Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:33, курс лекций
1). Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".
Содержание образования – это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров), основные знания, умения и навыки соответствующей области научных знаний (Т.А. Ильина), система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф.Харламов); система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта (В.В. Воронов).
«Содержание образования
– это некоторая адаптированная
система знаний, умений и навыков,
опыта творческой деятельности и
эмоционально-ценностного
Содержание образования
– это система научных знаний,
умений и навыков, овладение которыми
обеспечивает всесторонне развитие
умственных и физических способностей
школьников, формирование их мировоззрения,
морали и поведения, подготовку к
общественной жизни и труду (Ю.К.
Бабанский). В этом определении присутствуют
все элементы социального опыта,
накопленного человечеством, и содержание
образования рассматривается
Содержание образования – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность (В.С. Леднев).
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).
12)По материалам моих лекций.
Веками педагогический процесс
основывался на знаниях как главной
ценности образования. Овладение знаниями
являлось базовым показателем результата
обучения и воспитания, а формирование
практической деятельности рассматривалось
как усвоение опыта применения знаний
на практике. Такой подход к построению
педагогического процесса получил
название знаниевого. Однако во 2-й половине
XX в. знания, приобретаемые в школе,
начали терять свою ценность, что было
обусловлено ростом доступности
разнообразной информации. Особенно
отчётливо это проявляется в
наше время на фоне информатизации
и бурного развития средств массовой
коммуникации. В наши дни знания,
с одной стороны, играют важную роль
в научно-техническом и
Изменение ценностной основы
образования привело к
Компетентность - понятие общее, охватывающее всю деятельность и весь спектр решаемых в ней задач. Для конкретизации содержания компетентности применительно к тем или иным видам деятельности в компетентностном подходе вводится понятие компетенция.
Понятие компетенция является сравнительно новым. В научной литературе выделены следующие ключевые признаки компетенции.
1. Компетенция относится
к области умений, а не знаний.
«Компетенция – это общая
2. Компетенция формируется
в результате осознанной
3. Природа компетенций
зависит от контекста
4. Компетенция развивается,
отталкиваясь от начального
5. Компетенция имеет
Соотношение понятий компетентность и компетенция большинством авторов определяется следующим образом:
• компетентность - результат овладения компетенциями; компетентность человека может быть боле или менее высокой, в зависимости от того, сколькими компетенциями он владеет и каков уровень владения ими;
• компетенция - элемент компетентности, связанный с решением определённой задачи или класса задач; при проектировании компетентности компетенции служат структурными единицами, "кирпичиками", из которых выстраивается компетентность определённой направленности и требуемого уровня;
• чем сложней ("многозадачней") деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть.
Существует несколько подходов к классификации компетенций.
В ряде публикаций выделяются ключевые, базовые и предметные компетенции.
А.В. Хуторской [3] подразделяет ключевые компетенции на...
• ценностно-смысловые;
• общекультурные;
• учебно-познавательные;
• информационные;
• коммуникативные;
• социально-трудовые;
• компетенции личностного самосовершенствования.
Базовые компетенции субъекта учебной деятельности [2] включают в себя:
• змоционально-психологические (любознательность, доверие педагогам, способность проявлять эмоциональную устойчивость при напряжении и т.д.);
• регулятивные компетенции (ответственность за результаты учебы, умения определять цели учебной деятельности, концентрироваться на учебе, делать обобщающие выводы и др.);
• социальные (способность к проявлению терпимости к другим мнениям и позициям, к сотрудничеству, к оказанию помощи, умение работать в группе и т.п.);
• учебно-познавательные (умение учиться, отыскивать причины явлений, самостоятельно выполнять задания, выявлять допущенные ошибки и т.д.);
• творческие (умения принимать решения в различных ситуациях, генерировать другие способы решения проблемы, находить другие источники информации, заявлять о своих потребностях и интересах);
• компетенции самосовершенствования (способность применять знания и умения на практике, извлекать пользу из полученного опыта, осуществлять самоконтроль и саморазвитие и др.).
Предметные компетенции
обусловлены особенностями
13) содержания предметов
науки, в числе которых
Принципы формирования содержания
из областей труда и физического
развития, в состав которых включены
- принцип общественно-
образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества - принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана - принцип структурного единства содержания образования на разных
уровнях его формирования
с учетом личностного развития и
становления школьника, предполагающий
взаимную уравновешенность, пропорциональность
и гармонию компонентов содержания
образования. Указанные принципы являются
главными ориентирами того, что следует,
а что не следует включать в
состав содержания образования. В соответствии
с перечисленными факторами и
принципами формирования и конструирования
содержания школьного образования
в педагогической науке разработана
следующая общедидактическая
14)