Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:55, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
ЗАДАЧИ:
Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5
Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
Особенности речи детей с общим недоразвитием речи………………..…11
Роль воспитателя в организации коррекционной работы детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………..………..…….14
ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16
2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16
2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16
2.2. Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников…………..18
2.3. Основные направления ритмической работы с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………………..…………21
2.4. Использование ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи…………………………..….23
2.4.1. Особенности двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи…23
2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24
ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…
3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………
3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
2.3. Основные направления
Формирование психологической базы движения:
Задачи:
- развивать высшие психические функции
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- воспитывать личностные качества (волю, инициативность, и т.д.).
Формы работы: индивидуальная (развитие высших психических функций), групповая, подгрупповая.
Средства работы:
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения в игре на инструментах;
- музыкальная самостоятельная деятельность;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы.
Упражнения, активизирующие внимание: Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая. Дети учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Воспитывается устойчивость внимания, наблюдательность, переключение, распределение; а ведь именно эти операции особенно нарушены, как показало исследование, у детей с общим недоразвитием речи.
Игровая деятельность: Игра имеет очень большое значение для общего развития ребенка, для его умственного и физического развития, для развития его эмоционально-волевой сферы.
В статических, малоподвижных и полуподвижных играх главным действующим элементом является эмоциональный фактор. В подвижных играх у детей воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Дети под влиянием подвижных игр хорошо физически развиваются. Музыкальное сопровождение игр ведет к развитию и закреплению полезных качеств и умений, воспитывает чувство ритма. Игры-драматизации могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Речевой материал усложняется в зависимости от этапа коррекционной работы.
Упражнения для развития творческой инициативы: К этим упражнениям относятся: дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно стимулировать воображение и фантазию детей, обращать их внимание на различный характер музыки, на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т. п.
Методические приёмы: развитие распределения внимания, развитие двигательных умений.
Упражнение: Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает "запрещенное" движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога.
Игра - драматизация "На кого я похож?"
Цель - развитие воображения, развитие двигательных умений, развитие мышления.
Упражнение: Каждому играющему предлагается изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное.
Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими.
2.4.Использование ритмики
в системе коррекционно-
2.4.1. Особенности двигательной
сферы детей с общим
Г. Р. Шашкина провела исследования, состояния моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной группы показали, что моторика детей с общим недоразвитием речи данного возраста значительно ниже возрастной группы, группа детей с общим недоразвитиемречи в моторном плане неоднородна, по уровню моторного развития можно выделить три подгруппы:
а) дети с нормальным моторным развитием (10%);
б) со сниженной моторикой (около 60%);
в) с несформированной моторной сферой (30%).
Состояние развития моторики и речи у дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальных ритмических занятий для более эффективного преодоления такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи. [11]
Г. А. Волкова отмечает, что дети с пониженной активностью коры, склонные к тормозным процессам, проявляют в игровой деятельности робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются [7]. А детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца.
2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи
Существуют несколько методик проведения ритмических занятий с детьми с речевыми нарушениями.
Гринер В. А. в своей работе "Логопедическая
ритмика для дошкольников" (1957
г.) говорит о необходимости
Автором предлагается следующая структура занятия:
Ознакомившись с данной методикой одним из положительных моментов можно считать то, что в занятиях Гринер В. А. особое значение придает упражнениям с включением речевого материала [8]. Слово вводится:
- в форме пения, которое может
быть использовано для
- в форме заданий, связывающих разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи;
- на особом месте стоят речевые
упражнения без музыкального
сопровождения (начиная с
- также в двигательные
задания включается речевой
Также очень важно то, что в основе всего метода лежит музыкальный ритм, как организующий момент.
На занятиях Гринер В. А. уделяет большое внимание и развитию высших психических функций, что, несомненно, является очень значимым в процессе развития детей с общим недоразвитием речи [8].
Однако, следует сказать о том, что данная методика больше подходит в плане работы с детьми заикающимися. О чем свидетельствует большой упор в работе на растормаживание мышечного тонуса детей, на пение, которое в структуре занятия выступает на первое место.
Также одним из недостатков этой методики мы считаем то, что очень мало внимания отводится четкому проговариванию отдельных звуков (фонетической ритмике), развитию речевых, мимических движений. И совсем не уделяется внимание развитию тонких движений пальцев рук, что, как мы считаем, играет одну из важнейших ролей в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников.
Г. Р. Шашкина, в соответствии с результатами своего исследования предлагает следующую структуру ритмического занятия [11]:
I. Подготовительная часть:
включает в себя ходьбу
II. Основная часть: включает в себя упражнения следующих направлений:
Анализируя предложенную Шашкиной Г. Р. схему занятия, можно отметить, что очень большое внимание уделяется развитию орального праксиса, мимики, что, несомненно, является одним из главных положительных моментов в этой методике [11]. Так как у детей с общим недоразвитием речи наблюдается не сформированность двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики, артикуляционной.
Также вся структура занятия построена логически верно.
Уделяется должное внимание и развитию высших психических функций, именно в момент речевой, игровой деятельности.
Таким образом, наблюдается комплексность, взаимосвязь воспитательных, коррекционных задач, что очень важно вообще для любого занятия.
Но следует отметить одним из недостатков этой методики то, что очень мало внимания уделяется развитию ориентировки в пространстве, развитию чувства ритма и темпа (ведь именно это и выделяет логоритмические занятия из других).
Также очень мало внимания уделяется развитию творческой деятельности, воображения, просодии речи, что является необходимым условием для развития личности дошкольника, эмоционально-волевой сферы.
Волкова Г. А. предлагает поэтапное
использование ритмических
I. Этап: Подготовительный.
Цели: - создание условий для установления контакта;
- формирование и корригирование основных движений (общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх); .
- воспитание сенсорных и сенсомоторных компонентов чувства ритма детей, с использованием способности рисования.
II. Этап: Формирование основных двигательных умений ребенка.
Цель: - тренировка основных движений (бег, ходьба, лазание, прыжки, метание мячей и т. п.).
В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений.
III. Этап: Развитие высших психических функций.
Цели: - развитие памяти;
- развитие тактильно-кинестетических ощущений;
- коррекция речи.
На занятиях активно используется драматизация. Развиваются навыки узнавания свойств предмета: веса, термических свойств и т. д. Параллельно идет обучение детей составлению групп из однородных предметов для усвоения понятий "много", "мало", "одинаково", и т. п.
IV. Этап: Совершенствование речевой деятельности.
Цели: - развитие анализа слов в предложении;
- обогащение словаря;
- стимуляция музыкальной деятельности детей.
Анализируя предложенную Волковой
Г. А. методику, следует отметить то,
что здесь работа идет системно,
по всем направлениям: развивается
моторика, речь, чувство ритма, высшие
психические функции, продуктивные
виды деятельности [7]. Что придает
наибольший положительный момент этой
методике, поскольку перечисленные
направления очень важны для
всестороннего развития ребенка
и коррекции его речевых
Однако, одной из специфик коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие орального праксиса, тонкой моторики, фонетическая ритмика; а в данной методике таких направлений ,не наблюдается и можно говорить о том, что она не подходит для коррекции общего недоразвития речи, так как не учитывает особенности психомоторики детей с общим недоразвитием речи. Также еще одним недостатком мы считаем отсутствие работы над дыханием, голосом.
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день не существует готовой, полноценной методики ритмического воздействия на детей с общим недоразвитием речи, которая бы учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей данной категории. Но, анализируя данные методики можно выделить для себя необходимые направления, учитывать их в дальнейшем при составлении ритмического комплекса упражнений. Выделенные направления: