Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:33, курс лекций
1). Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".
7)Взаимосвязь педагогической науки и практики
1. Педагогическая
наука и педагогическая
Любая наука
может определять в одном
Отличительной
чертой педагогики в общей
системе наук является то, что
педагогика изучает процесс
Начало изучения
научного исследования любой
науки обычно связано с
Любая наука
вправе иметь основные
Педагогика, появившись
как наука о воспитании детей
и молодежи, по мере увеличения
своих границ в области
Постоянно совершенствуясь,
любая наука привносит в свои
теоретические знания новые
Таким образом,
педагогическая наука – это
сочетание длительной практики
процессов обучения и
Научное знание
педагогической практики и
Как и в любой
науке, в педагогике
Исследование педагогической
науки следует начинать с
Настоящим педагогом может быть человек, имеющий, во-первых, призвание, внутреннее осознание того, что это именно его путь, а, во-вторых, также набор научных знаний и опыт, позволяющие постоянно находиться на пути поиска, развития, самосовершенствования.
8)В разработке основных
компонентов содержания
Согласно знаниевому подходу, основой содержания образования являются знания, формируемые в учебном процессе, а в структуре содержания образования выделяются следующие компоненты:
• знания – теоретические сведения, отражающие систематизированный и обобщённый опыт, накопленный человечеством;
• умения и навыки применения знаний на практике по готовым алгоритмам в стандартных ситуациях (умение – владение осмысливаемым действием, выполняемым под контролем сознания; навык – действие, доведённое до автоматизма);
• опыт творческой деятельности – способность личности применять усвоенные знания, умения и навыки (ЗУНы) в новых для себя ситуациях, алгоритм действий в которых заранее не известен;
• опыт отношений к различным сторонам окружающего мира, к самому себе, формируемый в результате осмысления и эмоционального переживания приобретаемых личностью знаний и опыта.
При компетентностном подходе основой содержания образования являются компетенции – умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере. Компетенции, формируемые в учебном процессе, многочисленны, они относятся к видам человеческой деятельности, к разным сферам социального взаимодействия.
В настоящее время в основу конструирования содержания общего образования положена следующая структура компетенций:
• личностные компетенции;
• метапредметные компетенции;
• предметные компетенции.
Содержание этих блоков компетенций раскрыто в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
В начале XXI в. преобладающим становится именно компетентностный подход к конструированию содержания образования на всех его ступенях.
Конструирование содержания образования для учащихся разных ступеней обучения основано на идее возрастосообразности педагогического процесса.
Ступень начальной школы
соответствует младшему школьному
возрасту. В этом возрасте на первый
план выходит регламентация
Ступень основной школы (5-9 классы)
соответствует подростковому
Ступень полной (средней) школы
соответствует старшему школьному
возрасту. В старших классах несколько
смягчаются (но не исчезают полностью)
противоречия, свойственные подростковому
возрасту, и в большинстве случаев
устанавливаются
5)Возрастосообразность –
свойство педагогического
В истории педагогической
мысли давно сформировалось понимание
необходимости учёта возрастных
особенностей учащихся, воспитанников.
Так,Я.А. Коменский обосновал принцип
природосообразности –
Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых выделяются…
- требования к ребенку, предъявляемые на данном этапе его жизни;
- его отношения с окружающими;
- характер знаний и деятельности, которые он усваивает;
- преобладающие способы
усвоения знаний и опыта
- особенности различных
сторон физического развития
ребенка (например, особые условия,
обусловленные перестройкой
Каждый период возрастного
развития – это качественно особый
этап, который характеризуется
Одним из примеров возрастосообразности
педагогического процесса может
служить использование
Необходимость возрастосообразности обусловлена также наличием в развитии ребёнка сензитивных периодов.
Сензитивный период развития – период в жизни человека, наиболее благоприятный для формирования у него определенных психологических свойств личности и видов поведения. Иначе говоря, во время сензитивного периода определённое свойство личность формируется лучше всего и легче всего. Например, сензитивным периодам развития речи является возраст от полутора до трёх лет. Если по истечении этого времени речь развита недостаточно, впоследствии развитие речи будет связано с большими трудностями, и есть вероятность, что это педагогическое упущение так и не удастся преодолеть.
10)Содержание образования
как фундамент базовой
Под содержанием образования следует понимать:
1) систему научных знаний, практических умений и навыков;
2) систему мировоззренческих
и нравственно-эстетических
3) часть общественного
опыта поколений, которая
Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:
1) физическое воспитание и образование;
2) эстетическое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) умственное воспитание;
5) нравственное воспитание.
Составные части каждого направления содержания воспитания:
1) знания;
2) навыки;
3) умения;
4) способности.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:
1) в понятиях;
2) в категориях;
3) в принципах;
4) в законах и закономерностях;
5) в идеях;
6) в символах;
7) в концепциях;
8) в теориях.
Навыки состоят из приемов
контроля и приемов регулирования.
Они рассматриваются как
Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.
Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:
1) формировать всестороннее
и гармоничное развитие
2) обеспечивать умственное развитие;
3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;
4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
11)Концепции содержания образования
В дидактике существуют различные трактовки понятия «содержание образования». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания оказываются знания, заслоняя самого человека.