Культура речевого поведения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Что же такое семья? Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3
1. Общение в современном обществе………………………………………………..4
1.1. Понятие общение………………………………………………………..…...4
1.2. Виды общения…………………………………………………………..……5
1.3. Функции современного общения……………………………………….....10
2. Как вести себя в кругу семьи……………………………………………………..12
2.1. Несколько поколений «под одной крышей»……………………………...13
2.2. Молодая семья…………………………………………………………….…15
2.3. Правила поведения в семье……………………………………………...…17
3. «Семейный язык»………………………………………………………………….20
3.1. Особенности мужского общения…………………………………………..21
3.2. Особенности женского общения…………………………………………..23
3.3. Некоторые фразы «семейного языка»…………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат риторика.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Химический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат по предмету «Тренинг профессионально ориентированных  риторики, дискуссии и общения»

 

 

 

 

Культура речевого поведения в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3

1. Общение в современном обществе………………………………………………..4

1.1. Понятие общение………………………………………………………..…...4

1.2. Виды общения…………………………………………………………..……5

1.3. Функции современного  общения……………………………………….....10

2. Как вести себя в кругу семьи……………………………………………………..12

2.1. Несколько  поколений «под одной крышей»……………………………...13

2.2. Молодая семья…………………………………………………………….…15

2.3. Правила поведения  в семье……………………………………………...…17

3. «Семейный  язык»………………………………………………………………….20

3.1. Особенности мужского общения…………………………………………..21

3.2. Особенности  женского общения…………………………………………..23

3.3. Некоторые фразы «семейного языка»…………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………………...30

Список литературы…………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями,

                      чувствами, стремлениями любимого человека.

(В.А. Сухомлинский)

Что же такое  семья? Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для взрослого  человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим  к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.[1]

Проще говоря, семья - это то место, где человека всегда поймут и всегда ждут. Но очень часто семьи становятся тем местом, где её члены постоянно подвержены критике и не чувствуют себя комфортно. Это явление может быть объяснено множеством причин. Одной из них является то, что многие из нас забывают или не знают элементарных правил общения и поведения именно в семье.

Некоторые полагают, что вежливость в кругу близких — дворянский  пережиток, что  среди своих  нет  необходимости придерживаться тех норм поведения, которые мы считаем обязательными при общении с посторонними. Так может думать только человек низкой культуры, для которого вежливость что-то вроде парадного костюма, предназначенного для выхода; в домашней обстановке он его быстренько сбрасывает, чтобы не помялся и не запылился от излишнего употребления.

Семья тем и  отличается от других коллективов, что  она основана на родственных отношениях, на взаимной любви и уважении. Тем  большее значение приобретает повседневная вежливость, взаимные уступки, готовность всегда пойти навстречу интересам близких в ущерб собственным. Все это для того, чтобы облегчить совместную жизнь, сделать ее приятной для всех.

 

1.Общение  в современном обществе

1.1. Понятие  общение

Под общением обычно понимают разговор людей друг с другом. Такое бытовое понимание «общения» слишком общее. Однако не всякий разговор можно считать общением, так же как и не всякое общение сводится к разговору: общаться, например, можно и взглядом. Если попытаться дать научное определение «общения», то мы увидим, что сделать это оказывается весьма трудно. Дело в том, что существует много явлений, близких к «общению»; в то же время само «общение» оказывается столь разнообразным, что нелегко выделить общие черты, характерные для всех видов «общения».

Под «общением» следует понимать осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся установлением эмоционального контакта между ними.

Общение есть и  у животных, но у них оно выполняет  преимущественно биологические функции, в то время как у человека - социальные, социально-психологические и индивидуально-психологические.

Как следует  из приведенного определения, общение  в полном смысле слова предполагает:

  1. Обмен информацией.
  2. Рациональную оформленность этого обмена. Обмен информацией должен осуществляться в подготовленной форме, иметь свои единицы, структуру и план, состоять из подготовленных и осмысленных единиц, а также он должен представлять собой осмысленное целое.
  3. Информационный обмен должен осуществляться собеседниками осознанно. Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся - в наш адрес данное сообщение не направляется. Если мой собеседник догадался по моим высказываниям о чем-либо, что я совсем не намеревался ему сообщать - это тоже не результат общения.
  4. Собеседник должен иметь при общении обратную связь. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня собеседник, а обратная связь подтверждает именно это, то между нами и не осуществляется общение. Говорящий следит за реакцией собеседника, и если тот кивает, поддакивает, соглашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то вопрос об эффективности общения под вопросом. С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу - неполноценное общение, гак как обратная связь там случайна и фрагментарна.
  5. Эмоциональный контакт с собеседником. Если эмоционального контакта нет, то и общение не может считаться состоявшимся – это просто информационный обмен. Так, мы обмениваемся информацией, но не общаемся с информатором в окошечке "Справки" на вокзале или с телефонисткой справочной службы "09". Для полноценного общения необходимо стараться установить с собеседником эмоциональный контакт.

1.2. Виды  общения

Типология видов  общения возможна на различных основаниях; остановимся лишь на наиболее важных.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, официальное, учебно-педагогическое, воспитательное, духовное и т. д.

По форме общения: открытое, закрытое, смешанное.

Закрытое общение - это общение, когда предметные позиции коммуникантов не имеют принципиального значения, не они определяют характер общения. При закрытом общении необходимо, в основном, придерживаться темы и соблюдать форму и правила общения. Таково, например, так называемое «светское общение» или «разговор на общие темы». Закрытое общение преследует несколько целей:

  1. заполнение времени беседой,
  2. демонстрация принадлежности общающихся к одной группе,
  3. соблюдение принятого в обществе для данного типа ситуаций ритуала.

К закрытому общению прибегают также в тех случаях, когда у собеседников очень различается уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребенком не будет говорить о серьезных вещах, а только на общие темы, потому что такие темы понятны ребенку. Аналогично осуществляется общение людей с большим разрывом в интеллектуальном уровне. Закрытое общение используется также тогда, когда собеседники мало знают друг друга - например, только что познакомились. В закрытом общении есть принятые данной культурой темы разговора, существуют многочисленные табу и ограничения, регламентирована тональность общения; она должна быть доброжелательной и оптимистической с обеих сторон, определены многие другие параметры. Несоблюдение норм закрытого общения в ситуациях, когда именно закрытое общение должно иметь место, рассматривается как грубое нарушение правил культуры общения, неумение себя вести в обществе.

При открытом общении предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом общении есть взаимная готовность выслушать собеседника и учесть его точку зрения. Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с товарищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных. В русском коммуникативном поведении типичный тип открытого общения - традиционный русский разговор по душам.

Смешанное общение содержит элементы открытого и закрытого общения одновременно. Такое общение обычно асимметрично - один из собеседников ведет себя по правилам открытого общения, а другой в силу тех или иных причин вынужден  придерживаться  правил закрытого общения. Такая ситуация может быть объяснена асимметричными отношениями собеседников: собеседники могут быть неравноправны в выборе тем, высказывании своей точки зрения, выборе форм выражения мысли в силу своего разного служебного или социального положения, возраста, пола или других факторов. Например, смешанный характер носит диалог учитель — ученик, начальник — подчиненный, преподаватель — студент, врач — пациент, служащий — клиент.

По свободе выбора партнера разграничивают инициативное и принудительное общение.

Инициативное   общение      предполагает,   что   собеседник   имеет возможность выбрать в качестве партнера того, кто ему симпатичен, и не вступать при этом в разговор с теми, с кем ему не хочется. Инициативное общение - это общение с другом, общение в условиях, когда человек идет к кому-либо в гости.

Принудительное общение предполагает, что человек вынужден общаться с кем-либо, независимо от интереса к этому человеку, испытываемых к нему чувств и т.д. Любопытно, что общение в семье рассматривается как форма принудительного общения: хотя мужа или жену мы изначально выбираем сами, в дальнейшем они остаются нашими принудительными собеседниками всю жизнь, и мы вынуждены с ними общаться, даже если в какой-то момент нам, может быть, этого и не хотелось бы. А для детей родители - всегда принудительные собеседники, поэтому повзрослевшие дети так и рвутся из дома, чтобы вступить в инициативное общение со сверстниками и уклониться от домашней коммуникативной "принудиловки". Это необходимо понимать, как и то, что супругам надо выходить за рамки своего принудительного общения друг с другом, которое часто становится раздражающим фактором в семейных отношениях. Надо выходить "в люди", ходить в гости, встречаться с новыми людьми, приглашать гостей к себе. Все это направлено на укрепление и стабилизацию семейных отношений.

По степени проявления личности в общении разграничивают обезличенное и личностное, глубокое общение.

При обезличенном общении человек не выступает как индивидуальность, а выступает лишь как некоторая социальная роль - покупатель, клиент, продавец и др. Он не "читает" собеседника, и собеседник не "читает" его, т.е. не выделяет его индивидуальные черты, не фиксирует в своем сознании какие-либо отличительные, индивидуальные качества собеседника - просто не обращает на них внимания. Так, к примеру, обычно общаются с железнодорожными кассирами, с кассирами в театре и кино, с информатором справочного бюро, с прохожим, у которого узнают дорогу или номер дома.

Личностное общение предполагает выявление в общении личности человека, проявление интереса к нему как к индивидуальности, выделение его из окружающих. Естественно, степень глубины такого общения может быть весьма различна. Так общаются с другом, новым знакомым, который вам понравился, с любимым человеком.

По продолжительности различают: кратковременное и длительное, периодическое и постоянное общение.

В коллективах  и семьях преобладает постоянное общение, общение с попутчиками, в транспорте, в очереди носит  кратковременный характер. Длительное общение - это разговор с другом, разговор по душам. У современного человека длительное общение занимает все меньшую долю в совокупном объеме коммуникации, возрастает удельный вес кратковременного общения. Это создает тягу к длительному, инициативному общению, которая часто остается неудовлетворенной и достаточно тяжело переживается в психологическом плане - "некогда с друзьями встретиться и поговорить".

По соотношению формы и содержания разграничивали прямое и косвенное общение.

Прямое  общение - это такое, при котором содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания употребленных в нем слов; содержание фразы полностью соответствует ее форме и невозможна другая интерпретация смысла, кроме данного, общепринятого.

При косвенном общении высказывание не понимается буквально, оно содержит некоторый второй план, который и составляет содержание высказывания. При косвенном высказывании фразу нельзя понимать буквально, необходимо расшифровать второй план, подтекст, который и составляет ее истинное коммуникативное содержание. Смысл косвенного высказывания выводится путем некоторой логической мыслительной операции, на основе жизненного опыта и анализа конкретной коммуникативной ситуации.

Например: - Закрой окно! - прямое высказывание, - Что-то холодно, ребята... - косвенное (в значении "закройте окно").

Косвенное общение (т.е. широкое использование в общении косвенных высказываний) считается более вежливым (хотя и прямое можно смягчить специальными языковыми средствами - интонацией, словами <пожалуйста>, <будьте любезны> и др.). Большинство взрослых предпочитает, чтобы указания им давались в косвенной форме.

Для понимания  косвенных высказываний необходимо достаточное знание жизни, типовых, предметных ситуаций, достаточно развитое логическое мышление, навыки логического получения выводного знания.

Косвенное общение  обладает рядом специфических особенностей.

  1. Потенциальная многозначность высказывания.

Одно и то же косвенное высказывание может  быть интерпретировано по-разному различными людьми. Все зависит от предшествующего  опыта, настроя, психического и физического  состояния, непосредственно предшествовавших моменту восприятия и многих других фактов. Предположим, юноша с девушкой гуляют вечером в парке и она говорит: "Что-то холодно стало...". Юноша может понять это высказывание как просьбу обнять и согреть девушку, но она может оттолкнуть его руку и назвать нахалом: - "Я вовсе не это имела в виду! Я хотела сказать, что пора идти домой!". Проверить, действительно ли она имела это в виду, невозможно.

  1. Зависимость понимания от возраста.

Дети до 11-12 лет  не понимают косвенных высказываний, так как у них еще недостаточно сформированы логические механизмы выводного знания и мал жизненный опыт. Так, детсадовским детям прочитали басню "Стрекоза и муравей", а потом попросили сказать, с кем бы они хотели дружить. Все дети сказали: "Со стрекозой!". Когда их попросили мотивировать свой выбор, они отметили, что стрекоза веселая, она поет и танцует, поэтому с ней интересно играть. А муравей только работает, играть с ним неинтересно. И еще он жадный - не дал стрекозе то, что она просила. Басня имеет отчетливую двуплановость - текст о животных и подтекст о людях. Косвенный смысл текста (подтекст) дети совершенно не уловили. Если учительница скажет первокласснику "Что-то холодно...", он, скорее всего, не поймет, что его просят закрыть окно, и может сказать: "Если холодно, закройте окно" или "Отойдите от окна, если вам холодно". Таким образом, дети до 11-12 лет не понимают смысла косвенных высказываний, им нужно говорить все прямо: - Закрой окно! Садись учить уроки! Иди домой! и т.д.

Информация о работе Культура речевого поведения в семье