Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:08, курсовая работа
Цель исследования – изучить развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.
Задачами исследования являются:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме.
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
Введение
Актуальность исследования. На протяжении прошлых веков обществу постоянно предъявлялись требования в воспитании, образовании и развитии личности. XXI век не является исключением. Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Однако, для правильной, эффективной организации работы над развитием воображения необходимо использовать традиционные приемы и методы работы. Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.Творческое воображение – достаточно сложный психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Выготский Л.С., Давыдов, Е. И., Д. Б. Эльконин и другие. Объект исследования – творческое воображение
Предмет исследования –диагностика и развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
Цель исследования – изучить развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.
Задачами исследования являются:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме.
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
3. Подобрать диагностические методики на определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста и провести их;
4.Разработать и провести занятия, направленные на развитие творческого
5.Выявить эффективность проведенной работы
Глава 1. Теоретический
обзор психологической
1.1 Воображение, как специфичный и сложный психический процесс
Любой человек оперирует образами. В образах человек воспроизводит как то, что было когда-то им воспринято, так и то, чего он непосредственно не воспринимал. Рубинштейн Л.С. утверждает, что "любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного". (13, с.317)Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений" (12, с.368). Л.С.Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений". Он отмечает, что "привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением" (2, С.15). Л.С.Рубинштейн отмечает, что воображение "может быть только у человека" (13, с. 319). Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел. По мнению Дубровиной И.В., "воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы" (3, с. 146).
Значимость воображения определяется в том, что оно позволяет представить результат того, что должно получиться перед началом осуществления деятельности. К.Марс отмечал, что "в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально" (3, с.16).Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы. В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции воображения. Мы считаем классификацию, предложенную Немовым С.Р. наиболее полную (9, с. 265-266):1) воображение – это представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.2) воображение регулирует эмоциональное состояние – при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.3) воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.4) воображение участвует в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.5) воображение – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. Так же при помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма. По мнению Немова С.Р. воображение можно развивать, но только при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, во время занятий данными видами деятельности. "В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода)" (9, с.266).Рубинштейн Л.С. утверждает, что в "воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения" (13, С.322). Уровни воображения определяются прежде всего отношением человека к процессу создания новых образов.
Рубинштейн Л.С. выделяет:
- пассивное и активное воображение – они различаются по степени намеренности и сознательности;
- воспроизводящее и творческое
(преображающее) –
- конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов.
Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. считают, что основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды (см. схема 1).
Схема 1
Пассивное воображение имеет две формы: произвольное и непроизвольное. К непроизвольным формам воображения относятся:
- сновидения – в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;
- галлюцинации – это
фантастические видения,
Пассивными произвольными формами воображения считаются:
- грезы – психическое
состояние, которое
- мечта – психическое
состояние, которое
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Основные формы активного воображения:
- воссоздающее – воображение,
при котором происходит
- антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;
- творческое – это
воображение, в ходе которого
человек самостоятельно
Воображение считается одним
из самых ярких психических
Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как "самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д." (16, с.54).Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы:
- Типизация (особое обобщение) – заключается в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
- Комбинирование – представляет
собой подбор и соединение
определенных черт предметов
или явлений. Комбинирование
- Акцентирование – заключается
в выделении определенных черт,
признаков, сторон, свойств, их
преувеличения или
- Реконструкция – заключается
в определении целостной
- Аглютинация, т.е. "склеивание"
различных, несоединимых в
- Гиперболизация – это
парадоксальное увеличение или
уменьшение предмета или
- Уподобление – позволяет
конструировать схемы,
- Расчленение заключается
в том, что новое получается
в результате разъединения
- Замещение – это замена одних элементов другими.
- Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Необходимо отметить, что
в основе всех вышеперечисленных
процессов находятся
Выготский Л.С. отмечает, что "для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека" (2, с.10). Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:
1) Любой образ воображения
создается из образов, взятых
из действительности и опыта
человека. Выготский Л.С. рассматривает
следующий пример: "Избушка на
курьих ножках". Образы, из которых
построен сказочный элемент,
2) Сложившийся образ воображения
является элементом
3) На процесс творческого
воображения оказывает влияние
эмоции. Выготский Л.С. отмечает,
что при создании нового
4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.
Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что "диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются" (2, с.22). Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения. Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему. Нельзя сказать, что процесс творческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.