитие умений оречевления движений по схематическому изображению, модели, плану.
    •   Активизация глагольного словаря.

Условия реализации проектной деятельности

Занятия должны проводиться индивидуально  с каждым ребенком в хорошо освещенном помещении, групповой комнате, без  посторонних лиц, чтобы ребенка  ничего не отвлекало и он мог сконцентрироваться на задании. Обязательно предусмотрено  свободное рабочее место, стол, стул. В наличии заранее подготовленные учебно-наглядные и учебно-методические пособия с методикой их применения. В речевом уголке должны быть наглядные пособия и материалы для самостоятельных игр детей. В спортивном уголке таких групп должны присутствовать предметные картинки и схематические карточки с изображениями движений. Системная работа по развитию предикативной лексики должна проводиться в ходе любой деятельности ребенка на протяжении его всего пребывания в детском саду.

Формы организации образовательного процесса

Вся работа проводится во вторую половину дня. Совместная деятельность воспитателя  и детей, самостоятельная деятельность детей отражается в словесно-дидактических  играх и упражнениях с элементами моделирования. Индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком имеет  место при проведении диагностики. Микрогрупповая работа проводится при  разучивании стихотворений и  проведении словесных игр, а подгрупповая работа воспитателя с детьми - в  подвижных играх и логоритмических  упражнениях.

Ожидаемый результат реализации проекта педагогической деятельности

На начальном этапе работы уровень  сформированности предикативной лексики  детей 5-6 лет с ОНР (11-111 уровень  речевого развития) является пограничным  или не соответствующим возрастной норме развития. Результатом реализации данного проекта педагогической деятельности должно стать повышение  уровня предикативной лексики до низкого или среднего нормативного.

Критерии оценки результативности работы по реализации проекта педагогической деятельности.

В результате реализации проекта педагогической деятельности у детей 5-6 лет с  ОНР (11-111 уровень речевого развития) будут сформированы следующие умения:

  • называть различные действия, свойственные одному предмету;
  • использовать глаголы, характеризующие трудовые действия;
  •        употреблять глаголы в единственном и множественном числе;
  • использовать глаголы, противоположные по смыслу;
  • употреблять глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени;
  • образовывать глаголы с приставками;
  • использовать глаголы повелительного наклонения;
  • использовать глаголы, близкие по смыслу;
  • самостоятельно образовывать глаголы от других частей речи;
  • чередовать гласные и согласные буквы в основах глаголов.

Методы диагностики (контроля) результативности педагогической деятельности

В проекте педагогической деятельности воспитателя выделены 2 этапа выявления  уровней сформированности предикативной  лексики детей 5 - 6 лет с ОНР (11-111 уровень речевого развития). Первый этап входной диагностики приходится на сентябрь, а второй этап контрольной диагностики - на май. На обоих этапах рекомендуется проведение мониторинга уровня сформированности предикативной лексики детей дошкольного возраста с ОНР (11-111 уровень речевого развития), содержание которого отражено в таблице, составленной автором ВКР.

Для выявления уровня сформированности предикативной лексики решаются следующие задачи:

    1. Изучить состояние предикативной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
    2. Определить частоту употребления предикативных единиц в самостоятельной устной речи детей;
    3. Определить уровень сформированности предикативной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи (на основе полученных данных).

В основу таблицы мониторинга сформированности предикативной лексики детей  дошкольного возраста с ОНР (II-III уровень речевого развития) положены критерии, которые выделены в программах воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой и программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы (2010 г.). А так же в методиках Е.М. Мастюковой, Л .Г. Порамановой, И.А. Чистяковой, Н. Рудаковой.

      1. Программа воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой и программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы (базовая часть):

Критерии:

  • наличие в словаре ребенка глаголов, характеризующих трудовые действия;
  • использование глаголов повелительного наклонения; правильное употребление;
  • образование глаголов с приставками.
  1. Методика Чистяковой И.А. Критерии:
  • знание названий различных действий, свойственных одному объекту;
  • использование глаголов, близких по смыслу.
  1. Методика Рудаковой Н. Критерии:
  • использование глаголов, противоположных по смыслу.
  1. Методика Парамоновой Л. Г.

Критерии:

  • употребление глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени;
  • употребление глаголов в единственном и множественном числе.
  1. Программа Мастюковой Е.М. (дополнительная часть): Критерии:
  • чередования в основах глагола;
  • самостоятельное образование глаголов от других частей речи.

По критериям оценивается состояние  глагольного словаря ребенка. К  каждому из критериев подобраны  задания, при помощи которых можно  определить уровень сформированности предикативной лексики ребенка. Выделены пять основных уровней:

  • достаточный 36 - 32 балла;
  • средний 31 - 27 баллов;
  • низкий 26 - 22 балла;
  • пограничный 21-17 баллов
  • несоответствующий возрастной норме 16-12 баллов. Задания оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов в зависимости от степени самостоятельности выполнения их ребенком:
  1. 3 балла - задание выполнено самостоятельно; 2 балла - задание выполнено с небольшой помощью воспитателя;
  1. 1 балл - задание выполнено со второго раза после демонстрации его выполнения воспитателем.

По вертикали в таблице указаны  фамилии и имена детей, по горизонтали - названия программ и методик, критерии. В пояснительную часть таблицы  вынесены показатели баллов. Таблица  «Мониторинг сформированности предикативной  лексики детей дошкольного возраста с ОНР II- III уровня» помещается в приложения.

Для выявления уровня сформированности предикативной лексики детей  старшего дошкольного возраста с  ОНР (II-III уровень речевого развития) разработаны задания (дидактические упражнения), содержание которых описано в главе: «Кто, что делает?», «Укажите глагол в повелительном наклонении», «Выполни задание», «Необычные слова», «Предметы и их действия», «Слов много, а все об одном», «Противоположности», «Три времени действий», «Числа действий», «Веселые звуки», «Новые слова». Всего разработано десять заданий и упражнений. К каждому сформулирована цель, оборудование (если предусмотрено) и ход выполнения задания (упражнения).

Задание 1. Дидактическое  упражнение «Кто, что делает?»

Цель: выявить наличие в словаре  ребенка глаголов, характеризующих  трудовые действия.

Ход выполнения

Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением определенной профессии  и просит назвать ее. Затем ребенку  предлагается подобрать как можно  больше глаголов к разным профессиям по картинкам, которые ему показывают. Если возникают трудности, то можно  использовать наводящие вопросы, либо перейти к демонстрации другой, более  легкой профессии.

  1. Продавец...
  2. Парикмахер...
  3. Водитель...
  4. Врач...
  5. Учитель...
  6. Ученик...

Задание 2.

Вариант 2 А. Дидактическое упражнение «Укажите глагол в повелительном  наклонении»

Цель: выявить использование ребенком глаголов повелительного наклонения и  их правильное употребление.

Ход выполнения

1. а)отдохните;

б) помогаешь;

в) думал;

г) сделал бы.

      1. а) улыбается;

б)соберется;

в) отправься.

3.    а) тишь;

б) брешь;

в) режь.

Вариант 2 Б. Дидактическое упражнение «Выполни задание».

Информация о работе Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики