Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:55, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
ЗАДАЧИ:
Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5
Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
Особенности речи детей с общим недоразвитием речи………………..…11
Роль воспитателя в организации коррекционной работы детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………..………..…….14
ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16
2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16
2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16
2.2. Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников…………..18
2.3. Основные направления ритмической работы с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………………..…………21
2.4. Использование ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи…………………………..….23
2.4.1. Особенности двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи…23
2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24
ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…
3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………
3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
- развитие дыхания и орального праксиса, мимики;
- развитие четкого произношения (фонетическая ритмика);
- развитие голоса, просодии;
- развитие двигательных умений и тонких движений пальцев рук;
- развитие, коррекция речи;
- развитие высших психических функций;
- развитие чувства ритма и темпа;
- развитие творчества и инициативы.
Вывод: В целом, следует сделать вывод о том, что ритмика еще сравнительно недостаточно изученная и развитая область. Неоспорим тот факт, что ритмические занятия имеют очень большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Но, поскольку единые методы не разработаны, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для детей с общим недоразвитием речи, для всестороннего развития и коррекции нарушений которых необходимы такие занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим прямую необходимость в продолжении изучения данной науки и создании направлений ритмического воздействия на детей с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя логопедической группы по коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики
Проект педагогической деятельности (далее ППД) воспитателя по формированию предикативного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи рассчитан на период с января по май учебного года. Результативность ППД обеспечивается широким использованием игровых приемов, обеспечением активной позиции ребенка, опорой на наглядно-действенное, наглядно- образное, модельно - схематическое мышление, последовательностью использования различных видов наглядности (натуральной, изобразительной, схематической или модельной). Он может быть реализован как в специализированном дошкольном образовательном учреждении, так и в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.
Цель проекта педагогической деятельности:
Систематизация работы воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики
Цель педагогической деятельности воспитателя:
Обогащение и активизация
Задачи педагогической деятельности:
Условия реализации проектной деятельности
Занятия должны проводиться индивидуально
с каждым ребенком в хорошо освещенном
помещении, групповой комнате, без
посторонних лиц, чтобы ребенка
ничего не отвлекало и он мог сконцентрироваться
на задании. Обязательно предусмотрено
свободное рабочее место, стол, стул.
В наличии заранее
Формы организации образовательного процесса
Вся работа проводится во вторую половину
дня. Совместная деятельность воспитателя
и детей, самостоятельная деятельность
детей отражается в словесно-дидактических
играх и упражнениях с
Ожидаемый результат реализации проекта педагогической деятельности
На начальном этапе работы уровень сформированности предикативной лексики детей 5-6 лет с ОНР (11-111 уровень речевого развития) является пограничным или не соответствующим возрастной норме развития. Результатом реализации данного проекта педагогической деятельности должно стать повышение уровня предикативной лексики до низкого или среднего нормативного.
Критерии оценки результативности работы по реализации проекта педагогической деятельности.
В результате реализации проекта педагогической деятельности у детей 5-6 лет с ОНР (11-111 уровень речевого развития) будут сформированы следующие умения:
Методы диагностики (контроля) результативности педагогической деятельности
В проекте педагогической деятельности воспитателя выделены 2 этапа выявления уровней сформированности предикативной лексики детей 5 - 6 лет с ОНР (11-111 уровень речевого развития). Первый этап входной диагностики приходится на сентябрь, а второй этап контрольной диагностики - на май. На обоих этапах рекомендуется проведение мониторинга уровня сформированности предикативной лексики детей дошкольного возраста с ОНР (11-111 уровень речевого развития), содержание которого отражено в таблице, составленной автором ВКР.
Для выявления уровня сформированности предикативной лексики решаются следующие задачи:
В основу таблицы мониторинга
Критерии:
Критерии:
По критериям оценивается
По вертикали в таблице
Для выявления уровня сформированности предикативной лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР (II-III уровень речевого развития) разработаны задания (дидактические упражнения), содержание которых описано в главе: «Кто, что делает?», «Укажите глагол в повелительном наклонении», «Выполни задание», «Необычные слова», «Предметы и их действия», «Слов много, а все об одном», «Противоположности», «Три времени действий», «Числа действий», «Веселые звуки», «Новые слова». Всего разработано десять заданий и упражнений. К каждому сформулирована цель, оборудование (если предусмотрено) и ход выполнения задания (упражнения).
Задание 1. Дидактическое упражнение «Кто, что делает?»
Цель: выявить наличие в словаре ребенка глаголов, характеризующих трудовые действия.
Ход выполнения
Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением определенной профессии и просит назвать ее. Затем ребенку предлагается подобрать как можно больше глаголов к разным профессиям по картинкам, которые ему показывают. Если возникают трудности, то можно использовать наводящие вопросы, либо перейти к демонстрации другой, более легкой профессии.
Задание 2.
Вариант 2 А. Дидактическое упражнение «Укажите глагол в повелительном наклонении»
Цель: выявить использование ребенком глаголов повелительного наклонения и их правильное употребление.
Ход выполнения
1. а)отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.
б)соберется;
в) отправься.
3. а) тишь;
б) брешь;
в) режь.
Вариант 2 Б. Дидактическое упражнение «Выполни задание».