Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:33, курс лекций

Краткое описание

1). Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word (3).docx

— 51.67 Кб (Скачать файл)

Содержание образования  – это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров), основные знания, умения и навыки соответствующей  области научных знаний (Т.А. Ильина), система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих  и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф.Харламов); система научных  знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и  творческого опыта (В.В. Воронов).

«Содержание образования  – это некоторая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и  эмоционально-ценностного отношения  к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности», – так трактуется содержание образования в «Педагогическом  энциклопедическом словаре» (Б.М. Бим-Бад). В данном определении прослеживается личностно ориентированный подход к содержанию образования.

Содержание образования  – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к  общественной жизни и труду (Ю.К. Бабанский). В этом определении присутствуют все элементы социального опыта, накопленного человечеством, и содержание образования рассматривается как  один из компонентов процесса обучения.

Содержание образования  – это содержание процесса прогрессивных  изменений свойств и качеств  личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность (В.С. Леднев).

Содержание образования  – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов  объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).

12)По материалам моих  лекций.

 

Веками педагогический процесс  основывался на знаниях как главной  ценности образования. Овладение знаниями являлось базовым показателем результата обучения и воспитания, а формирование практической деятельности рассматривалось  как усвоение опыта применения знаний на практике. Такой подход к построению педагогического процесса получил  название знаниевого. Однако во 2-й половине XX в. знания, приобретаемые в школе, начали терять свою ценность, что было обусловлено ростом доступности  разнообразной информации. Особенно отчётливо это проявляется в  наше время на фоне информатизации и бурного развития средств массовой коммуникации. В наши дни знания, с одной стороны, играют важную роль в научно-техническом и общественном прогрессе, с другой - перестали быть абсолютной ценностью образования, а их место заняла активная саморазвивающаяся  личность, способная к поиску знаний, их обработке и применению в разнообразных  ситуациях практической деятельности.

 

Изменение ценностной основы образования привело к необходимости  введения нового понятия, отражающего  интегральную способность личности решать стоящие перед ней задачи, вбирающего в себя знания и опыт, накопленные человечеством, усвоенные  личностью и трансформированные в соответствии с её индивидуальными  особенностями. Таким понятием стала  компетентность - общая способность  личности успешно решать определённые задачи, обусловленные спецификой осуществляемой деятельности. Подход к построению педагогического процесса как процесса формирования компетентности называется компетентностным подходом.

 

Компетентность - понятие  общее, охватывающее всю деятельность и весь спектр решаемых в ней задач. Для конкретизации содержания компетентности применительно к тем или иным видам деятельности в компетентностном подходе вводится понятие компетенция.

 

Понятие компетенция является сравнительно новым. В научной литературе выделены следующие ключевые признаки компетенции.

 

1. Компетенция относится  к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность,  основанная на знаниях, опыте,  ценностях, склонностях, которые  приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни  к знаниям, ни к навыкам;  быть компетентным – не означает  быть ученым или образованным»  [1].

 

2. Компетенция формируется  в результате осознанной деятельности. Для овладения компетенцией учащийся  должен стать субъектом деятельности.

 

3. Природа компетенций  зависит от контекста деятельности - конкретных обстоятельств. "Быть  компетентным" означает уметь  применить полученные знания  и опыт в данной ситуации. Поэтому  для формирования каких-либо компетенций  необходимы такие условия, в  которых проявляются эти компетенции. 

 

4. Компетенция развивается,  отталкиваясь от начального уровня.

 

5. Компетенция имеет многосторонний, разноплановый и системный характер, она развивается как результат  интеграции знаний, умений и навыков. 

 

Соотношение понятий компетентность и компетенция большинством авторов  определяется следующим образом:

• компетентность - результат овладения компетенциями; компетентность человека может быть боле или менее высокой, в зависимости от того, сколькими компетенциями он владеет и каков уровень владения ими;

• компетенция - элемент компетентности, связанный с решением определённой задачи или класса задач; при проектировании компетентности компетенции служат структурными единицами, "кирпичиками", из которых выстраивается компетентность определённой направленности и требуемого уровня;

• чем сложней ("многозадачней") деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть.

Существует несколько  подходов к классификации компетенций.

 

В ряде публикаций выделяются ключевые, базовые и предметные компетенции.

 

А.В. Хуторской [3] подразделяет ключевые компетенции на...

• ценностно-смысловые;

• общекультурные;

• учебно-познавательные;

• информационные;

• коммуникативные;

• социально-трудовые;

• компетенции личностного самосовершенствования.

Базовые компетенции субъекта учебной деятельности [2] включают в  себя:

• змоционально-психологические (любознательность, доверие педагогам, способность проявлять эмоциональную устойчивость при напряжении и т.д.);

• регулятивные компетенции (ответственность за результаты учебы, умения определять цели учебной деятельности, концентрироваться на учебе, делать обобщающие выводы и др.);

• социальные (способность к проявлению терпимости к другим мнениям и позициям, к сотрудничеству, к оказанию помощи, умение работать в группе и т.п.);

• учебно-познавательные (умение учиться, отыскивать причины явлений, самостоятельно выполнять задания, выявлять допущенные ошибки и т.д.);

• творческие (умения принимать решения в различных ситуациях, генерировать другие способы решения проблемы, находить другие источники информации, заявлять о своих потребностях и интересах);

• компетенции самосовершенствования (способность применять знания и умения на практике, извлекать пользу из полученного опыта, осуществлять самоконтроль и саморазвитие и др.).

Предметные компетенции  обусловлены особенностями каждого  из учебных предметов.

13) содержания предметов  науки, в числе которых значатся - принцип соотнесения учебного  материала с уровнем развития  современной науки - принцип политехнизма - принцип единства и противоположности  логики науки и учебного предмета. Принципы формирования содержания  из области искусства, куда  отнесены - принцип единства идейного  содержания и художественной  формы - принцип гармоничного  культурного развития личности - принцип идейной общности и  взаимосвязи искусств - принцип учета  возрастных особенностей.

Принципы формирования содержания из областей труда и физического  развития, в состав которых включены - принцип общественно-экономической  целесообразности и необходимости  детского труда, его включенности в  производственную деятельность - принцип  связи труда с наукой - принцип  соответствия детского труда требованиям  современных профессий. Легко заметить, что вся представленная выше номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципов, а именно - принцип соответствия содержания

образования во всех его элементах  и на всех уровнях его конструирования  уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества - принцип учета содержательной и  процессуальной сторон обучения при  формировании и конструировании  содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных  предметах учебного плана - принцип  структурного единства содержания образования  на разных

уровнях его формирования с учетом личностного развития и  становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования. Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в  состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и  принципами формирования и конструирования  содержания школьного образования  в педагогической науке разработана  следующая общедидактическая система

14)


Информация о работе Лекции по "Педагогике"