Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:33, курс лекций
1). Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотъемлемо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые определяют весь облик личности.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные, но и качественные изменения. Процесс этот сложный и противоречивый. К основным противоречиям развития личности можно отнести:
1) противоречие между новыми
потребностями, порождаемыми
2) между растущими физическими
и духовными возможностями
3) между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных физических, психических и духовных изменений личности в качественные.
Исследователи установили ряд
важных зависимостей, выражающих закономерные
связи между процессом развития
и его результатами, с одной
стороны, и причинами, влияющими
на них, - с другой. Длительные исследования
позволили вывести общую
Познать закономерности человеческого
развития – это значит получить
ответ на ключевой вопрос: какими факторами
обусловлено течение и
- наследственности;
- социальной среды;
- воспитания.
Человек, будучи биологическим существом, в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его социальную сущность. Вот почему он рассматривается наукой как биосоциальное существо, как субъект исторической действительности. Поэтому понятие “человек” синтезирует в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.
Понятие “личность” включает в себя только социальные свойства и качества человека, которые делают его общественным существом. К ним относят речь, сознание, поведение и др. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Понятие “личность” характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У одних людей эти свойства и качества выражены более ярко, у других слабее. Встает вопрос: каковы же признаки и критерии степени развитости личности? К таким критериям обычно относятся:
1) способность обдумывать свои поступки и отвечать за них;
2) способность к автономной деятельности;
3) социальная активность и твердость взглядов, убеждений;
4) возрастная и психологическая зрелость;
5) разумность;
6) личное достоинство и свобода;
7) индивидуальность.
Понятия «человек» и «личность» необходимо дополнить понятием индивидуальности. Индивидуальность означает непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Индивидуальность педагога может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, педагогическом мастерстве и культуре. Таким образом, понятие “индивидуальность” включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придает им своеобразную красоту и неповторимость.
Характеризуя человека как
социальное существо, нельзя обойти понятие
“индивид”. Слово это латинского
происхождения и в переводе на
русский язык означает отдельный
представитель человеческого
Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятий развития и формирования личности.
Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений человека, которые происходят в его биологическом, психическом, физическом и социальном сознании.
Под формированием понимается результат развития личности в виде становления, приобретения ею совокупности устойчивых свойств и качеств.
Характеристики основных
факторов формирования и развития человека.Для
формирования человека как общественного
существа важное значение имеет его
природная способность к
Природное (биологическое) в
человеке – это то, что связывает
его с предками, а через них
– со всем живым миром. Отражением
биологического является наследственность.
Под наследственностью
Первое. Наследственные программы
развития человека включают детерминированную
и переменную части, определяющие как
то общее, что делает человека человеком,
так и то особенное, что делает
людей столь непохожими друг на друга.
Детерминированная часть
От родителей к детям передаются:
- особенности конституции;
- цвет волос, глаз и кожи;
- сочетание в организме различных белков, определенная группа крови, резус-фактор;
- физические особенности человека;
- особенности нервной
системы, обусловливающие
- различные болезни (шизофрения,
болезни крови, сахарный
- склонность к алкоголизму и наркомании.
Второе. Вариантная (переменная)
часть программы обеспечивает развитие
систем, помогающих организму человека
приспособиться к изменению условий
его существования. Обширнейшие
незаполненные области
Третье. Педагогический аспект
предполагает также наследование интеллектуальных,
специальных и моральных
- наследуются не способности
как индивидуально-психические
- реализация унаследованных
человеком задатков зависит от
условий жизни, среды,
- все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил;
- для нормального мозга
нет генетической
- может существовать
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие ими, достигают значительно более высоких результатов. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте. К специальным можно отнести музыкальные, художественные, математические, спортивные и другие задатки.
Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств. При расшифровке генетических программ не было обнаружено генов добра, зла, агрессивности и других. В западной педагогике доминирует суждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. В последнее время и отечественные ученые сначала завуалированно, а затем и открыто стали высказываться в пользу наследственной природы нравственности человека и его социального поведения.
Человек как биологический
вид подвергался очень
Таковы некоторые данные о влиянии биологического на развитие личности. Однако это влияние ни в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества и равнозначности.
Известно, что человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения и взаимодействия с социальной средой и другими людьми. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование и развитие личности влияют следующие средовые факторы:
географические
социальные
как бы дальняя среда (строй, условия жизни, социальные процессы и др.)
армейские
семейные
как бы ближняя среда
(семья, родные, друзья)
Взаимодействие человека с социальной средой обозначается понятием “социализация”, которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он раскладывается на этапы, на каждом из которых решаются определенные задачи, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
1) дотрудовая, включающая
весь период жизни человека
до начала трудовой
- ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления в школу;
- юношеская социализация,
включающая обучение и
2) трудовая деятельность, охватывающая период зрелости человека, включающая все ее стадии, в том числе и службу в армии;
3) послетрудовая стадия, наступающая
в пожилом возрасте в связи
с прекращением трудовой
Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению человеком социальных норм. Рассмотрим основные из них.
Одним из значимых механизмов
социализации является подавление, суть
которого сводится к исключению из
сферы сознания мыслей, чувств, желаний
и влечений, вызывающих стыд, чувство
вины или душевную боль. Этот механизм
объясняет факты забывания
Механизм произвольного подавления получил название вытеснения. Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и социальной нормой является реакция на противоположную установку.
Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-либо неприятных, травмирующих впечатлений.
Важную роль в процессе социализации играет механизм самоограничения, когда человек ограничивает свои возможности и не раскрывает их до конца.
Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции, который защищает человека от осознания этих же черт в себе.
В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой и образом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации.